Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове Храм илии пророка в черкизово расписание служб

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Координаты :

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия . Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в ; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) - архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище - самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) - знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) - профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) - генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) - священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) - протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) - настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) - настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) - ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) - военный летчик

Фотографии

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 02.jpg

    Ильинский храм и окружающее его кладбище

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 41.jpg

    Ильинский храм

Напишите отзыв о статье "Храм Ильи Пророка в Черкизове"

Примечания

Ссылки

  • храма Илии Пророка в Черкизове

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

37. Изидора-3. Мэтэора
Я очнулась в жутком, холодном подвале, густо пропитанном приторным запахом крови и смерти...
Онемевшее тело не слушалось и ныло, никак не желая «проснуться»... А Душа с лёгкостью птицы витала в светлом мире воспоминаний, возвращая из памяти любимые лица и полные счастья дни, когда ещё не заглядывала в нашу жизнь печаль, и когда не было места в ней горечи и боли... Там, в том прекрасном «ушедшем» мире всё ещё жил мой чудесный муж, Джироламо... там колокольчиком заливался весёлый смех маленькой Анны... там ласково улыбалась мне по утрам моя милая, нежная мама... там терпеливо учил меня мудрости Жизни мой добрый и светлый отец... Этот мир был счастливым и солнечным, и душа моя рвалась обратно, улетая всё дальше и дальше... чтобы никогда более не возвращаться назад...
Но злая реальность почему-то меня не отпускала... Она безжалостно стучалась, насильно пробуждая воспалённый мозг, требуя возврата «домой». Родной и несовершенный Земной мир звал на помощь... Караффа жил... И пока он дышал – не могло быть в нашем мире радости и света.
Пора была возвращаться...
Глубоко вздохнув, я наконец-то почувствовала своё застывшее в одиночестве физическое тело – жизнь нехотя, по крупицам возвращалась в него... Оставалось только мужаться...
В помещении, в котором я находилась, стояла плотная, оглушающая, густая тишина. Я сидела в грубом деревянном кресле, не шевелясь и не открывая глаз, стараясь не показать «присутствовавшим» (если таковые там находились), что очнулась. Всё прекрасно чувствуя и слыша, я напряжённо «осматривалась», стараясь определить, что происходило вокруг.
Потихонечку приходя в себя и начиная вспоминать происшедшее, я вдруг очень ярко увидела, ЧТО оказалось настоящей причиной моего внезапного и глубокого обморока!..
Холодный ужас острыми тисками сжал помертвевшее сердце, даже не дав ему полностью очнуться!..
Отец!.. Мой бедный, добрый отец находился ЗДЕСЬ!!! В этом страшном, кровавом подвале – жутком логове изощрённой смерти... Он был следующим за Джироламо... Он умирал. Зловещая ловушка Караффы захлопнулась, проглатывая его чистую Душу...

Черкизово – одно из подмосковных сел, которые вошли в состав Москвы в XX веке. Первое упоминание о селе Черкизове относится к XIV веку, когда его получил во владение боярин Андрей Серкизов, сын татарского царевича Серкиз-бея, коломенского воеводы. Во время татаро-монгольского ига многие татары переходили на службу к русским князьям, были среди них и высокопоставленные царевичи, у которых не складывались отношения с ханам Золотой Орды. Интересно отметить, что сам воевода Андрей Серкизов погиб в 1380 году на Куликовом поле. Еще при его жизни село Черкизово перешло во владение к Илье Озакову, который тоже был татарином, выходцем из Золотой Орды, который принял православие. Илья Озаков продал свои подмосковные села и деревни митрополиту Московскому Алексию. С этого времени Черкизово стало одной из вотчин московского Чудова монастыря. Первый храм в Черкизово появился при Илье Озакове. Первоначально церковь во имя святого Ильи Пророка была деревянной. Она была поставлена Ильей Озаковым в честь своего небесного покровителя – Ильи Пророка. Деревня Черкизово была куплена митрополитом Алексием на свои келейные деньги, поэтому она была подкреплена купчей грамотой. Память народная надолго сохранила память о делах митрополита Алексия на благо Москвы и Руси. Митрополит Алексий был канонизирован Русской православной церковью как святой. Поэтому, наверное, в переписных книгах XVII века село Черкизово упоминается как «чудотворца Алексия вотчина».
В XVI веке в Черкизово любил приезжать на охоту царь Иван Грозный.
В своем нынешнем виде церковь святого Ильи Пророка в Черкизово была сооружения в 1690 году. Тогда же к ней был пристроен каменный придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Позже у церкви был устроен еще один придел – во имя Воздвижения Креста Господня и сооруженная высокая колокольня с шатровым завершением. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. По всей вероятности, строительство Ильинского храма приходится на 1689–1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Рядом с церковь находилось приходское кладбище, где стояла деревянная часовня. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядела так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».
Церковь Ильи Пророка неоднократно перестраивалась. В 1821 года она была отремонтирована при участии известного архитектора М.Ф.Казакова. К центральному куполу церкви были пристроены четыре боковые главки, была перестроена и церковная колокольня. Храм неоднократно ремонтировался и во второй половине XIX века.
В советское время храм продолжал оставаться действующим. Но в связи с запретом на колокольный звон, в 1930-е годы из храма были изъяты все колокола. Храм неоднократно собирались закрыть и снести. Одна из опасностей нависла над храмом при строительстве близ него линии метрополитена. Но храм выстоял, в нем продолжались богослужения. Очень хорошо, что этот замечательный памятник русской архитектуры сохранился до нашего времени!

