Святые отцы о духовной радости. Может ли христианин быть счастливым? Святые отцы о счастье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Целью православного человека является стяжание Святого Духа. Но мы привыкли - нам об этом говорит и житейский опыт и художественная литература и кинематограф - что все люди стремятся к счастью, и именно достижение счастья - критерий успешности или не-успешности «жизненного проекта». Давайте критически взглянем на эти две установки: насколько они противоречат друг другу?

Счастье и блаженство

Итак. Счастье — предмет сугубо философский, на протяжении многих веков он беспокоит умы многих мыслителей. Так, например, в философии эпикуреизма счастье отождествляется с удовольствием (а точнее, с отсутствием страдания). Именно в античности возник эвдемонизм («эвдемония» - судьба человека, находящегося под покровительством богов), интеллектуальное направление, которое именно счастье ставит во главу угла. Восточная мысль во всех своих аспектах - биопсихическом, социальном, экономическом и логическом - тоже учит, как индивидуум может достичь счастливой жизни. В современной науке о счастье говорят еще и в физиологическом аспекте. Ученые вводят понятие «гормонов счастья». Количество в крови эндофрина, серотонина и дофамина влияет на состояние человеческой психики, на кратковременное состояние эйфории и радости, а в идеальных пропорциях создает даже фон счастья и внутренней удовлетворенности. Австрийский психиатр ХХ века Виктор Франкл, сравнивая счастье с бабочкой, говорил: «Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает». Наверное, именно поэтому человечество сопровождают такие проблемы, как пьянство, наркомания, игромания.

Учит ли нас достижению счастья Святое Евангелие? В Своих поучениях и проповедях Спаситель не призывает нас к «внутренней гармонии», здоровому образу жизни или успеху. Единственное место, на основании которого Ему приписывают учение о счастье - это Нагорная проповедь, во время которой Господь наш Иисус Христос произнес Заповеди блаженства:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени плачущии, яко тии утешатся

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради:

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!

(Мф. 5, 3-11) .

В традиции Православной Церкви греческое слово μακάριος понимают, как «блаженный». Однако некоторые современные переводчики Священного Писания передают это слово как «счастливый», полностью искажая смысл евангельского учения. В то время как Спаситель говорит нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36), мы постоянно пытаемся ухватиться за земное и временное. Более того, трансформируем само учение Господа, пытаемся раскрыть смысл Евангелия в земных и тленных символах, таких, как, например, счастье.

Отличие первое: счастье - не в Боге, а в мирских вещах

В земном измерении человеческих ценностей мы можем быть счастливыми в момент достижения какой-то своей цели, например накопления богатства, которое создает иллюзию стабильности и безопасности. Но надо понимать, что цели одного человека могут не совпадать с целями другого и даже причинять тому ущерб. Мы можем испытывать счастье при помощи спорта, экстремальных занятий или от употребления специальных химических препаратов, управляя таким образом химическим составом своей крови. Но неужели о таком счастье говорит Христос, когда обращается к нам со словами: «Блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды …»? Еще Блаженный Августин понял, что человек не в силах быть счастливым в рамках земных понятий и определений. В «Исповеди», обращаясь к Создателю, он воскликнул: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Все попытки удовлетворить свои потребности оказываются тщетными. Сколько бы человек ни съел и какой бы вкусной и качественной ни была бы его пища, через небольшой отрезок времени он вновь испытывает голод. Сколько бы он ни выпил воды, невозможно напиться навсегда. В жаркую погоду человек мечтает о зимней прохладе, о снежных забавах. С приходом зимы - вновь испытывает трудности и мечтает о жарком и солнечном лете. Все оказывается временным и тленным и не способно принести человеку полного удовлетворения. Только Бог может наполнить жизнь человека истинным смыслом. Он может дать человеку то, чего уже никто не сможет отнять, чего «ни моль, ни ржавчина не истребляют» (Мф. 6, 20). Однажды в беседе с самарянкой Христос так и сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4, 14). Осознание своей причастности к вечному, непреходящему дарит человеку то самое блаженство, в поисках которого люди бороздят вселенную и гибнут на алтарях своих горделивых чаяний. Только во Христе человек способен обрести это вожделенное блаженство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. 11, 28).

Отличие второе: счастье - непостоянно, блаженство - вечно

В пастырской практике я часто сталкиваюсь с тем, что родители приносят крестить своих детей в надежде на то, что те станут более здоровыми, богатыми, успешными и вообще счастливыми. Приходится их разочаровывать, объясняя, что купель крещения - это символ умирания для мира, который «во зле лежит », что наши успех и счастье не зависят от факта крещения. Наоборот, блаженство обретают те, кто изгнан ради правды, кого поносят, и ижденут, и на кого рекут всяк зол глагол. Подобную ошибку совершают и молодожены, вступая в брак в надежде обрести счастье. Вспомним Франкла и его непостоянную бабочку. Счастье непостоянно. А вот блаженство Бог дарует православным супругам в их акте жертвенной любви друг ко другу. И постоянно духовно возрастая, в этих благодатных дарах Святого Духа они могут пребывать вечно.

