Электрическая схема и работа генератора Г273 автомобиля КамАЗ. Генератор на двигателе камаз Генератор камаз г273в1 схема подключения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
93 94 95 96 97 98 ..

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 2

Рис. 323. Электрическая схема системы электроснабжения: 1 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 - генератор; 3 - блок предохранителей; 4 - реле стартера; 5 - стартер; 6 - батареи аккумуляторные; 7 - выключатель массы; 8 - кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 - реле электродвигателей отопителя; 10 - амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 - предохранитель ПР310 (10 А); 13 - выключатель приборов и стартера; I - к термореле ЭФУ

Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 - фонари передние левый и правый; 3 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 - предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 - переключатель света комбинированный; 6 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 - предохранитель ПР 310 (10 А); 8 - выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 - указатели поворота правый и левый; 11, 12 - фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 - выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 - реле сигналов торможения; 16 - сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 - выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 - реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 - выключатель света заднего хода; 23 - фонарь заднего хода; 24 - розетка прицепа 24 В; 25 - выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 - выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I - к выключателю приборов и стартера; II - к указателю температуры охлаждающей жидкости; III - к указателю тахометра; IV - к указателю спидометра

Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 - фары противотуманные правая и левая; 3, 11 - фары головного света правая и левая; 4 - плафон вещевого ящика; 5 - выключатель плафонов; 6 - фонари автопоезда; 7 - выключатель фонарей автопоезда; 8 - реле электродвигателей отопителя; 9, 10 - плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 - реле сигналов торможения; 14 - выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 - фонари задние правый и левый; 17, 18 - фонари передние правый и левый; 19 - переключатель света комбинированный; 20 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 - предохранитель ПР 310 (10 А); 22 - выключатель освещения приборов; 23 - лампа подкапотная; 24 - выключатель аварийной световой сигнализации; 25 - розетка переносной лампы; 26 - розетка семиконтактная; 27 - указатель давления масла; 28 - указатель уровня топлива; 29 - спидометр; 30 - тахометр; 31 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 - амперметр; 33 - манометр; I - к выключателю приборов и стартера

Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 - указатель уровня топлива; 2 - датчик указателя уровня топлива; 3 - предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 - датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 - датчик аварийного давления масла; 7 - датчик указателя давления масла; 8 - указатель давления масла; 9, 11 - блоки контрольных ламп; 10 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 - тахометр; 14 - спидометр; 15 - датчик спидометра; I - к выключателю приборов и стартера

Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 - электродвигатель отопителя; 2 - переключатель электродвигателей отопителя; 3 - стеклоочиститель; 4 - реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 - предохранитель ПР 310 (10 А); 7 - переключатель стеклоомывателя; 8 - стеклоомыватель, 9 - переключатель стеклоочистителя; 10 - переключатель света комбинированный; 11 - сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 - реле звуковых сигналов; I - к выводу AM выключателя приборов и стартера; II - к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III - к реле сигналов торможения; IV - к блоку сигнализаторов

ГЕНЕРАТОР

С 1985 года на автомобилях КамАЗ устанавлива­ется генераторная установка Г273-В (рис. 338), со­стоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка пред­назначена для работы в однопроводной схеме элек­трооборудования автомобиля с присоединением от­рицательного вывода к корпусу. Ошибочное под­ключение к корпусу положительного вывода акку­муляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Встроенный в щеткодержатель генератора ре­гулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания на­пряжения генератора в заданных пределах, необ­ходимых для обеспечения зарядного режима акку­муляторной батареи и работы потребителей.

На регуляторе-напряжения установлен пере­ключатель посезонной регулировки (см. рис. 338). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен нахо­диться в пределах 27... 28 V, в положении 3 (зима) - 28,8... 30,2 V.

Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей - к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.

На генераторе имеются следующие выводы:

“+” - для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

“-” - для подключения к массе автомобиля;

В - для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;

Штекер на корпусе для вывода фазы.

Рис. 338. Генераторная установка Г273-В: 1 - шкив; 2 -вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 -ротор; 6 - вал ротора; 7 - блок выпрямительный; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - кольцо контактное; 10 -крышка подшипника; 11 - резистор подпиточный; 12 -регулятор напряжения Я120М; 13 - щеткодержатель; 14 -переключатель сезонной регулировки; а - электрическая схема; b - разрез; с - регулятор напряжения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!