Храм Илии пророка в Черкизове, его ещё называют храм Воздвижения Креста Господня расположен на возвышенности. Небольшой, неописуемой красоты, с богатейшей историей, он привлекает к себе множество народа. Вот она – улица Большая Черкизовская с шумной дорогой, с кипящей жизнью. Но чуть свернул, поднялся в горку, зашел за ограду и оказался в другом измерении. Вековая тишина, древнейшее в Москве кладбище, благодать…

Кстати, когда-то улица, на которой расположилась обитель, называлась Штатной Горкой. Начиналась она от Большой Черкизовской, в XIX веке проходящей немного южнее, чем сейчас, шла перпендикулярно ей на север, вдоль восточного берега Черкизовского (Архиерейского) пруда. Заканчивалась как раз около церкви. В настоящее время из-за антропогенных изменений рельефа улица исчезла. И числившийся ранее дом 17 (сам храм) по Штатной Горке, теперь значится по Большой Черкизовской улице с тем же номером.

Нужно отметить, что в настоящее время от первоначального строения сохранился лишь двухсветный четверик — престол Воздвижения Креста Господня. Его трёхчастная апсида, боковые приделы — престолы Алексия митрополита Московского и Всея Руси чудотворца и пророка Илии, трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов — в 1856, 1883 и 1899 годах в формах, имитирующих архитектуру XVII века.

Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня - 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей. Окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года.

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Первые владельцы села Черкизово

Что интересно, история храма начинается задолго до появления собственно самих стен и крепко связана с историей Золотой Орды. Переведем часы назад, в далекий XIV век.

Именно к тому времени относится первое упоминание о Черкизове. Жил тогда татарский царевич Серкиз-бей. Случилось настоящее чудо, иначе не скажешь. Серкиз добровольно принял крещение с именем Иван. И стал он коломенским воеводой. Так же и его сын Андрей Иванович верой и правдой служил Руси. Был он уже боярином Серкизовым. Владел селом, которое и назвали его именем. Будучи воеводой Переяславского полка погиб в 1380 году на Куликовом поле.

Видимо, местность эта принадлежала Серкизовым недолго. В книге 1895 года москвоведа Петра Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). И он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, принявшим православие. Являясь набожным человеком именно он выстроил на холме в Черкизове первую деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Илии пророка.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Миллион на самолет

Хотелось бы упомянуть об очень важном и показательном факте. В годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство храма собрали один миллион рублей на строительство самолета и отправили напрямую верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. В ответ получили от вождя благодарственную телеграмму. Может, и поэтому хоть и собирались несколько раз закрыть приход, службы здесь никогда не прекращались.

Но церковь долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта.

Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,- по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного - Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Счастливый храм

У храма Илии пророка есть одна особенность. Историки, журналисты, верующие в своих отзывах нередко употребляют эпитет – счастливый. Так и говорят- счастливый храм. Со счастливой историей. Со счастливой атмосферой. Со счастливыми прихожанами. Да будет так!

Массовое возведение православных храмов всегда говорит о том, что религия действительно необходимое духовное "лекарство" для народа. Данное утверждение нельзя опровергнуть, ведь на самом деле это так и есть. В религии можно найти некое спокойствие и умиротворение, также человек может получить объяснения на то, что было недоступно в других сферах.

История основания церкви

История возведения храма непосредственно переплетается с возникновением села, в котором он расположился. Село Черкизово было заселено еще в XIV веке. Своему названию оно обязано владельцу, но, к сожалению, уже через некоторое время село было продано другому человеку. Им оказался представитель Золотой Орды. Второй хозяин был набожным, именно с его попечительства и была возведена церковь имени Ильи. Месторасположение храма Пророка Божия Илии в Черкизове было подобрано достаточно удачно: живописный район селения на берегу реки под названием Сосенка. Она приходится правым притоком речке Хапиловке.