Часто бывает трудно воспринять благую весть. Нашему сознанию, отягощённому грехом, евангельское учение кажется просто непонятным и страшным. Однако Спаситель призывает нас не к временному счастью, которое проповедуется в мире царством антихриста, а к вечному блаженству, которое изобильно преподается Его Святой Церковью в благодатных дарах Святого Духа всем верующим в Него и за Ним следующим.

Отличие третье: счастье - субъективно, блаженство - объективно

Для отдельно взятой личности, ориентированной на счастье, опирающейся исключительно на свой субъективный опыт, блаженство практически недостижимо. Именно поэтому Бог созидал Церковь, как общество верующих людей, объединенных не только единой целью и верой, но и благодатью Святого Духа. Все эти люди в работе по стяжанию спасительной благодати как бы обмениваются друг с другом своим опытом. Целые поколения людей из рода в род передают накопленный ими опыт жизни во Христе. Есть замечательная богослужебная молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…», в которой перечисляются сонмы святых угодников Божиих, начиная от Пресвятой Богородицы, ангельских Сил, апостолов, мучеников и преподобных, и заканчивая святыми, память которых мы празднуем в этот день. Казалось бы, зачем мы ежедневно перечисляем целые сонмы одних и тех же имен? Но именно благодаря этой стройной цепочке бережно хранится и передается из рода в род, из поколения в поколение церковное Священное Предание. Все эти святые люди, как единый организм, как Тело Христово, открывают нам жизнь в Церкви в Духе Святом. В этой объективности открывается нам истина. Теперь уже мы точно знаем, что опираемся не на свой только опыт христианской жизни, но приобщаемся к опыту церковной жизни многих поколений.

Когда мне бывает что-то непонятно, что-то вызывает сомнение, я понуждаю себя довериться опыту Церкви. Спустя какое-то время тайна открывается, находится ответ на вопрос. То, что казалось непонятным и сомнительным, становится «ясным как день», и я вновь убеждаюсь в великой мудрости Божией. Поэтому, когда приходят в Церковь новопросвещенные и начинаются разговоры о неактуальности и архаичности каких-то церковных канонов и традиций или необязательности регулярно посещать богослужения, я всегда стараюсь убедить их довериться опыту Церкви. Это также является одним из аргументов в пользу высказывания святых отцов: «Без Церкви нет спасения ». Вне Тела Христова человеку практически невозможно открыть дверь в Царство Божие, а значит, невозможным делается и само богообщение.

Отличие четвертое: счастье - индивидуально, блаженство - социально

Социальное служение общины - это продолжение Литургии. Поэтому ключевую роль здесь тоже должен играть священник. Именно на нем лежит ответственность за то, чтобы паства не сбилась со спасительного пути. Однако православному восприятию чуждо пастырское руководство в виде лекций, читаемых с кафедры. На Востоке ученики, приходившие к старцу-учителю, не просто слушали его слова. Они оставались с ним жить. В продолжение долгого времени они воспринимали его мировоззрение, смотрели, как учитель ест, как он пьет, как поступает в той или иной ситуации. Таким образом они приобщались к его жизненному опыту и однажды сами становились наставниками. Теперь уже к ним приходили ученики и оставались жить с ними. Эта преемственность имеет огромное значение в деле воцерковления. Пастырь наставляет пасомых своим примером. Неслучайно для многих людей соприкосновение со священнослужителем в непосредственном живом общении воспринимается как таинственное соприкосновение с самой Церковью. Дальнейший выбор человека во многом зависит от того, насколько глубоко пастырь смог посеять семя Божественного слова. И здесь главным являются не столько ораторские способности батюшки, сколько соответствие его образа Образу Христа. Внимая наставлениям нашего духовника, мы приобщаемся к благодатной церковной жизни. Это значит, что для нас открывается возможность исполнения заповедей блаженства.

Приобретая бесценные дары Святого Духа в Таинствах Церкви, настраивая свое мировоззрение под руководством духовника и оттачивая свои добродетели в общине среди наших братьев и сестер, мы обретаем блаженство в нашей реальной христианской жизни за церковной оградой, где начинают во всей своей полноте сбываться для нас слова, сказанные Христом в Нагорной проповеди.

Счастье. Общее ли это понятие для всех людей или его природа разнообразна? Что такое счастье для православного человека? Как стать счастливым? Автор размышляет над вопросом, ответ на который ищет каждый человек.