1.Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсель­ные разъемы и плюсовой вывод генераторной установ­ки при работающем двигателе и включенных аккуму­ляторных батареях, а также не пускайте двигатель при

отсоединенном от генератора плюсовом проводе.

2. Не проверяйте исправность генераторной ус­тановки путем замыкания выводов “+”, В, О пе­ремычками на массу и между собой.

3. Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, до­ступ к которому открыт через окно в кожухе щет­кодержателя, с выводами “+” генератора, В щет­кодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

4.Не проверяйте исправность схемы электро­оборудования и отдельных проводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсо­едините

провода от генераторной установки.

5. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке акку­муляторных батарей от внешнего источника отключи­те батареи от сети автомобиля. При мойке автомобиля

защищайте генератор от попадания в него воды.

Техническое обслуживание

При сервисе 2:

- очистите от пыли и грязи наружные поверх­ности;

--- проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нор­мальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15... 22 мм при нажатии на середину большей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс). Для регулиро­вания натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генера­тор в сторону натяжения ремней до требуемой величи­ны и затяните крепежные соединения генератора

При сервисе С (осенью), сняв генератор с дви­гателя:

- проверьте состояние щеточного узла;

- продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок;

- проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.

Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла выверните два болта крепления щеткодержа­теля в крышке, снимите щеткодержатель и убе­дитесь, что щетки свободно перемещаются в на­правляющих.

Если щетку заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее

8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки замените. Рас-комплектация щеток не допускается.

Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необ­ходимости протрите ветошью, смоченной бензином.

Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклян­ной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и провора­чивая

ротор генератора.

Проточите контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минималь­но допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка проводится следующим образом:

- если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в по­ложении ЛЕТО (Л) - левое крайнее положение

контактного винта ППР, винт вывернут;

- если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР должен на­ходиться в положении ЗИМА (3) - правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР ЛЕТО при токе нагрузки 20 А, частоте вращения (3500+ 200) мин -1 , температуре ок­ружающей среды (25+ 10)°C и выключенной аккуму­ляторной

батарее должен находиться в пределах 27... 28 В, а в положении ППР ЗИМА - 28,8... 30,2 В.

Ремонт

Для снятия генератора отключите массу акку­муляторных батарей, поднимите кабину и отсое­дините выводы “+”, “-”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем от­верните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна - в отверстие передней крышки гене­ратора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные рем­ни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в преде­лах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемеще­нием генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, со­вместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение при­водных ремней перемещением генератора.

Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки крон­штейнов

генератора соблюдайте изложенный поря­док затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы “-”, “+” и В.

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. До­пускается

ремонт отдельных деталей.

Для разборки генератора:

Выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регуля­тором напряжения;

- выверните винты крепления крышки шари­коподшипника;

- выверните стяжные винты крепления крышки генератора;

- снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

- отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;

- отверните гайку крепления шкива, предва­рительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

- снимите вентилятор, удалите из канавки сег­ментную шпонку и снимите упорную втулку;

- снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 339), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

Рис. 339. Съемник

- снимите с вала шариковый подшипник;

- с крышки со стороны контактных колец сни­мите выпрямительный блок.

После разборки очистите от грязи детали и сбо­рочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводнико­вые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смочен­ной бензином. Осмотрите и замените детали, имею­щие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.

Шкив допускается к установке, если при уста­новке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм (см. рис. 338).

Погнутость лопастей вентилятора устраните прав­кой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в крон­штейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода - более 47,05 мм обработайте до размера 38,0... 38,05 мм и 50,00... 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обеспечения сооснос­ти отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов уда­лите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вра­щения вала и техническое состояние генератора.

Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников из­мерительных проводов прибора с контактными коль­цами ротора. Величина сопротивления должна соот­ветствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправ­ность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор. Схема проверки изображена на рис. 340. При напряжении источника питания по­стоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической ха­рактеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, ÒÎ стрелка амперметра не отклонится.