На сегодняшний день большая часть реки заточена в трубе, кроме красивого водоема. Сейчас его называют Черкизовским прудом, на побережье которого и расположилась прекрасная церковь, представляющая собой истинное украшение этого места, напоминая жителям о религиозной жизни. Владелец села имел родного брата, оба они были одними из близких соратников Митрополита Алексия.

Невероятно красивое месторасположение церкви очень понравилось даже самому митрополиту, по его решению обитель стала летней резиденцией Московского патриархата. Со временем здесь стали появляться новые постройки, резиденция расширялась и приобрела новые краски.

Каменная церковь

Уже со временем было принято решение на месте старой деревянной храмовой постройки возвести великолепную каменную церковь. Это решение воплощалось в реальность с 1689 по 1690 год. Храм был построен в максимально короткие сроки, и уже в июне 1690 года здесь было произведено его освещение. Помимо храма, была возведена трапезная и звонница.

А вот уже в 1821 году случилась еще одна перестройка, и храм стал пятиглавым, но это было ненадолго. Впоследствии храм Илии Пророка в Черкизове подвергся более внушительным реконструкциям. Таким образом, в XIX веке по решению наставника храма Отца Павла был разработан план по возведению новой колокольни согласно проекту известного архитектора Егорова, а уже в 1888 году данный проект был полностью утвержден. Работы были окончены в 1890 году и обитель снова осветили.

Удивительно, но храм окружен кладбищем, которое является одним из самых древних на территории всего города Москвы. Именно здесь захоронены люди, которые имели весомое историческое значение. Это кладбище не было разворовано в советское время, как это случилось со многими другими. Здесь покоятся тела известных людей, например, в 1861 году здесь захоронили московского юродивого, который был причислен к лику святых. О его способностях свидетельствуют многие факты. Корейша, который был запечатлен в прозе Лескова и Достоевского - образ, срисованный с этого человека.

Во времена, когда развернулась Великая Отечественная война, набожными людьми и руководством данного храма было собрано около 1 млн руб., отправленных к Сталину на постройку самолетов. На что вождь направил ответную телеграмму с благодарностями. Именно благодаря этому поступку храму удалось пережить тяжелые советские годы, не пострадав и не потерпев разрушений. Уже в середине 20 века в храм начали привозить святые образы из соседних церквей, именно эти иконы должны были уничтожить, но благодаря святым стенам их удалось сохранить.

Обитель сегодня

На данный момент является полностью функционирующим храм Илии Пророка в Черкизове. Расписание богослужений можно изучить при входе в обитель. Службы проводятся ежедневно, утром в 9.00 и вечером в 17.00.

30 декабря 2011 года духовным наставником храма был назначен архимандрит Савва. Он является одним из архимандритов Русской православной церкви.

Кладбище Черкизовское

Кладбище, которое расположилось поблизости от церкви, является одним из самых маленьких во всем городе. Название его совпадает с наименованием села, в котором оно располагалось. В 1904 году это кладбище было причислено к составу захоронений города Москвы. С 1998 года здесь ведется архив регистрации всех погребенных людей. На кладбище открыт специальный пункт проката необходимых вещей для ухода за могилами. На сегодняшний день на территории проводятся только родственные захоронения, каждый день кладбище открыто, и его можно посещать.

Иконы

Святыни храма Илии Пророка в Черкизове ежедневно помогают многим прихожанам в различных нуждах. К основным святыням относят:

  • Святой образ Богородицы «Успение».
  • «Живоносный источник».
  • «Исцеление св. Алексием Тандулы».

Есть здесь и множество других святынь, ради которых в эти края едут люди в надежде на Божью благодать.

Как доехать

Обитель расположена по адресу: г. Москва, улица Б. Черкизовская 17. Проще всего добраться на метро, ст. «Черкизовская» или «Преображенская площадь». Добраться до храма не составит особого труда. Но если вы оказались в Черкизове, обязательно посетите это уникальное место. Здесь даже воздух пропитан историей и благостью.

Церковь Илии Пророк в Черкизове на реке Сосенке

ул. Штатная горка, 17; близ Б. Черкизовской ул., 95

"Село Черкизово названо в XIV в. по владельцу - боярину Андрею Серкизу, участнику Куликовской битвы".