Как счастлив тот, кто верит свято
В ученье чистое Христа.
Его душа, как даль заката,
И безмятежна, и чиста.
Всем сердцем ощущая Бога,
Влекомый к светлым небесам,
Он говорит: «Где Бог - там счастье,
Бог в Небесах - и счастье там».
(Ν)

Человеческое счастье. Часто ли мы о нем задумываемся? Пожалуй, да! Мы говорим «счастье» и вспоминаем запах вынутого из русской печки свежего ржаного хлеба, который томится под льняным полотенцем по-соседству с кружкой парного молоко, выманивая нас с кровати ранним утром. Вглядываясь в жизнь, мы порой делаем прыжок выше головы и наперекор нескончаемому потоку дел останавливаем время. Мы садимся у дороги на закате дня и долго смотрим на поле спелой пшеницы, тонущей в шафрановых лучах утомленного солнца, и понимаем, что однажды с нами это уже случалось и мы были счастливы.

Вероятно, у каждого из нас в библиотеке воспоминаний найдутся лоскутки светлых мгновений, которые образуют ткань нашего счастья. Мы поем ему дифирамбы, сочиняем стихи, ищем с помощью увеличительного стекла жизненной близорукости и в итоге находим. Весь наш путь, длиною в жизнь, устремляется на поиск того, к чему стремилось все человечество со времен Адама. И тут справедливо возникает вопрос, что такое счастье? Общее ли это понятие для всех людей, или его природа разнообразна?

Сама тайна слова содержит в себе ответ, поскольку корень слова «с-часть-е» — «часть». Значит, мы сами определяем, чьей «частью» нам стать. В нашей свободе выбора действует сознательное приобщение к той природе счастья, которое ищет наша душа. Но всегда ли эта природа приносит нам пользу, приводя к желанному состоянию? Зачастую нет. Довольно простейшего примера. Богатство и власть, которые мыслятся многими людьми как счастье, можно превратить в два мощных рычага, способных приводить в движение мертвое тело «гедонистической машины», эгоистичной и серой, труп которой разлагается параллельно ее «соу-част-нику». Печальная альтернатива, обреченная на одиночество и горечь утраты любви. Ликование бедняка, нашедшего завалявшийся рубль в прорехе старого пиджака, куда более наполнит душу радостью, нежели мрамор холодных стен жадного сноба, который «купил птицу в золотой клетке». На этом фоне радужней выделяется вторая позиция соу-част-ия, построенная на власти и богатстве, но направленная в русло творческого созидания. Помощь детским приютам, домам престарелых и всем тем, кого Господь Иисус Христос называет Своими «меньшими братьями» в Евангелии (Мф 25:34-40), дает подлинное понимание феномена счастья, наполняющего душу тихой радостью и покоем.

Эта маленькая зарисовка – одна из многих, с которыми мы сталкиваемся ежедневно на перекрестках дорог нашего существования. Жизнь человеческая проходит. «…Во рту у муравьёв текут, дробятся лики красавиц и царей, забытых под землёй…» (Тимур Зульфикаров). Портные и короли, кухарки и принцессы лежат в одних культурных слоях почвы и пред Богом предстают в равном достоинстве. Вынесет ли человек из этой земной жизни сосуд добрых дел, зависит от него.

Извечный выбор нависает над нами каждую минуту. Свобода – это великое благо, дарованное Богом вечно странствующему человеку, но вместе с тем и большая ответственность, от которой зависит будущее нас самих и наших ближних. Свобода проникает в ткань нашего счастья, деятельно влияет на него, придавая шаг за шагом оттенки, которые нас либо преображают, либо помрачают. И здесь разумно задаться вопросом, где находится тот Маяк, на который должна ориентироваться наша разумная и свободная воля, которая жаждет счастья любыми возможными способами? Он здесь. Прислушайтесь. Не отходите далеко. Он всегда светит Фаворским светом надежды. Вспомните минуту полной безнадежности в жизни, и вы узнаете, чьим Именем тогда билось ваше сердце. В час, когда свинцовые облака килограммами ложились на плечи, когда корабль нашего эфирного счастья погружался в пучину самолюбия и оставленности, тогда сквозь разрушенную стену самонадеянности нашего сердца проходил Свете Тихий.

