Есть ли непрощаемые грехи перед Богом? Прощаются ли мне грехи, если я каюсь дома, а не в церкви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопрос.

Правда ли, что есть такие грехи, которые стираются лишь только ниспосланием бед и несчастий человеку уже в этой жизни? Есть ли такой хадис или аят из Корана?

Ответ.

Как часто мы жалуемся на невзгоды? Очень часто проблемы дома или на работе лишают нас душевного спокойствия, мы начинаем нервничать, переживать и задаемся вопросами: почему так происходит, за что Всевышний ниспосылает нам трудности? Что это: испытание или наказание?

Действительно, хадис, о котором вы упоминули, имеется. О нем говорили такие хадисоведы, как Таберани, Абу Нуайм и Хатыб, а также Имам Газали. Однако по мнению Зейну"ль-Ираки данный хадис является слабым (Тариджу ахадисы"ль-Ихья, 2/33).

Разумеется, указание на возможную слабость хадиса вовсе не означает его недостоверность. Однако ответом на ваш вопрос могут послужить и другие хадисы. Например, в одном из риваятов говорится, что когда мусульманину ниспосылаются беды, тревоги, огорчения, ущемление в чем-либо, то Всевышний обязательно сделает это искуплением грехов человека. (Бухари, «Марда», 1; Муслим, «Бир», 52). Этот хадис является достоверным.

Проблемы, не касающиеся религиозной составляющей, на самом деле не считаются истинными, поскольку являются приходящими:

«Настоящие беды, постигнувшие нас – это проблемы, касающиеся нашей веры и нравственности. От подобных бед нам всегда нужно прибегать к защите Аллаха» (Тирмизи, «Даават», 79).

Кроме этого, испытание может стать искуплением грехов:

«Все беды, ниспосланные Аллахом – испытание. Это наставление и предупреждение от Всевышнего; искупление грехов; очищение души человека, словно исцеление после болезни» (Бухари, «Иман», 39; Муслим, «Бирр», 52).

«Как падают плоды с созревшего дерева, если его потрясти; так же и поразившая болезнь стряхивает с человека его грехи» (Бухари, Мерда, 3, 13, 16; Муслим, Бирр: 45)

«Болезнь избавляет мусульманина от грехов так же, как огонь удаляет ржавчину с золота и серебра» (Ибн Маджа, «Тыб», 18).

В отдельных хадисах говорится, что Всевышний ниспосылает большие беды Своим самым любимым рабам:

«Из всех людей больше всех подвергавшиеся бедам были именно Пророки, затем праведники. Человек испытывается по степени своей веры. Чем сильнее вера, тем больше может быть испытаний. После ниспослания верующему беды одной за другой, на нём не останется ни одного греха» (Тирмизи, «Зухд», 57).

Можно выделить 3 истинные причины невзгод, в каждом из которых кроется Божественная мудрость:

1) Беды, как результат собственных грехов

«Ниспосланные вам печали, случается только по причине ваших же грехов…» (Сура «Шура», 42/30)

2) Беда, как искупление грехов

«Каждая беда, ниспосылается ради прощения греха» (Абу Нуайм).

3) Беда - инструмент очищения души и обретение лучшего места в Раю

«Беда случается для того, чтобы верующему достичь милости» (Тирмизи).

«Если бы человек вечно пребывал в молодости и в здравии, то тогда эти две составляющие сделали бы человека неверующим» (И.Асакир).

Стойкость, терпение и мужество – вот те качества, которые не должны покидать верующих. Наш Пророк (мир ему) возносил дуа Всевышнему Аллаху с просьбой дать ему силы выдержать все испытания. Поэтому и нам нужно читать дуа с просьбой, чтобы нас не настигали беды, с которомы мы не сможем справиться.

Да смилуется Аллах над всеми!

В Великий пост в каждом православном храме совершается Таинство соборования. Как оно влияет на человека? Почему некоторые люди действительно после него получают исцеления от недугов? Откуда такое название? Кто в первую очередь нуждается в этом Таинстве? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Библейская подоплека

Соборованием называется одно из семи Таинств Церкви, в котором на человека снисходит особая благодать. По вере он исцеляется телесно и духовно: избавляется от физических болезней и забытых грехов. Поэтому совершается оно в первую очередь над тяжелобольными.

Основой для установления соборования послужило Священное Писание.

В Евангелии от Марка есть указание на то, что апостолы, получившие от Христа власть исцелять недуги, «многих больных мазали маслом и исцеляли».

А в послании апостола Иакова находим прямое указание:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Здесь надо обратить внимание на несколько важных деталей:

  • сила молитвы и веры;
  • значение помазания елеем;
  • исцеление болезней и прощение грехов.