Замыкание обмотки возбуждения на массу оп­ределяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220 ... 250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контакт­ным кольцам и в случае распайки восстановите

Рис. 340. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

нарушенное соединение. Если обрыв внутри обмот­ки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте отдельно, после раз­борки генератора, с отсоединенными от выпря­мительного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фазной обмотке ста­тора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику-тока напряжением 12 ... 30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит. При исправной обмотке фазы показания омметра долж­ны соответствовать значениям, указанным в техни­ческой характеристике.

Межвитковое замыкание обмотки статора про­веряйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лам­пой под напряжением 220... 250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого - на один из выводов обмотки. Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмот­ки, изоляция не должна иметь следов перегрева.

При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изо­ляционную трубу и спрессуйте или припаяйте на­конечник.

Проверка технического состояния генератора. При­чиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического кон­такта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в со­единительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбужде­ния генератора (см. электрофакельное устройство). Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора.

Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Ве­личина напряжения питания 28 V. Схема соедине­ний при проверке технического состояния генерато­ра изображена на рис. 270.

Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30... 95 % шкалы. Прибор для измерения величины тока дол­жен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряже­ния - 1,0.


Работа машины КамАЗ в течение многих лет обеспечивается правильной работой электрооборудования. В процессе эксплуатации машины возможны различные нарушения. Они связаны с постепенным износом и выходом элементов из строя. Восстановление электрооборудования КамАЗ проводят в процессе технического обслуживания транспортного средства.

Состав электрооборудования КамАЗ

Электрооборудование машины состоит из следующих звеньев:

  • Система электроснабжения.
  • Световая и звуковая оповестительная сигнализация.
  • Наружное и внутреннее техническое освещение.
  • Контрольно-измерительная и регистрирующая аппаратура.
  • Отопительная система.
  • Пусковой механизм.

Система электроснабжения

Электроснабжение предназначено для функционирования внутренних и внешних элементов автомобиля. Электроэнергию вырабатывает генераторная установка. Для запуска двигателя служит стартер.

Потенциальная схема системы электроснабжения КамАЗ включает в себя источники питания и выключатели различных типов.

Для хранения вырабатываемой энергии служат две аккумуляторные литий-ионные батареи. Они соединяются между собой с использованием последовательной сборки.

Генератор соединяют с аккумуляторами по параллельной схеме. Минусовой вывод аккумуляторов подключен к корпусу машины через дистанционный выключатель массы.

Для быстрого запуска стартера двигателя в холодное время года служит электрофакельное устройство. При его воздействии цепь обмоток генератора подлежит разрыву с помощью автоматического реле.

При включенном положении кнопки выключателя приборов, кнопка управления массой неактивна. Автоматическая блокировка предотвращает возможность внезапного отсоединения массы во время запуска силовой установки.

Отсоединение генератора от аккумуляторов производят клавишей выключателя. Для этого кнопку выключателя приборов переводят в нейтральное положение. Контроль за действием всех процессов проводят по индикации контрольных ламп.

Электросхема световой оповестительной сигнализации

Световые сигналы служат для предупреждения водителей остальных транспортных средств о совершаемых маневрах. При повороте, обгоне и торможении применяют различные световые знаки. Источником светового потока служат контрольные лампы и светодиоды.

Световая сигнализация включает в себя следующие элементы:

  • аварийную сигнализацию;
  • индикацию поворотов автомобиля и прицепа;
  • сигнализацию тормозной системы;
  • наружную и внутреннюю сеть освещения;
  • блокировочную сигнализацию межосевого дифференциала.

Активация кнопки аварийного режима после запуска стартера приводит к включению передних и задних поворотных указателей. При аварийном режиме указатели светят в мигающем режиме.

Световые индикаторы и звуковая сигнализация

Мигающая индикация указателей обеспечивается аварийным реле-прерывателем. Функции реле дублируются контрольной лампой на выключателе блока аварийной сигнализации.

Указатели поворотов транспорта включают и отключают комбинированным переключателем. Устройство работает при разблокированном положении выключателя приборов. Работу всего механизма оценивают по показаниям соответствующих датчиков.

Световая индикация тормозной системы активизируется при замедлении и полном прекращении движения транспорта. Срабатывание сигнала торможения происходит за счет замыкания пневмоэлектрического датчика.