Да, именно Бог на протяжении многих лет призывает разделить с Ним наше счастье. Без Него оно тускнеет, теряет свой смысл и безупречность. Вся христианская жизнь освящена радостью во Христе. Мы делимся с Ним нашими тайнами в молитве, открываем падения на исповеди, наша душа поет благодарностью на венчании и скорбит тихой грустью при погребении усопших. Он врачует каждое откровение человеческой немощи здесь и сейчас, Он хочет, чтобы мы придавали все в Его могучую волю. Человек один не в силах слепить хрустальный сосуд своей души, который он тщетно пытается заполнить елеем счастья, пребывая в духовной слепоте. Робкие шаги без Бога всегда смешаны с падением, от которых страдает все существо. Грузинский поэт Акакий Церетели в своем стихотворении пишет:

«Я в желчь и боль мешаю слезы
И в горький уксус горный мед,
И вот зависимо от дозы
Душа то плачет, то поет…
Равно на розу и терновник
Садится с песней соловей:
Так я ль причина, я ль виновник
Столь сладкой горечи своей?»

Каждая попытка нашей самости выльется в карикатуру, которая, не удержавшись на песочном основании, со звоном будет падать и разбиваться до тех пор, пока мы не позволим к ней прикоснуться Великому Мастеру, Который находится выше людской близорукости.

Счастье в православном понимании – это блаженство. Вот уже на протяжении двух тысяч лет со страниц Евангелия доносится до нас Нагорная проповедь Господа, в которой Он дает нам понятие истинного блаженства (Мф 5:3-12). Оно соединено со страданиями, но ведь и Христос страдал; оно соединено с гонениями, но ведь и Спасителя не принимали. Руда способна заблистать очищенным золотом лишь пройдя через горнило. Если мы пускаем Христа в свою жизнь, то должны принять Его полностью. Счастье, заключенное в пределах земной жизни, скоротечно и тленно, но если мы ищем его за пределами земного странствования, тогда «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12). Через при-част-ие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15:4). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном.

«Царствие Божие внутри вас есть», – говорит Иисус Христос. Обручив свою свободу заповедям Евангелия, человек приобщается к нему еще здесь, при жизни. Уникальность свободы бытия на земле дает возможность заложить основание в душе либо для рая, либо для ада. Блажен тот, кто настроит струны своей души по камертону божественного зова.

Призывая каждого из нас в радость счастья богообщения, Христос обращает сугубо наше внимании на любовь людей между собой. Эта любовь не веет холодом формальности, сущность ее природы жертвенна и деятельна. Это скорее не функция, не заданный алгоритм действия личности, а свободное состояние души, которая находит свой источник любви в Боге и отражает его ближним. Остановившись однажды в круговороте времени, зададимся вопросом: «Нашли ли мы радость в жизни?» И когда услышим ответ, переспросим себя: «Наша жизнь принесла радость другому человеку?» (Морган Фриман, художественный фильм «Пока не сыграл в ящик»).

Человеческое счастье! Как громко звучит эта фраза среди людей, которые были до нас и которые будут после нас. Ты принесешь человеческому сердцу покой и радость, если будешь иметь свое начало в Боге. Да, в Боге, Который создал все в пользование и покорение венцу своего творения – человеку. Давайте будем благодарны Творцу, который наделил нас еще при жизни безмерным счастьем Своей любви и даром созерцания чудес созданного Им мира.

Так «…неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!…а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и так вас любят…!» (Ф.М. Достоевский «Идиот»).

О счастье люди размышляли во все времена. О нём не только мечтали, но и стремились объяснить, какие эмоции и условия необходимы человеку, чтобы он ощущал себя словно на седьмом небе. Существует ли русская формула счастья и как она соотносится с Православием? Итак, о понимании счастья русскими, о счастье и блаженстве в Православии – в нашей статье.

То, каким люди видят счастье, зависит от религии, гражданства и собственного мировоззрения. Порой наше понимание счастья диктуют властители умов – политики, писатели и поэты. Поэтому человек должен понять – что действительно необходимо ему, а не надумано посторонними людьми.

Национальные концепции счастья

Сейчас модно формулировать национальные концепции счастья. Появилось немало литературы на эту тему.

Началось всё с датского «хюгге» – любви к уюту и приятным мелочам. Воплощение датского счастья – вечер у камина с чашкой кофе, сладостями и любимой книгой. Затем появились рассказы о шведской концепции счастья «лагом» – простой практичной жизни в уважении к окружающим. Быть собой, не высовываться, не стремиться ухватить слишком большой кусок и благодарить судьбу, когда всё идёт хорошо – это благополучие по-шведски.

Вскоре заговорили о норвежском «фрилуфтслив» – здесь большое значение имеет близость к природе, походы в лес, временный отказ от интернета, мобильника и прочих источников информации и связи. Возвращение к первозданности – это счастье по-норвежски.

Для американцев наивысшее счастье заключается в карьере и высоких результатах, полученных от работы. Для педантичных немцев счастье связано с законностью и порядком.

