А м кондратьев александр гюстав эйфель. История жизни. Семья и ранние годы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя французского инженера Густава Эйфеля известно всем в связи с башней, возведенной им к всемирной выставке, проходившей в 1889 в Париже. Мало кто знает о других его сооружениях. Но это несправедливо, потому что перед тем как построить свою башню, инженер прошел долгий путь, и некоторые его произведения не менее заслуживают внимания.

Эйфель родился 1832 г. в Дижоне. В 1855 г. окончил Технологический институт в Париже и получил диплом инженера химика. Работать он пошел в железнодорожные мастерские и впоследствии увлекся проектированием железнодорожных мостов. С 1868 Эйфель — хозяин собственного инженерно-строительного предприятия.

В полной мере инженерный талант Эйфеля раскрылся при строительстве железной дороги, которая пересекала Пиренеи — горную цепь, которая отделяет Францию от Испании и Португалии. На своем пути железная дорога встречала глубокие и широкие обрывы, на дне которых бурлили горные реки. Итак, важнейшей задачей было строительство мостов с неслыханно большими пролетами и высокими опорами. Эйфель подошел к проблеме не только как инженер, но и как химик. В его времена стальные конструкции только начинали использовать, вместо более проверенных чугунных. Очень распространенным было мнение, что железо и сталь лучше выдерживают растяжение, чем сжатие. Поэтому их охотно использовали при конструировании сводов, но избегали употреблять в опорах. Мосты с металлическими пролетами очень долго возводили на каменных опорах. Тщательно изучив свойства нового материала, Эйфель пришел к другому выводу. Построенные ним в Пиренеях железнодорожные мосты опираются на ажурные стальные башни.

В 1870 г. предприятие Эйфеля получило заказ на строительство железнодорожного моста через горную реку Дуэро в Португалии. На значительном участке мост не мог иметь никаких опор, потому, протекая в горном ущелье, река Дуэро имела к тому же 15-20 м в глубину. Эйфель с большой точностью рассчитал размеры грандиозного прогона, но строительство моста через Дуэро было лишь ступенькой к созданию более значительного сооружения — железнодорожного моста вблизи города Гараби.

Возведенный в 1883 Гарабитский мост пересекает ущелье с горной рекой Трюер. Он имеет длину 565 м. Центральная его часть представляет собой огромный арочный пролет 165 м длиной.

Эйфелева башня

Железнодорожное полотно проходит над речной долиной на высоте 122,5 м. Мост образуют ажурные стальные конструкции, опоры представляют собой решетчатые башни, которые имеют форму усеченных пирамид. Все здесь строго функционально, все подчинено практическим задачам. Ведь мост должен выдерживать не только собственную гигантскую массу, не только вес поездов, но и мощные горные ветры. Эйфель блестяще выполнил техническое задание, которое стояло перед ним. Когда на Гарабитском мосту стоял поезд весом 405 т, прогиб конструкции составлял всего 8 мм. Но что интересно, это прагматичное сооружение, лишенное особых украшений, оказалось еще и удивительно красивым.

Эйфелева башня

В конце 80-х годов XIX в. французское правительство решило создать к годовщине Великой Французской революции сооружение, которого еще не видел мир. И тогда Эйфель выдвинул проект своей знаменитой башни. Сначала он хотел украсить решетчатую стальную конструкцию скульптурами. Но чем дальше он работал над проектом, тем более понимал, что это будет лишним. Инженер создавал новую эстетику — эстетику «поющих опор». В конечном варианте сооружение почти не имело деталей, которые не несли бы конструктивной нагрузки.

Проект Эйфеля имел много врагов. Группа французской интеллигенции даже направила директору международной выставки письма, в которой протестовала против строительства в центре Парижа этого «чудовища». Под письмом, между прочим, стоит подпись Ги де Мопассана. Но, наверное, французский классик на этот раз не прав.

Статуя Свободы

Башня Эйфеля, имея 312 м высотой, была самым высоким сооружением своего времени, оставив соперников далеко позади.