"Первым владельцем Черкизова в XIV в. был Илья Азаков, который поставил здесь деревянную церковь во имя пророка Илии. Митрополит Алексий, правивший с 1354 по 1378 г., купил у него "сельцо Черкизово на свое серебрецо", как сказано в его духовной грамоте, т.е. на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. За ним село и состояло до 1764 г., когда по всей России у монастырей были отобраны земли. С этого времени за Чудовым монастырем осталась только земля под архиерейским домом, оброчная мельница на пруду и несколько угодий. Новая каменная церковь сооружена в 1690 г." .

Последнее здание митрополичьей дачи, выстроенной близ ц. Илии св. митр. Московским Иннокентием в 1870-е гг., сохранилось доныне, имеет адрес Б. Черкизовская, 93/101. Дом деревянный двухэтажный, был занят ремонтно-строительным управлением, а бывшая здесь ранее домовая церковь разорена.

"В писцовых книгах 1573-1574 гг. здесь значится "церковная земля". Деревянная церковь упомянута под 1646 г. Нынешняя каменная, по клировым ведомостям, построена в 1690 г. Придел митр. Алексия перестроен в 1856 г. В 1683 г. в симметрии с этим северным приделом выстроен новый южный в честь Илии Пророка, причем главный переименован в "Воздвижения Креста Господня". В 1893 г. выстроена новая колокольня в духе древних шатровых. Одно время в XIX в. церковь была пятиглавой".

"Внутреннее убранство главного придела одновременно храму. В 1883 г. пристроены трапезная, приделы и переделана абсида".

"Колокольня 1899 г.". "Ограда с двумя воротами XIX в.".

Судя по фотографии из альбома Найденова 1888 г., храм имел пять декоративных главок, оформленных в стиле барокко. К перестройке конца XIX в., вероятно, относится новая единственная глава храма с луковичным завершением, круглые медальоны в верхней части четверика и наличники окон. В 1912 г. Останкович отмечал: "В недавнее время устроен придел Воздвижения Честного Животворящего Креста и сооружена новая колокольня".

"В 1860-е гг. вновь устроен главный алтарь Воздвижения и два придела; тогда же построена новая шатровая колокольня. Примечательные иконы, ныне находящиеся в храме: местночтимая Иерусалимская Богоматерь, Успение Богоматери, Живоносный Источник, "Всех скорбящих радость". В северном приделе в тяжелом окладе - редкий сюжет исцеления св. Алексием ханши Тайдулы. В иконостасе южного придела - древний храмовый образ прор. Илии".

В 1930-е гг. храм не закрывался. Ограда вокруг него содержится в порядке, а продолжение ее на кладбище - обваливается. Висящие на колокольне колокола звонят. Здание с оградой и двумя воротами стоит на государственной охране под № 170.

У входа на кладбище с юго-запада от храма стоит навес и горит неугасимая лампада у могил известного московского юродивого XIX в. Ивана Яковлевича Корейши (1783-1866) и диакона Никифора. Житие Ивана Яковлевича, которым интересовались многие деятели русской культуры XIX в. (в том числе Гоголь, приезжавший к Преображенской больнице, где тот содержался, перед сожжением 2-го тома "Мертвых душ", но так и не решившийся взойти внутрь), описано А. Ф. Киреевым, а также Е. Поселяниным. Любимый в Москве юродивый одновременно привлек внимание свысока относившейся к православию интеллигенции, которая писала о нем, с большей или меньшей степенью издевательства, начиная от И. Г. Прыжова и Н. С. Лескова вплоть до Б. Пильняка и недавнего эмигранта из СССР А. Ровнера, назвавшего свой роман одним словом из известного прорицания Корейши - "Кололацы". Иваном Яковлевичем занимался и Ф. М. Достоевский, которому он послужил прототипом юродивого Семена Яковлевича в "Бесах" (см.). О нем же упоминает инок Парфений (Агеев).

В храме Илии Пророка в Черкизове находится чтимый образ Богоматери "Живоносный источник" конца XVIII - начала XIX в..

В конце 1980-х гг. возникла угроза самому существованию храма из-за строительства под его "горкой" новой линии метро, которую с трудом, но удалось отвести.

В 1990 г. тщанием старосты церкви Б. Б. Дубовенко начато восстановление богадельни церкви по адресу ул. Шаховская дом № 27, напротив храма через пруд - там, где она была еще до октябрьского переворота. Стараниями того же старосты был выстроен новый церковный дом с крестильней и как бы часовней, где предположено открыть новый храм, о чем во благовремении будет сообщено.

Кроме того, по сведениям Ю. В. Пухначева, на колокольне церкви Илии Пророка в Черкизове сохранился один из двух единственно не тронутых подборов колоколов в Москве, которые находятся ныне в действии.

Рассказать друзьям