Русские страдания? Наше понимание счастья

Про зарубежные концепции счастья пишутся и раскупаются книги, в том числе в России. По ним читатели учатся быть счастливыми. Но о русском счастье подобных книг нет. Есть попытки, есть статьи, которые поначалу увлекают, но потом отталкивают. Потому что авторы начинают за здравие, заканчивают за упокой. Есть у них стремление подогнать текст то ли под государственную идеологию, то ли под взгляды своей социальной группы.

Что за ложка дёгтя портит такие тексты?

Что русскому человеку надо сначала помучаться, а уж потом, после преодоления трудностей, трагедий, оскорблений – стать счастливым. И счастье-то собственно заключается в том, что скорби и обиды на время отступили. Читаю о том, что у русских – тяга к страданию. Что, если следовать русской логике, страдание это благо. Печаль, сплавленная с надеждой, объявляется источником русского оптимизма. Такому счастью, напоминающему садо-мазо, у нас учиться не станут. Если у русских была тяжёлая история, это не означает, что они радовались бедствиям.


“Великий инквизитор”, иллюстрация Ильи Глазунова к роману Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”,

У Шопенгауэра есть понятие «негативное счастье», что означает не переживание радости, а формальное отсутствие бед. И вот это пытаются выдать за русскую концепцию счастья.

Вот как объясняет соотношение страдания и счастья священник Андрей Лоргус: «Любой человек может быть счастлив. Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь - служение страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться духовным опытом, а не являться слепым следованием стереотипам. Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это психопатологический выбор. Очень легко травмированному человеку навязать страдания - он к ним привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с неисцеленной душой».

Русская формула счастья

На мой взгляд, русский человек синтезировал в своём представлении о счастье и датскую любовь к уюту, и шведское стремление к простоте, и норвежскую тягу к природе, и немецкое стремление к порядку.

Главными условиями для счастья большинство европейцев, включая россиян, называет крепкую семью, хорошее здоровье, материальный достаток.

Но есть и свои особенности – русские любят праздники, широкие, раздольные гулянья. Религиозные и светские. Любят стабильность, поэтому многим нравится сильная власть. Любят показать себя, свои достижения. Любят своих родителей и детей, привязаны к дому. Любят Родину, и малую и великую.



Из этого можно вывести русскую формулу счастья – это спокойная жизнь в хорошем доме. Минимум перемен. Возможность реализации. Достойный заработок. Праздники в семейном и дружеском кругу. Религия как источник нравственности.

Но есть минус, судя по опросу ВЦИОМ, ответ, что счастье в Боге – дали только 2% современных россиян. В стране, где более 70% называют себя христианами, людям просто не приходит в голову связать счастье с религией!

Счастье в русской литературе

А вдруг в этом есть вина публицистов, которые заявляют, что христианство это страдание, что православный не должен стремиться зарабатывать, обязан стыдиться комфортной жизни, а всё хорошее ждёт его только после смерти?..

По моему мнению, нельзя доверять рассуждениям автора о счастье, если он близок социалистической идеологии. Его рассуждения – всегда в ущерб личности, уничижение её в пользу государства и толпы. Мы все выходцы из Советского Союза, где, по словам Маяковского, «единица – ноль», если только она не растворилась в обществе. Но это пренебрежение личными запросами человека началось ещё в предреволюционные времена. Разночинцы – жёлчные, чахоточные нигилисты, или нервные идеалисты-дворяне, равнодушные к своим корням, наводнили русскую литературу. Они принесли туда ненависть к спокойной жизни, презрение к процветанию, сомнения в традициях. Они ещё дорожили семьёй, но не были счастливы со своими избранницами. Они ещё верили в Бога, но по-своему, надрывно и болезненно, не так, как верил простой народ – спокойно и естественно.

Писатели-социалисты и околосоциалисты обвиняли в мещанстве тех, кто не стремится к «новой жизни», просто воспитывает детей, трудится и молится. И взрастили «передовую молодёжь» для революции.

Человек создан Богом со всеми своими потребностями – в уютном доме, в крепкой семье, в любимой работе – для того ли, чтобы он с этими потребностями боролся и сам себя сёк? А сочетать нельзя? Оказывается, можно, но пишут об этом писатели, как на подбор, монархических патриархальных взглядов, чуждые социалистических воззрений.

Иван Сергеевич Шмелёв в своём романе «Лето Господне» воскрешает тёплую православную атмосферу родного дома. Красочно описывает обычаи, связанные с народными праздниками. Соление огурцов на Покров, освящение яблок в день Преображения Господня, христосование в Пасху, чудесную Масленицу, березки в церкви в Троицын день. Здесь примирение честного быта, искренней веры и красоты. Добрые отношения хозяев и слуг. Походы на богомолье. Дружный труд.


Маленький герой романа, Ванечка, размышляет: «Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки – пришел Христос. И всё – для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни – страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями – и ничего, потому что везде Христос».