Но в наше время уже появилось много превышающих нее сооружений.

Однако нет ни одной, которая при таких размерах сохранила бы такое изящество очертаний. В XIX в. башня не имела практического назначения. Она была построена для того, чтобы поражать воображение. Относительно Эйфеля, то он, возводя ее, намеревался воплотить некоторые свои теоретические идеи. В частности, его очень интересовала способность высотного сооружения выдерживать давление ветра. Решая именно эту проблему, он предоставил ребрам башни плавную форму отрезка гиперболы. Некоторое время башню даже собирались демонтировать, но возникновение радио и телевидение предоставило этой постройке практическое значение.

Среди произведений Эйфеля есть еще одно, очень известное, но мало кто знает, что именно он участвовал в его создании. А между тем, Эйфель смонтировал опорный каркас статуи Свободы, которую Франция подарила Америке и которая сейчас является символом этого государства.

Архитектура США 20 века

В XX в. тенденции, заложенные в предыдущий период, получили дальнейшее развитие. В 1903 г. французский архитектор О. Перре построил первый в мире железобетонный жилой дом. Впоследствии бетон становится любимым материалом. Инженеры и архитекторы все больше увлекаются новыми возможностями. Они пытаются донести до людей красоту необычных технических решений. В 30-е годы уже упомянутый нами А. Перре, став преподавателем Специальной школы архитектуры, скажет своим студентам: «Стройте так, чтобы опоры пели».

В последнее десятилетие XIX в. в Америке начинают возводить небоскребы — дома, основу которых составлял стальной каркас, благодаря чему они могли иметь десятки этажей и простираться на сотни метров в высоту. Другим фактором, способствовавшим строительству небоскребов, было применение лифта. Теперь многоэтажные дома перестали быть неудобными. Пионером строительства небоскребов был чикагский архитектор Л. Салливан. Первые постройки этого типа имели декоративные детали, которые делали их похожими на готические соборы. Впоследствии от этой стилизации отказались. В возведенном в 1899 универсальном магазине в Чикаго нет лишних украшений. Художественная выразительность достигается здесь благодаря четким геометрическим формам и грандиозным размерам. Небоскребы продолжали строить течение всего XX в. Чемпионом среди них был ныне печально известный двойной небоскреб Международного торгового центра, построенный в 70-е годы. Высота его башен превышала 400 м. Строились небоскребы и в других странах мира.

Глазго. Школа искусств.. 1897-1909 гг

Архитектор Ч. Макинтош

Д. Адлер и Л. Салливан. Бейярд-билдинг в Нью — Йорке. 1895

Основателем совсем иного архитектурного стиля стал американец Ф. Райт. Если идеи Салливана — порождение большого капиталистического города, в котором каждый клочок земли может давать огромные прибыли и поэтому должен быть использован максимально рационально, то Райт ориентирован на ценности совсем другой Америки. Эта Америка – не известная нам страна больших городов, а воспетая еще Марком Твеном страна небольших городков и ферм, страна, основой существования которой когда-то было право каждого гражданина получить свой участок земли.

Д. Адлер и Л. Салливан. Гарантибилдинг в Буффало. 1895

Ф. Райт создает так называемый «стиль прерий». Его строения сделаны из железобетона, дома не вытягиваются вертикально вверх. Напротив, они образуют горизонтальные элементы. Все сооружение кажется распластанным на почве, иногда оно повторяет формы рельефа. Основанное Райтом направление, которое он развивал в течение всей первой половины XX в., получило название «органической архитектуры», то есть такой, которая сочетает человека с природой. Кульминацией ее развития стал построенный Райтом в 1936 году «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Творением этого архитектора также является строение музея Гугенхейма в Нью — Йорке. Это сооружение больше напоминает гигантскую спиралевидную раковину.