Посредством промежуточного пускового реле включаются задние стопорные фонари. Сигнал о включении световой оповестительной сигнализации проходит через амперметр. Работа амперметра не зависит от положения кнопки стартера и выключателя приборов.

Звуковая сигнализация предназначена для оповещения о нормальной работе агрегатов. Передача информации производится посредством пневматических и электрозвуковых сигналов.

Пневматический сигнал включают нажатием кнопки с правой стороны от переключателя наружного освещения. Звуковой сигнал включается и отключается соответствующей кнопкой на поперечной раме под кабиной управления.

Электросхема блока освещения

Внутреннее и наружное освещение предназначены для эксплуатации автомобиля в условиях плохой видимости и темное время суток.

Электросхема освещения машины КамАЗ включает следующие элементы:

  • фары на кабине управления;
  • противотуманные галогеновые фары;
  • передние и задние световые указатели;
  • подкапотная лампа накаливания;
  • лампа освещения багажного ящика;
  • лампа освещения спального места;
  • блок ламп освещения приборной панели;
  • плафоны с лампами в кабине управления.

Подключение внутреннего и наружного освещения осуществляется по однопроводной схеме. Бесперебойность действия электрической цепи обеспечивают предохранители с плавкой вставкой типа ПРС-10.

Освещение работает с помощью комбинированного переключателя, напрямую подключенного через амперметр к источнику питания.

Контрольно-измерительная электрическая схема

Контрольно-измерительные приборы предназначены для фиксации показателей работы узлов и агрегатов.

Все элементы блока подключены по однопроводной параллельной схеме. Замыкание электрической цепи осуществляется через выключатель приборов и пусковой стартер. Для подсветки и контроля световых индикаторов используются лампы накаливания и светодиоды различной мощности.

Электрическая схема отопительной системы

Отопление служит для обогрева кабины управления в холодное время года. Нагревание воздуха происходит через радиатор. Поток горячего воздуха поступает от реверсивного электродвигателя типа МЭ-250.

В зависимости от способа подключения контактов двигатель функционирует в двух режимах. При подключении к положительному полюсу источника питания вращение вала двигателя происходит в правую сторону. При подключении к отрицательному полюсу – в левую сторону.

Управление отоплением производят из кабины через клавишный переключатель. Бесперебойную работу узлов и агрегатов оценивают с помощью контрольных ламп.

Электрическая схема запуска двигателя

Пусковая установка предназначена для запуска двигателя и обеспечения его стабильной работы в рабочем режиме.

Система запуска состоит из следующих элементов:

  • стартер типа СТ-142Б;
  • реле стартера;
  • выключатель стартера и приборов;
  • реле блокировки;
  • дублирующий выключатель стартера;
  • розетка внешнего пуска.

Стартер СТ-142Б автомобиля КамАЗ

Стартером является электрический двигатель постоянного тока. Устройство служит для преобразования электрической энергии от источника тока в механическую энергию вращения коленчатого вала.

Устройство выполнено в герметичном корпусе и обладает последовательным возбуждением. Агрегат оснащен электромагнитным реле. С помощью электромагнитного реле шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика. Запуск и работа стартера сопровождается миганием контрольной лампы.

Первым приводом электродвигателя является храповый механизм. Храповик обладает свободным ходом. Вторым приводом служит масса двигателя.

Номинальное напряжение стартера типа СТ-1425 составляет 24 В. Номинальная мощность не превышает 7,7 кВт. Передаточное число установки «двигатель-стартер» имеет показатель 11,3.

Генератор автомобиля КамАЗ

Генератор представляет собой агрегат для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала в электричество.

Генератор состоит из неподвижной части – статора и вращающегося элемента – ротора. Статор состоит из набора металлических пластин с обмотками из меди. Медные обмотки сдвинуты на 120° относительно друг друга.

Ротор имеет вид стального вала с рифлёной поверхностью. На вал запрессованы два магнитопровода. Между ними установлена медная обмотка возбуждения.

При подаче электроэнергии от источника питания в обмотках генератора возникают магнитные потоки. Каждый поток имеет противоположное направление. Пересечение разнонаправленных потоков приводит к образованию электроэнергии. Через щеточные выводы образуемая электроэнергия поступает к потребителям.