Это настроение – «везде Христос» – является основой идеального русского миропорядка.

Павел Иванович Мельников-Печерский в романе «В лесах и на горах» соединил поэзию народного быта с вечными духовными вопросами – как в повседневной жизни быть христианином и не поддаться на ереси. Жизнь купцов и ремесленников спокойна и размеренна – каждый делает своё дело, молится, ездит на ярмарки, совершает паломничества в скиты. Жизнь в староверческих скитах мирная и радостная. У них есть щедрые благотворители, которые отправляют дочерей на воспитание монахиням. Конечно, сюжет романа не обходится без несчастий, но все они следствие соблазнов, которым поддаются некоторые персонажи. Идиллия была бы возможна, если бы все держались пути Священного Писания. Но общая картина Заволжья радует читателя:

«Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, - какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добра сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина»



Отблески русского счастья есть в некоторых произведениях Аксакова, Бунина, Лескова, в сказках и рассказах Гоголя. Там радуются жизни люди разного достатка и социального происхождения – от дворян до хуторян. Объединяет их приверженность традициям и религиозность.

Вот, к примеру, «Запечатлённый ангел» Лескова: «Идём, бывало, с места на место, на новую работу степями, Лука Кирилов впереди всех нарезным сажнем вместо палочки помахивает, за ним на возу Михайлица с богородичною иконой, а за ними мы все артелью выступаем, а тут в поле травы, цветы по лугам, инде стада пасутся, и свирец на свирели играет… то есть просто сердцу и уму восхищение! Все шло нам прекрасно, и дивная была нам в каждом деле удача: работы всегда находились хорошие; промежду собою у нас было согласие; от домашних приходили всё вести спокойные; и за все это благословляли мы предходящего нам ангела, и с пречудною его иконою, кажется, труднее бы чем с жизнию своею не могли расстаться».

О чём говорят нам эти произведения?

Духовная радость не исключает простых человеческих радостей. Поскольку и дух, и душа, и тело созданы одним Творцом. Но нельзя отступать от Божьих Заповедей.

Павка Корчагин из повести Островского «Как закалялась сталь», сыпавший махорку в тесто на поповской кухне, закончивший жизнь обездвиженным инвалидом, надорвавшись на социалистической стройке – это постреволюционное, коммунистическое, а не патриархальное и монархическое явление.

Счастье в православной стране – да, буржуазное, да, мещанское. Счастье собственного дома, а не прокуренной общаги, своей семьи, а не партии, своего ремесла, а не пахоты на БАМе, соборной молитвы, а не комсомольского собрания.

В православном патриархальном сознании есть место героизму. Но он естественный – не во имя вождя и мировой революции, а во имя своего рода и веры.

Счастье и блаженство. Радоваться о Господе

На счастье в Православии – две точки зрения.

Есть радикальная – отказаться от всего земного и думать только о будущем мире. Аскетизм, монашеский и подобный монашескому, практикуют немногие, чаще одинокие люди.

Есть умеренная – сочетать веру с праведной жизнью и добрыми делами, не забывая о семейном достатке. Это выбор большинства православных людей.

Христом даны Заповеди Блаженства, которые поясняют условия духовного благополучия. Одни священнослужители считают, что счастье и блаженство – одно и то же, другие различают их.


Иеромонах Питирим Сухов разъясняет: «Христос никого ни к чему не принуждает, Он только задает планку и говорит: вот если будешь таким, будешь блажен. Слово «блажен» как перевести? Это церковно-славянское слово, перевести его буквально на русский язык нельзя, но самое точное, самое близкое по смыслу слово - это счастье. Блаженный человек - это счастливый человек. Поэтому Христос говорит: «блаженны нищие духом», то есть смиренные, «блаженны плачущие», то есть сокрушающиеся о своих грехах, «блаженны кроткие», «блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть те, кто хотят жить только по правде Божией, «блаженны миротворцы» - те, кто старается нести мир. «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Вот эта планочка. Попробуй выполнить все эти заповеди блаженства: стань милостивым, миротворцем, исполни все, что там написано, и действительно, ты будешь в полной мере счастлив».

Но протоиерей Игорь Прекуп не считает счастье и блаженство синонимами. Они могут сочетаться или не сочетаться в жизни человека:

«Мне кажется, понятие «счастье» вообще не может фигурировать в парадигме монашества. Не потому, что монах обречен на несчастье. Не в этом дело. Есть понятие блаженства – приобщенности к благости Божьей. Человек может быть блажен, но находиться в кризисе. «Кризис» и «счастье» – понятия несовместимые. Человек, который находится в подвиге, пребывает в борении. Могут быть искушения унынием. Человек пытается всё это преодолеть, ему тяжело. Но он блажен, потому как именно в это время дает Богу возможность действовать в себе. Поэтому монах в состоянии борения блажен, только можно ли назвать его счастливым?!