Мис ван дер Роэ. Здание компании «ИБМ» в Чикаго. 1973

После Первой мировой войны европейская архитектура становится в целом более прагматичной. Это связано с необходимостью восстанавливать разрушенные города, обеспечить большое количество людей жилой площади. В Германии, которая больше, чем другие западноевропейские страны, пострадала во время войны, в 1924 году сложилась архитектурная школа Баухауз, основателем которой был В. Гропиус. Лозунгом Баухауза было высказывание: « Добрый выглядит то, что хорошо работает ».

В 1855 получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже. До строительства Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии, а также железнодорожного моста длиной 500 метров в Бордо, вокзалов в городе Будапешт. Он завершил также виадук де Гараби - железнодорожный виадук в южной Франции, - который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире. Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы, в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге, в амазонской глубинке построил т.н. Железный дом.

Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, изготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Лёвалуа-Перрэ (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока уголовной давности.

Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце, который, несмотря на вес в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.

Он написал, между прочим:

  • «Conf?rence de Gustave Eiffel sur la tour de 300 m?tres» (П., 1889);
  • «Les ponts portatifs ?conomiques» (в сотрудничестве с Collins, П., 1888).

Объекты, которые спроектировал Гюстав Эйфель

  • Эйфелева башня, Париж, Франция. (1889 г.)
  • Центральный железнодорожный вокзал, Сантьяго, Чили. (1897 г.)
  • Западный железнодорожный вокзал, Будапешт, Венгрия. (1877 г.)
  • Купол для обсерватории в Ницце, Ницца, Франция. (1878 г.)
  • Мост Марии Пии, Порто, Португалия. (1877 г.)
  • Лифт Санта Хуста, Лиссабон, Португалия. (1901 г.)
  • Железный дом, Икитос, Перу. (1887 г.)
  • Статуя Свободы, Нью-Йорк, США. (1886 г.) (помогал основному архитектору)

Эйфелева башня

Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте (324 м) она почти в 2 раза выше самых высоких сооружений того времени (Хеопсова пирамида 137 м, Кёльнский собор 156 м, Ульмский собор 161 м и др.). Вся башня сделана из железа и состоит из трёх этажей.

Сооружение Эйфелевой башни продолжалось 26 месяцев, с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось налогоплательщикам в 6,5 млн. франков. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришло более 2 млн. посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Конец XIX века абсолютно заслужено получил статус золотого периода в истории инженерного дела. Этим он обязан великим конструкторам, чьи сооружения до сих пор символизируют ту или иную веху истории. Александр Гюстав Эйфель известен простым обывателям как создатель знаменитой парижской башни. Мало кто знает, что он прожил очень насыщенную жизнь и создал еще множество выдающихся сооружений. Давайте узнаем больше об этом великом инженере и конструкторе.

Детство и образование

Гюстав Эйфель родился в 1832 году в городе Дижон, который находиться в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но Гюстав не захотел посвящать свою жизнь сельскому хозяйству и после обучения в местной гимназии поступил в Парижскую Политехническую школу. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел в Центральную школу ремесел и искусств. В 1855 году Гюстав Эйфель закончил обучение.

Начало карьеры

В то время инженерное дело считалось факультативной дисциплиной, поэтому молодой конструктор устроился на работу в фирму, которая занималась разработкой и строительством мостов. В 1858 году Гюстав Эйфель спроектировал свой первый мост. Этот проект нельзя было назвать типичным, как и всю последующую деятельность конструктора. Чтобы сваи прочнее держались, мужчина предложил вдавливать их в дно при помощи На сегодняшний день такой способ применяется крайне редко, так как нуждается в обширной технической подготовке.

Чтобы точно установить сваи на глубине 25 метров, Эйфелю пришлось сконструировать специальное приспособление. Когда мост был с успехом возведен, Гюстав получил признание как инженер-мостостроитель. За последующие двадцать лет он спроектировал много различных сооружений и величайших памятников архитектуры, к которым можно отнести мост Бир-Акейм, мост Александра III, Эйфелеву башню и многое другое.