Электрическая схема грузового автомобиля КамАЗ имеет сложную конструкцию. Она состоит из многочисленных реле, датчиков, выключателей и контрольных ламп. Знание базовых принципов работы каждого элемента является обязанностью каждого водителя транспортного средства.

Техническое описание

На автомобилях КамАЗ устаиовпен трехфазиый синхронный генератор переменно­го тока Г272 с независимым электромагнит­ным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямительным блоком.

Генератор (рис. 258) смонтирован в верхней передней части двигателя и двумя лапами крепится к кронштейну, а третьей лапой - к натяжной планке. Генератор приво­дится во вращение двумя клиновыми ремнями. Передаточное отношение шкивов 2,41.

Рис. 258. Генератор: 1-шкив; 2-вентилятор; 3-крышка со стороны привода; 4-статор; 5-ротор; б-вал ротора; 7-блок выпрямительный; 8-крышка со стороны контактных колец; 9-кольцо контактное; 10-крышка подшипника; 11-щеткодержатель

С 1980 г на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А* (рис. 259), состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямо­точной вентиляцией и встроенных в генера­тор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения.

(* С 1 июля 1985 г. устанавливается генератор Г273В, имеющий дополнительно штекерный вывод с фазы генератора. В остальном конструкция идентична с Г273А.)

Встроенный в щеткодержатель генератора малогабаритный регулятор напряжения Я120М представляет собой схему в интеграль­ном исполнении, ремонту не подлежит.

Рис. 259. Генераторная установка Г273А: а-устройство генераторной установки; б-вид сзади на регулятор напряжения; в-электрическая схема; 1-подпиточное сопротивление; 2-регулятор напряжения Я120М; 3-переключатель посезонной регулировки; 4-сопротивление посезонной регулировки

Ниже приводится техническая характе­ристика генератора:

Тип генератора Г272 Г273А, Г273В
Номинальное напряжение, В 28
Частота вращения (при температуре 25± 10 °С, напряжении 28 В и независимом возбуждении), об/мин, при токе нагрузки, не более:
10 А 1500 1550
20 А 2000 2100
Максимальная сила тока отдачи, А 30 28
Сила тока возбуждения, А, не более 1,72 3,4
Сила давления щеточных пружин (при сжатии пружины до 17,5 мм), гс 190-250
Обмотка статора
Марка провода ПЭВ-2 или ПЭТВ
Число фаз обмотки 3

» катушек в каждой фазе

6
» витков в катушке 20

Фазное сопротивление при температуре +20 °С, Ом

0,34...0,36
Обмотка ротора
Марка провода ПЭВ-2 или ПЭТВ
Число витков 1200
Сопротивление обмотки при температуре + 20 °С, Ом 16,0-17,0
Выпрямительный блок
Тип БПВ24-45
Максимальное обратное напряжение, В 150
Сила максимального выпрямленного токи, А 45
Падение напряжения, В, не более 0,7
Сила тока, при которой измеряется падение
напряжения, А
10

Предупреждения!

1. Перед снятием генератора с двигателя и его установкой отключите аккумуляторные батареи, так как клемма «+» генератора находится под напряжением.

2. Во избежание отказа выпрямительного блока и регулятора напряжения:

Не пускайте двигатель при отключенном плюсовом проводе генератора;

Не отключайте при работающем двигателе аккумуляторные батареи;

Не приводите во вращение генератор без подсоединения регулятора напряжения (для генератора Г272);

Не заряжайте аккумуляторные батареи от внешнего источника без предварительного отключения их от бортовой сети автомобиля;

Не проверяйте работоспособность генера­тора замыканием плюсовых выводов на корпус автомобиля. Проверять генератор можно толь­ко с помощью вольтметра и амперметра;

Не проверяйте генераторную установку путем замыкания клемм « + », «В», «О» перемычками на массу и между собой (для Г273А);

Не соединяйте клемму «Щ» щеткодержа­теля, доступ к которой открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с клеммами «+» генератора и «В» щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора (для Г273А);

Не проверяйте цепи зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напря­жением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоедините провода от генераторной установки;

Не проверяйте выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением бо­лее 24 В, от источника переменного тока, а также без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

3. Прочность изоляции статора (повышен­ным напряжением) проверяйте только на стенде и обязательно с отсоединением от выпрямителя выводами фазных обмоток.