«Кирие элейсон»

Так как второе название Таинства — елеосвящение , то в первую очередь стоит разобраться: какой смысл в Библии имело помазывание елеем?

  • Елей в Израиле был «неофициальным» символом жизни. Его изобилие израильтяне понимали как Божье благословение. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Кроме того, им смазывали страдающую от беспощадного солнца кожу.
  • Также в Библии мы находим указания на помазание на священство и царство, что символизировало избрание на служение Господу.
  • Масло оливы использовалось и в погребальных обрядах. Его обильно изливали на тела усопших, что означало умирание для греха.

Вполне логично, что именно помазание елеем, подкрепленное верой и молитвой, послужило основанием для Таинства исцеления телесных недугов и прощения забытых грехов.

Еще один интересный факт. В православных храмах наряду с «Господи, помилуй» поют «Кирие элейсон». Если буквально перевести второе прошение с греческого языка, то получится «Помажь меня елеем, уврачуй» .

Прощение грехов = выздоровление?

Как указывалось выше, Таинство соборования помогает человеку получить избавление от недугов и одновременно прощает забытые грехи.

Христиане видят прямую связь между физическим и духовным состоянием человека. Например, пресыщение пищей одновременно оказывает негативное влияние на физическое самочувствие, а также делает человека ленивым, может разжигать плотские желания.

Иногда закостенелому грешнику Бог попускает скорби и болезни, чтобы таким образом он пришел к покаянию. Обычно раскаяние приводит человека к изменению образа жизни, исповеди и причастию. Но мы не в силах увидеть и запомнить все свои грехи. Определенные пороки еще не открылись нам, что-то произошло так давно, что уже стерлось из памяти. Но от этого грехи никуда не подевались. Они давят на нас своим грузом. Избавиться от них как раз и помогает елеосвящение.

Поскольку каждый человек не в силах вспомнить все свои прегрешения, то соборовать нужно не только тяжелобольных.

Условия свершения Таинства соборования

Соборование совершается только над членами Церкви Христовой, то есть над крещеными людьми. Обязательным условием, о котором говорил еще апостол Иаков, есть наличие веры.

Тяжелобольных соборуют на протяжении всего года, для всех остальных елеосвящение «доступно» только в Великий, реже — Рождественский пост. Как правило, человек приступает к соборованию только один раз в год; если больной, то по благословению священника и чаще. Не принято соборовать детей до семи лет, ведь до этого возраста их грехи прощаются и без исповеди.

Как совершается Таинство соборования?

Название «соборование» закрепилось из-за того, что в идеале оно совершается собором из семи священников. Но во многих храмах помазывает елеем только один священнослужитель.

Сначала духовенство прочитывает специальные молитвы, в которых неоднократно просит Господа простить забытые прегрешения всем соборующимся, также зачитывает семь отрывков из Евангелия и Апостола по темам прощения и исцеления. Столько же раз священники помазывают елеем лоб, щеки, ноздри, уши или губы, грудь, руки верующих.

Кроме священников, молятся и все присутствующие. Они держат в руках зажженные свечи и обращаются к Богу словами песнопения:

Помилуй нас, Боже!
Помилуй нас, Владыко!
Помилуй нас, Святый!
Услыши нас, Боже!
Услыши нас, Владыко!
Услыши нас, Святый!
Исцели нас, Боже!
Исцели нас, Владыко!
Исцели нас, Святый!

Обычно после совершения Таинства елеосвящения верующим раздают в храме:

  • зерна пшеницы — символ рождения для вечной жизни. Посаженное в землю, зерно истлевает и прорастает. Так и человек: физически умирает и воскресает для вечности;
  • елей и вино — символ врачевания духовных и телесных ран. Именно эти вещества возлил на тело избитого милосердный самарянин из известной библейской притчи (Евангелие от Луки, 10:30-34).

Елеем помазывают тело, когда болеют, рисуют крестики на лбу, а пшеницу употребляют вместе с просфорой и святой водой.

Конечно, верующему не нужно забывать, что Таинство елеосвящения — это не магический ритуал и не таблетка от всех болезней. Далеко не каждый соборующийся обязательно получает мгновенное исцеление от недугов и видимый результат.

Как и в любом Таинстве, в елеосвящении есть «таинственная» часть. Она относится к прощению забытых грехов. Искренне раскаивающийся и просящий Господа о помиловании получает по своей вере здравие. Духовное так точно.