Если же говорить о счастье христианина-мирянина, то для него ориентир тот же – блаженство. Но оно не исключает простого человеческого счастья в семье, творчестве, профессии и т. д. Христианину надо быть внимательным, чтобы это счастье не было в ущерб его блаженству, не препятствовало ему».

Мирянин, российский филолог Владимир Колесов пишет: «В древнерусских текстах радость представлена как благодать, исходящая от Бога. Такая благодать дает здоровье и силу, а это и есть счастье».

О православной системе счастья рассуждает священник Максим Каскун.

Как относиться к своему счастью?

Если человек чувствует себя на грешной земле, как в раю, ему не стоит терять голову. Духовная опасность подстерегает и счастливых людей.

Можно ли на чужом несчастье построить счастье? Отвечает священник Димитрий Смирнов.

Что советуют удачливому христианину старцы и священники?

Не гордиться

«Немалое дело для находящихся в счастии – не гордиться своим благоденствием, но уметь скромно пользоваться счастием» , -подчёркивает святитель Иоанн Златоуст .

Не забывать о ближних

«Не изменяйся по дуновению счастья, как один из толпы, но постоянным да хранит тебя для друзей любомудрие. Ибо первое случается обыкновенно с людьми неблаговоспитанными и невеждами, а последнее свойственно людям весьма мудрым» , – напоминает преподобный Исидор Пелусиот .

Не заблуждаться

Есть ложные образы счастья. «Это не только упомянутое счастье слияния, достигаемое через грех (будь то блуд, прелюбодеяние или гомосексуализм), но и, например, мнимое счастье, приносящее вред здоровью, себе в целом или связанное с риском для жизни и здоровья ради самоутверждения и удовольствия (экстремальные виды спорта и пр.). Полноценное счастье – то, которое, как минимум, не противоречит блаженству» , – разъясняет священник Игорь Прекуп.

Благодарить Бога

Поскольку всё получено нами по воле Божьей, не стоит забывать о благодарности. Мы чаще говорим: «Спасибо» добрым людям, чем Творцу.

Ваша помощь сайту и приходу

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 115) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (329) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 058) Вопросы священнику (487) Изображения (260) Иконы (569) Иконы Божией Матери (121) Проповеди (1 223) Статьи (1 981) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (182) Любовь, брак, семья (80) Материалы для воскресной школы (420) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (49) Дидактические материалы (79) Игры (34) Изображения (49) Кроссворды (30) Методические материалы (49) Поделки (27) Раскраски (15) Сценарии (12) Тексты (104) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (544) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (395) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 214) Библия (1 012) Закон Божий (985) Миссионерство и катехизация (1 695) Секты (7) Православная библиотека (498) Словари, справочники (56) Святые и Подвижники благочестия (1 937) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (101) Храм (173) Устройство храма (1) Церковное пение (36) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 783) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (36) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (769) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (28) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (4) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (164) Елеосвящение (10) Исповедь (38) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (16) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (41) Православное радио (82) Православный журнал (41) Православный музыкальный архив (172) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (66) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (126) СМИ о приходе (24) Суеверия (42) Телеканал (407) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249–259).

Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Гал., 207 зач., III, 15–22. Мк., 23 зач., VI, 7–13, и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач., III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач., VI, 30–45. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Афана́сий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен

Дни памяти: 12 сентября

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший , второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амоса. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем - Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.

Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освобо-дился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже...», или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»... Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Тропарь преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О́браз Бо́жий в богосотворе́нней душе́ твое́й,/ у́м, сло́во, и ду́х соблюда́я/ впери́лся еси́, о́тче преподо́бне Афана́сие,/ любо́вию ко Всетво́рцу Бо́гу,/ и сего́ ра́ди/ моли́твы, труды́, и по́двиги доброде́тельныя восприи́м,/ преше́л еси́ в ве́чныя небе́сныя кро́вы./ Отню́дуже назира́й на́с,/ моля́ Святу́ю Тро́ицу,// е́же насле́дити на́м го́рнее всера́достное блаже́нство.

Перевод: Образ Божий в богосотворенной душе твоей: ум, слово и дух сохраняя, устремился ты, отче преподобный Афанасий, любовью к Творцу всего Богу, и потому молитвы, труды и подвиги добродетельные совершив, переселился ты в вечные небесные обители. Оттуда же наблюдай за нами, моля Святую Троицу, о том, чтобы нам наследовать небесное всерадостное блаженство.