4. При мойке двигателя защищайте гене­раторную установку от попадания воды.

Техническое обслуживание

При ТО-2:

Очистите от пыли и грязи наруж­ные поверхности;

Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нормальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15-22 мм при нажатии на середину наиболь­шей ветви с усилием 4 кгс. Натяже­ние ремней рекомендуется прове­рять пружинным динамометром. По­вышенное натяжение ремня приво­дит к увеличению нагрузки на под­шипники генератора и преждевре­менному отказу их в работе.

При СТО (осенью) , сняв генера­тор с двигателя, проверьте состоя­ние щеточного узла, продуйте сжа­тым воздухом выпрямительный блок, проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ос­лаблении подтяните.

Для проверки состояния щеточно­коллекторного узла отверните два болта крепления щеткодержателя в крышке, снимите щеткодержатель и убедитесь, что щетки свободно пере­мещаются в направляющих. Если щетка заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляюще­го отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотри­те и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее 7 мм для Г272 и 8 мм для Г273А. При не­обходимости щетки замените. Раскомплектация щеток не допускается.

Причиной повышенного износа щеток может быть неудовлетвори­тельное состояние или загрязнение поверхности контактных колец, а также чрезмерно большое усилие щеточных пружин.

Через отверстие в крышке, в кото­ром находится щеткодержатель, хо­рошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных ко­лец и при необходимости протрите ветошью, смоченной бензином. Если после этого будут обнаружены при­гары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодер­жателя и проворачивая ротор гене­ратора.

Проточите контактные кольца в случае, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со сторо­ны контактных колец снимите щет­ки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка напряже­ния генератора Г273А проводится следующим образом:

Если наружная температура уста­новилась устойчиво на уровне 0 °С и выше, ППР (переключатель посе­зонной регулировки) должен нахо­диться в положении «Л» («лето») - левое крайнее положение контактно­го винта ППР (винт отвернут);

Если наружная температура уста­новилась устойчиво на уровне 0 °С и ниже, ППР должен находиться в положении «3» («зима»)-правое крайнее положение винта ППР (винт завернут).

Уровень регулируемого напряже­ния генератора в положении ППР «лето» при токе нагрузки 20 А, ча­стоте вращения 3500±200 об/мин, температуре окружающей среды 25±10°С и включенной аккумуля­торной батарее должен находиться в пределах 27-28 В, а в положении ППР «зима»- на 1,5-3 В выше.

Ремонт

Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей под­нимите кабину и отсоедините выво­ды « + », «В» и «-», а также штекерную колодку регулятора РР356 (для Г272).

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генера­тора в разрезную опору, а шпильку кронштейна - в отверстие передней крышки генератора. Наденьте пру­жинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите при­водные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигате­ля в пределах ± 1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к на­тяжной планке, совместите отвер­стия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней пере­мещением генератора.

Затяните болт крепления генера­тора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштей­нов генератора соблюдайте изложен­ный порядок затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы «-», « + », «Ш» для генератора Г272 и клеммы «-», « + » и «В» на генераторной установке Г273А.

При замене генератора Г272 с ре­гулятором напряжения РР356 на ге­нераторную установку Г273А необ­ходимо отсоединить от колодки регу­лятора коричневый и желтый прово­да, соединить их и заизолировать. От колодки генератора Г272 отсое­дините коричневый провод и заизолируйте его, отсоедините желтый провод, замените штекер на нако­нечник и наконечник желтого прово­да подсоедините к клемме «В» гене­раторной установки Г273А. Отсоеди­ненный красный провод от клеммы « + » генератора Г272 подсоедините к клемме « + » генераторной установ­ки Г273А. Соедините массу (см. рис. 252).

При ремонте генератора устра­нять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и узлов, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать ге­нератор. Допускается ремонт от­дельных деталей.