Кратко и емко о соборовании рассказывает предлагаемый ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Схимонахиня Антония (в миру Анастасия Яковлевна Кавешникова) - православная подвижница, исповедница и старица. Она родилась в 1904 году на Дону в селе Долгое, в благочестивой православной семье, хранивших традиции своих предков - донских казаков. Ещё в детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Прошла матушка и через все муки ГУЛАГа и психушек, где её пытались "вылечить" от веры во Христа. И всё же Господь удостоил её монашества с именем Аполлинария и схимы с именем Антонии, отметил великими Своими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения..

Не так уж много лет прошло со дня кончины матушки в 1998 году, но имя её известно уже многим православным христианам в России и за рубежом. Изо дня в день увеличивается число паломников к её могилке на маленьком монастырском кладбище. Люди подолгу стоят здесь, зажигают свечи, молятся и по вере своей получают просимое...

Явление Божией Матери схимонахине Антонии

В молодости Анастасия (так звали будущую схимонахиню) сделала аборт, (по некоторым сведениям,- у нее был выкидыш), - и каялась слезно в этом грехе. Однажды она молилась в храме Воскресения Словущаго на улице Неждановой (ныне Успенский вражек) перед иконою «Взыскание погибших». И видит: отвернула о нея свой лик Богородица. На следующий день рано утром приходит она в тот же храм. Попросила сторожа никого больше не пускать, и на коленях, в уединенном предстоянии пред чудотворным образом Богородицы, горячо, долго и сильно плакала, обильно орошая пол слезами.

Вдруг кто-то сзади трижды коснулся ее плеча. Оглянулась, видит Жену в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Игумения говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Только три греха есть, которые не прощаются человекам: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость. Убиенного младенца надо окрестить». И рассказала, как надо молиться за него. Анастасия почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к Наставнице.

Положив земной поклон перед образом Божией Матери, оглянулась и видит: в церкви она одна. Идет к сторожу: «Кто это был в церкви?», - Никто сюда войти не мог, все было заперто» - был ответ...

Анастасия выполнила полученное правило - молитвы за младенцев, дарованное ей Богородицей. С тех пор Анастасия пошла по пути спасения души и к концу жизни стала схимонахиней с именем Антония. Многих обратила она на путь покаяния и спасения. За ея труды сподобил ея Господь дара прозорливости.

Множество случаев чудесной помощи по ея молитвам при жизни и по преставлении свидетельствуют и об исправлении детей, устроении семейных дел, в обращении к вере неверов, маловеров и даже гонителей, венчании супружеских пар, о даровании бесплодным детей, взыскании похищенных людей и вещей, материальных нуждах.

По ея молитвам ко Господу строились и восстанавливались храмы и монастыри, а те священники и миряне, которые приезжали на ее могилку послужить панихиду или же просто помолиться, никогда не оставались без помощи и утешения. Причем прошения о помощи обращенные к старице, исполнялись настолько точно, что никаких сомнений в ея дерзновении пред Господом просто не остается. Но за то, что великая старица безстрашно исповедовала о данной ей Царицей Небесной молитвенной епитимии за грехи детоубийства, и сама отмаливала за немощных сии несчастные души, ей было дано на ея просьбу к Богородице вразумление, - что диавол будет за это с нея кожу сдирать, - то есть, - скорби жестокие будут. Но матушка не убоялась взять сей велий Крест за всех и за вся. И благодаря сему подвигу получила от Господа за свои великие труды, - дары молитвы и прозорливости. Многие тысячи семей ея молитвами были спасены от развала, и многое множество младенцев родилось на свет. Но всем с первой встречи она давала правило данное ей Богородицей, - тем самым душегубство в утробе есть и личный, и родовой и общественный грех, то есть оный тяжким бременем ложится и на самого убийцу и на всех сродников и на все общество, которое сие злодейство узаконило и молчаливо «терпит».
Наставления старицы Антонии:

Матушка Антония говорила, что убить одного младенца, - страшнее чем взрослого человека, - семь поколений по матери и отцу будут отвечать, т.е. страдать от разрушения семей и скорби иметь из-за пьянства, блуда, наркомании, смертельных болезней и других, как всем кажется «внешних» причин. Ибо младенческая душа, равно как ангельская.

За аборт кто-то в роду, обязательно прольет кровь, - предупреждала старица. Искупив грех детоубийства покаянием, епитимией данной Богородицей, и делами милосердия, прекращаются либо смягчаются наказания по Божией милости.

Именно за сей страшный грех в первую очередь кругом нестроения, беды, и надвигается всемирный пожар, - т.е. мировая война, - а за нею и кончина мира недалече.

Но если согрешившие сим тяжким грехом будут отмаливать души убиенных младенцев, - то мир продлится, а если не будут, то дни мира сократятся -говорила матушка.