Незаурядный взгляд

В своей работе Эйфель всегда старался придумать нечто новаторское, что могло бы не только облегчить участь проектировщиков и строителей, но и внести полезный вклад в промышленность. Создавая свой первый мост, Гюстав Эйфель решил отказаться от возведения громоздких строительных лесов. Огромная моста была построена заранее на берегу. А чтобы установить ее на место, конструктору понадобился всего-навсего один натянутый между берегами реки. Этот метод стал применяться повсеместно, но только спустя 50 лет после того, как Эйфель его изобрел.

Мост через Тюйер

Мосты Гюстава Эйфеля всегда выделялись, но есть среди них и вовсе безумные проекты. К таковым относится виадук, построенный через реку Тюйер. Сложность проекта заключалась в том, что он должен был стоять на месте горного ущелья глубиной 165 метров. До Эйфеля предложение построить получили еще несколько инженеров, но все они отказались. Он предложил перекрыть ущелье огромной аркой, опорой для которой служили бы два бетонных пилона.

Арка состояла из двух половин, которые были подогнаны друг под друга с точностью до десятых долей миллиметра. Этот мост стал для Эйфеля прекрасной школой. Он получил бесценный опыт и определил свои жизненные и профессиональные ориентиры.

Вместе с командой инженеров Гюстав разработал уникальную методику, которая позволяла рассчитать металлическую конструкцию практически любой конфигурации. Построив мост через Тюйер, герой нашего рассказа занялся оформлением промышленной выставки в Париже, которая должна была состояться в 1878 году.

«Зал машин»

Вместе с известным французским инженером де Дионом Эйфель спроектировал величественное сооружение, которое прозвали «Залом машин». Длина конструкции составила 420, ширина - 115, а высота - 45 метров. Каркас здания состоял из металлических балок ажурной формы, на которых держались стеклянные переплеты интересной конфигурации.

Когда руководители фирмы, которая должна была воспроизвести проект Эйфеля в жизнь, ознакомились с его идеей, они сочли ее за нечто невозможное. Первое, что их настораживало, - тот факт, что в те времена зданий с такими размерами вообще не существовало. Тем не менее «Зал машин» все-таки был построен, в результате чего смелого конструктора удостоили золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению, мы с вами не можем увидеть фото этой интересной постройки, так как в 1910 году ее разобрали.

Конструкция «Зала машин» полностью опиралась на бетонные подушки, относительно небольшого размера. Этот прием помог избежать деформаций, которые неизбежно происходят из-за естественного смещения грунта. Этот хитрый способ великий конструктор применил в своих проектах еще не раз.

Башня, которой могло бы и не быть

В 1898 году, в преддверии очередной Парижской выставки, Гюстав Эйфель построил башню высотой порядка 300 метров. По задумке инженера, она должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. На тот момент конструктор даже представить себе не мог, что именно эта башня станет одним из ключевых символов Парижа и прославит мостостроителя на столетия после смерти. Разрабатывая данную конструкцию, Эйфель вновь применил свой талант и сделал не одно открытие. Башня состоит из тонких металлических деталей, которые крепятся друг к другу посредством заклепок. Полупрозрачный силуэт башни как бы парит над городом.

Сложно представить, но сейчас могло бы и не быть главной парижской достопримечательности. В начале 1888 года, спустя месяц после старта работ по возведению конструкции, на имя председателя выставочного комитета был написан протест. Его составила группа художников и писателей. Они просили отказаться от возведения башни, так как она может испортить привычный пейзаж французской столицы.

И тогда известный архитектор Т. Альфан авторитетно предположил, что проект Эйфеля имеет большой потенциал и может стать не только ключевой фигурой выставки, но и главной достопримечательностью Парижа. Так и произошло, менее чем через два десятка лет после строительства величественный город стал ассоциироваться с проектом конструктора, который взял за привычку мыслить незаурядно и не бояться смелых решений. Сам инженер называл свое творение «300-метровой башней», но общество удостоило его чести войти в историю для широких масс, прозвав башню его именем.