Для разборки генератора выпол­ните следующие операции:

Выверните болты крепления щет­кодержателя к крышке и снимите щеткодержатель (у генератора ус­тановки Г273А щеткодержатель сни­мается в сборе с регулятором на­пряжения) ;

Выверните винты крепления крыш­ки шарикоподшипника и стяжные вин­ты крепления крышки генератора;

Снимите крышку со стороны кон­тактных колец вместе со статором;

Отсоедините фазные выводы об­мотки статора от выводов выпрями­тельного блока и отделите статор;

Отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

Снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку шкива и снимите упорную втулку;

Крышку со стороны привода сни­мите вместе с шарикоподшипником вала ротора с помощью специально­го съемника (рис. 260), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

Снимите с вала шариковый под­шипник;

С крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.

Рис. 260. Съемник

После разборки тщательно очис­тите от грязи детали и узлы генера­тора, затем обезжирьте, промойте и высушите металлические детали и узлы, кроме подшипников и узлов, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые прибо­ры. Остальные детали и узлы про­трите ветошью и также обезжирьте. Осмотрите и замените детали, име­ющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм.

Проверьте износ канавки шкива под ремень. Шкив допускается к ус­тановке, если при установке в ка­навку контрольных роликов Ø14 мм диаметр, замеренный по роликам, составляет не менее 83,5 мм (см. рис. 258).

Прогнутость лопастей вентилято­ра устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отвер­стия в кронштейне крепления крыш­ки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со сторо­ны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со сто­роны привода более 47,05 мм обра­ботайте до размеров 38,0-38,05 и 50,00-50,05 мм соответственно и за­тем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего поса­дочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обес­печения соосности отверстий крепле­ния генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно вхо­дящий стержень.

Закрепив стяжные болты, удалите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техниче­ское состояние генератора.

Исправность обмотки ротора про­веряйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью кон­такта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора. Сопротивление должно соответствовать значению, указанному в технической характе­ристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Ес­ли в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Ис­правность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор (рис. 261). При напряжении источника пита­ния постоянного тока 28 В, подсо­единенного к штекерам обмотки, потребляемый ток не должен превы­шать значения, указанного в техни­ческой характеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка амперметра не отклонится.

Рис. 261. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напря­жением 220-250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения об­наружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контакт­ным кольцам и в случае распайки восстановите нарушение соедине­ния. Если место обрыва находится внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замы­кание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте от­дельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямитель­ного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фаз­ной обмотке статора поочередно присоединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через кон­трольную лампу к источнику тока напряжением 12-30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух дру­гих стрелка тестера (омметра) не отклонится, а контрольная лампа не будет гореть. При исправной обмот­ке фазы показания омметра долж­ны соответствовать значениям, ука­занным в технической характери­стике.

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным де­фектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряже­нием 220-550 В. При этом один проводник подключается к сердеч­нику статора, а другой - к одному из выводов обмотки. Если лампа не загорается, замыкание отсут­ствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмотки. Изоляция не должна иметь следов перегрева.

В случае обрыва фазного вывода от наконечника отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляци­онную трубу и опрессуйте или припаяйте наконечник.

Причиной отказов в работе гене­раторной установки могут быть не­исправности генератора или регуля­тора напряжения, либо же наруше­ния электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэто­му, прежде чем приступить к про­верке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на клеммах генератора и регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения об­мотки возбуждения генераторов. Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуж­дения.

Техническое состояние генератора проверяйте на стенде (см. рис. 261), позволяющем измерять число оборо­тов ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения на­пряжения, тока и оборотов ротора генератора. Обмотки возбуждения запитывайте от источника постоян­ного тока. Напряжение питания 28 В.

Измерительные приборы должны подбираться так, чтобы значения из­меряемых параметров находились в пределах 30-95% шкалы. Прибор для измерения величины тока дол­жен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжение- 1.

Возможные неисправности гене­ратора, их причины и способы устра­нения приведены в табл. 29.