Молитва преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Афана́сие! Ты́, порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде́ всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, во бде́ниих, в моли́твах и посте́х подвиза́лся еси́, и бы́л еси́ наста́вник мона́шествующим, все́м же лю́дем учи́тель ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и все́м лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це твое́й припа́дающим, во блага́я проше́ния и́х испо́лнити. Испроси́ у Ми́лостиваго Го́спода на́шего, да ниспо́слет на́м оби́лие бла́г земны́х, па́че же я́же на по́льзу ду́ш на́ших да да́рует на́м, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в де́нь же Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, чудотво́рче пресла́вный и засту́пниче кре́пкий Бо́гом собра́нней дружи́не се́й! К тебе́, я́ко ско́рому и избра́нному спасе́ния на́шего хода́таю, Богоизбра́нному духо́вных во́инств воево́де, ору́жием моли́твы твоея́ победи́телем над враги́ я́вльшуся, пред ра́кой святы́х моще́й твои́х припа́дающе, преподо́бне о́тче на́ш Афана́сие, вседу́шно прибега́ем: не отврати́ся на́шея нищеты́, моле́нию на́шему внемли́, и от бе́д на́с, святу́ю оби́тель сию́, гра́д се́й и преде́лы его́ сохрани́. Простри́ ру́ку твою́, ско́рую по́мощь подаю́щую. Упра́ви у́м на́ш от пагубоно́сных разсе́яний, и сердца́ на́ша оскверне́нная очи́сти, освяти́ и горе́ име́ти утверди́. От вра́г ви́димых и неви́димых на́с сохрани́, да над страстьми́ победи́тели яви́мся, творя́ще святы́ню во стра́се Госпо́дни, и вся́кое уны́ние попра́вше, ра́доватися о Го́споде начне́м: и та́ко твои́ми хода́тайствы, во смире́нии и простоте́ се́рдца сподо́бимся до после́дняго издыха́ния боголе́пно сла́вити Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свя́та Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Марка, глава 6, ст. 7–13.

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

(Мк. 6, 7-13.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПЕРЕХОД К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ: Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

У спение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение - человек буквально засыпает для того, чтобы встретиться с Господом в Царствии Небесном. Была скорбь временного расставания, но радость наполняла сердца людей и Ангелов, которые торжественно провожали Божию Матерь в этот путь. Смерть и скорбь не имели уже такой силы над ними. И Божия Матерь действительно только лишь уснула: уже на третий день тела Ее не обрели во гробе, Она уже находилась в Царствии Небесном.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 11:41 мин. Размер 05.35 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудес много!

    После автомобильной аварии, перенеся несколько трепанаций черепа, этот человек находился в коме. Родственники положили ему на голову мешочек с землей от могилы праведного Симеона – и к больному вернулось сознание, он быстро пошел на поправку.

«Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо — Самого Бога!».

  1. « Идущий… путем Христовым всегда радуется ивеселится оДухе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога иСпасителя нашего Иисуса Христа» .
  2. « Почему… радость нанебесах бывает больше огрешниках, приносящих покаяние, чем оправедниках, которые несогрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает утех, кои согрешили, топусть будет ирадость (им), когда они раскаиваются» .

Преподобный Ефрем Сирин

  1. « … Одни только те, которые полагают свою радость вГосподе, знают, как велика эта радость, инасколько она превосходит всякое сравнение» .
  2. « Если желаешь радости, неищи ниденег, нителесного здоровья, ниславы, нивласти, нивеселия, нироскошных трапез, нишелковых одежд, нимногоценных полей, ниблистательных домов иничего другого тому подобного, ноустремись клюбомудрию поБогу идержись добродетели; тогда ничто ниизнастоящего, ниизожидаемого несможет опечалить тебя» .
  3. « Радость… духовную иразумную производит нечто иное, как сознание добрых дел,— посему, кто имеет добрую совесть итакиеже дела, тот может постоянно праздновать» .
  4. « … Духовная радость честно иблагоприлично приводит душу вединение сБогом, наполняет сладостью также итех, кто находится стаким человеком всношениях» .
  5. « … Сильная радость часто сопровождается такимиже последствиями, какими ичрезмерная скорбь… ».
  6. «... Радость поБогу бывает продолжительна итверда, надежна ипостоянна, ненарушается никакими неожиданными обстоятельствами, ноеще более возвышается отсамых препятствий» .
  7. « Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они неуслаждаются никакими житейскими благами, аодним только Богом… » .
  8. « Веселиеже ирадость суть умножение скорби. Остерегайся думать орадости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда небудут иметь здравия души» .
  9. « Подобно тому как бесконечен Бог, так ирадость, которая исходит отБога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет иникогда неиссякает; нечестивыеже лишены такой радости» .

Святитель Иоанн Златоуст

Рассказать друзьям