Статуя Свободы

Мало кто знает, но именно Гюстав Эйфель, биография которого нас с вами сегодня заинтересовала, обеспечил долголетие американского символа -

Началось все с того, что французский конструктор во время строительства своей башни познакомился с американским коллегой - архитектором Т. Бартольди. Последний занимался оформлением американского павильона на выставке. Центром экспозиции должна была стать небольшая статуя из бронзы, которая олицетворяла Свободу.

После выставки французы увеличили статую до высоты 93 метров и подарили ее Америке. Однако, когда будущий памятник приехал на место установки, выяснилось, что для монтажа необходим крепкий стальной каркас. Единственным инженером, который разбирался в расчете водоустойчивости конструкций, был Гюстав Эйфель.

Он сумел создать настолько удачный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет, и сильные ветра с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад Американский символ реставрировали, было принято решение проверить Эйфелевы расчеты с помощью современной компьютерной программы. Удивительно, но предложенный инженером каркас в точности совпал с моделью, которую разработала машина.

Лаборатория

После невероятного успеха на двух выставках герой нашего разговора решил углубленно заняться научными исследованиями. В городке Отейль он из ничего создал первую во всем мире лабораторию, исследующую влияние ветра на стойкость различных сооружений. Эйфель был первым в мире инженером, который использовал в исследованиях аэродинамическую трубу. Результаты своей работы конструктор опубликовал в серии фундаментальных трудов. По сей день его разработки считаются энциклопедией инженерного искусства.

Заключение

Итак, мы с вами узнали, чем, кроме парижской башни, знаменит Гюстав Эйфель. Фото его творений завораживают и заставляют задуматься о человеческом величии и широчайших возможностях нашего ума. А ведь в начале пути Эйфель был простым проектировщиком мостов, чьи идеи вызывали у коллег недоумение. Однозначно вдохновляющая история.

Александр Эйфель родился 15 декабря 1832 года в городе Дижон, Франция. Отец Гюстава отслужил в армии, но к моменту рождения сына оставался при ней на административной работе, однако вскоре он оставляет службу и переключается на помощь жене, в ведении дел унаследованной ей от родителей фирмы по заготовке древесного угля, когда жена решила расширить сферу деятельности фирмы, включив в неё дистрибуцию товара. Из-за занятости матери будущий архитектор много времени проводил у бабушки, но сохранял привязанность к матери, бывшей влиятельной фигурой в его жизни до её кончины.

Он учится в Королевском лицее в Дижоне, но учёба тяготит его до старших классов, когда он берётся за занятия под влиянием учителей истории и литературы и успешно сдаёт экзамены на звание бакалавра по естественным и гуманитарным наукам. Важную роль в обучении мальчика играет его дядя Жан-Батист Моллерат, владелец крупного химического завода близ Дижона, автор метода перегонки уксуса, и один из дядиных друзей химик Мишель Перре, обучавшие его всему от химии и горного дела до богословия и философии.

В Париже для подготовки к трудным вступительным экзаменам в лучшие технические вузы страны Гюстав поступает в Коллеж Сен-Барб. Его влечет Политехническая школа, но преподаватели считают его результаты недостаточными, и он проходит в более прикладную Центральную школу искусств и мануфактур. На втором курсе он решает специализироваться по химии и в 1855 г. оканчивает учебу 13-м из 80-ти кандидатов. В тот год Париж принимает Всемирную выставку, и мать покупает Гюставу для посещения зрелища абонементный билет.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму «Шарль Нево», которая занималась строительством мостов. В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1870‑1873 годах Эйфель построил архитектурные объекты в Египте и Чили, Венгрии и Португалии, а также принимал участие в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге. В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин «О бон марше» в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире. В 1876 году Эйфель спроектировал стальной каркас американской статуи Свободы. В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту, Португалия, со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений: мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции. Общая высота башни достигала 312 метров, вес - 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел в 1912 году, усовершенствована техника аэродинамического эксперимента. В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле, которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Рассказать друзьям