ТАБЛИЦА 29

Причина неисправности Способ устранения
Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя
Ослабление натяжения приводного ремня Отрегулируйте натяжение ремня
Загрязнены контактные кольца Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистите стеклянной шкуркой и вторично протрите салфеткой
Износ щеток в щеткодержателях Проверьте высоту щёток и усилие пружин; при необходимости замените щеткодержатель или щетки
Пробой выпрямительного блока Замените выпрямительный блок
Короткое замыкание обмотки статора » статор в сборе
Нарушение в цепи возбуждения Проверьте исправность цепи возбуждения. Для генераторной установки Г273А проверьте напряжение на клеммах «В» и «масса» при включенных аккумуляторной батарее и выключателе приборов и стартера. При отсутствии напряжения проверьте проводку на автомобиле
Нарушение зарядной цепи Устраните неисправность
Неисправен регулятор напряжения Замените регулятор
Зависание щеток Проверьте состояние пружин, перемещение щеток в щеткодержателе. Снимите щеткодержатель, щетки и удалите налет щеточной пыли
Короткое замыкание обмотки ротора Замените ротор в сборе
Чрезмерно большой силы зарядный ток
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором Устраните замыкание
Неисправен регулятор Замените регулятор
Колебание тока нагрузки
Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание ремней Отрегулируйте натяжение ремней
Плохой контакт в цепи возбуждения Проверьте цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов
Повышенный шум при работе генератора
Ослабление крепления шкива Затяните гайку
Износ деталей подшипника или его разру­шение Замените подшипник
Погнут вентилятор генератора Выправьте погнутые места
Перегрев подшипника
Слишком велико натяжение ремня Проверьте натяжение ремня и установите его в соответствии с нормой
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
Загрязнение контактных колец Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистите стеклянной шкуркой и вторично протрите салфеткой
Радиальное биение контактных колец Проверьте радиальное биение колец. Если оно превышает 0,05 мм, то проточите контактные кольца и замените щетки

Электрическая схема и работа генератора Г272 автомобиля КамАЗ

Первые модели автомобилей КамАЗ оснащались генератором Г272. Этот генератор напряжением 28 В имел в обмотках статора в два раза больше витков более тонкого провода, чем Г250. Обмотка возбуждения наматывалась тоже более тонким проводом и рассчитывалась на напряжение 28 В.

В электрической схеме отсутствовали дополнительные элементы контроля заряда (рис. 6), а работа генератора контролировалась с помощью амперметра.

В щеточном узле генератора обе щетки выполнялись изолированными от массы и имели надписи Ш1 и Ш2.

Для регулирования напряжения применялся регулятор модели РР356, изготовленный на базе кремниевых транзисторов. Один вывод обмотки возбуждения подключался в бортовую сеть, а второй к регулятору напряжения.

Рис. 6. Электрическая схема подключения генератора Г272 на автомобиле КамАЗ: СТ - обмотки статора; ОВ - обмотка возбуждения; РН - регулятор напряжения РР356; Д1…Д6 - диоды; ВЗ - выключатель в замке зажигания

Электрическая схема и работа генератора Г273 автомобиля КамАЗ

В настоящее время для автомобилей КамАЗ применяются более совершенные генераторы Г273.

Для унификации генератора Г273 с наиболее распространенным генератором Г250 этот генератор изготовлен на базе его деталей.

Чтобы получить напряжение 28 В вместо 14 В перемотаны обмотки статора. На задней крышке генератора установлен резистор подпитки и интегральный регулятор напряжения Я120М.

Для согласования числа оборотов двигателя и ротора генератора заменен шкив. Остальные детали остались без изменений.

За счет унификации сократилось количество запасных частей и упростилась технология производства.

Электрическая схема генератора показана на рис. 7.

Так как обмотка возбуждения осталась без изменений и рассчитана на питание 14 В, то она подключена к нулевой точке фаз. При работе генератора в этой точке напряжение равно 14 В.

Для самовозбуждения генератора на обмотку возбуждения подается ток 0,3 А через дополнительный проволочный керамический резистор подпитки. Этот ток обеспечивает создание начального магнитного поля в полюсных половинах ротора. При пуске двигателя генератор вступает в работу и напряжение в нулевой точке постепенно достигает 14 В.


Рис. 7. Электрическая схема подключения генератора Г273 на автомобиле КамАЗ: СТ - обмотки статора; ОВ - обмотка возбуждения; РН - регулятор напряжения Я120М; Д1…Д6 - диоды; ВЗ - выключатель в замке зажигания; RП - резистор подпитки

Если убрать резистор подпитки, то при пуске двигателя генератор не сможет возбудиться и его ротор будет вращаться вхолостую.

Контакты в замке зажигания коммутируют небольшой ток управления интегрального регулятора.

Рассказать друзьям