Оттого несмотря на скорби и гонения сама она непрестанно молилась в покаяние за свой грех и ради спасения погибающего мира, отмаливала души убиенных младенцев за других.

И многие каются ныне, и молятся сим правилом, хотя данная Царицей Небесной епитимия одними хулится, а другими из «страха» перед хульниками, скрывается от людей страха ради фарисейска, причем молчать об этом просто преступление, ибо покаянием не только смываются грехи с самих кающихся, но и избавляются от наказания их дети и сродники.

Младенческие убиенные души освобождаются от мучительных страданий и тому множество свидетельств. Те кто, как положено выполнял сие правило сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Причем люди искренне свидетельствуют об этом, на Кресте и Евангелии, как и о том, как у них происходили чудесные изменения после сих молитв, и в личной жизни, и в семейных делах, причем эти люди становятся проповедниками покаяния и активными сторонниками по запрещению абортов и прочих способов детоубийств.

Часто гонения за особые дары Божии, труды и подвиги подвижников становятся постоянными спутниками при их жизни, так и по преставлении, которому нечисть пытается всячески препятствовать, возбуждая своих горячих «послушников», из числа незрелых духовно людей. Зрелые же наоборот промолчат, - и обратятся к советам мудрейших, т.е. к истинным старцам, а таковые подвижники начиная с прп. Кукши Одесскаго, Амфилохия Почаевского, схиигумена Иеронима (Санаксарского старца), прот. Николая (Гурьянова), ахиеп. Иннокентия (Вениаминова), и другие, в том числе и ныне живущие уже высказывали свое положительное мнение по поводу данного правила.

ПРАВИЛО ДАННОЕ БОГОРОДИЦЕЮ СХИМОНАХИНЕ АНТОНИИ О МОЛИТВЕ ЗА ДЕТЕЙ, УБИЕННЫХ ВО ЧРЕВЕ

Утренние молитвы (по молитвослову), по Символ Веры;

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, (3 раза)

Аллилуиа! (3 раза)

Младенцу, убиенному во чреве, надо дать мужское имя из имен святых угодников Божиих, и обращаясь ко святым просити тако:

Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, п

Риими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, приими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

48 раз - Царю Небесный... и 40 поклонов земных,

48 раз - Отче наш... и 40 поклонов земных,

48 раз - 50-й псалом и 40 поклонов земных (вместо 50-го псалма немощным можно читать 48 раз Иисусову молитву.

48 раз - Милосердия двери отверзи нам... и 40 поклонов земных

Затем обычное окончание молитв: Достойно есть...

Нужно купить на каждого крестик, распашонку(рубашку), чепчик и свечи, отнести в крестильню, как пожертвование для крещения бедных детей (или детей из Дома малютки). (Сколько было сделано абортов, выкидышей, столько раз нужно повторить эти молитвы за душу каждого младенца).

Тем, кто пользовался любыми другими средствами для изгнания из чрева зачатий при помощи отрав, спиралей и т.д. выполнить эту епитимию пять раз за один год употребления сих средств. Ибо жизнь человеческая начинается от зачатия и любое насильственное ее прекращение есть убийство.

Каждый день до смерти читать молитву: «Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слезы мои окрести их в море щедрот Твоих, и не лиши их света Твоего Божественного. Аминь». (3 раза в день).

Сие правило можно вычитывать вдвоем, втроем, и вчетвером, большим числом молящихся, одновременно за одну убиенную душу. В таком случае, число молитв делится на число молящихся, т.е. если вдвоем исполняем сие правило, то надо читать каждому не по 48 раз, а по 24 раза, если втроем, то по 16 раз, вчетвером по 12 раз, и так далее.

Сим правилом можно молиться за других людей, которые либо не могут или даже не хотят сами молится, за матерей, отцов, сродников и друзей, то есть отмаливать их грехи; молится можно как женщинам, так и мужчинам. Причем те, кто добросовестно исполнял сие молитвы за других, также, как и сами со грешившие, сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Поклоны земные может положить, за других тот, кто способен их класть; причем немощным можно их делать постепенно и после вычитанных молитв.

А ночью, - один поклон идет за 40, - с полуночи до трех часов, - и во время Божественной Литургии, когда произносится священником в Алтаре «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и вовеки веков», - клирос добавляет: Аминь.- Один земной поклон равен 2500 поясных, или сотне земных поклонов. Об этом свидетельствовала блаж. Пелагия Рязанская, которую вразумлял о сем сам прп. Серафим Саровский.

Кстати земные поклоны можно класть и с колен, и делать их по несколько подряд не вставая, - хоть сотни, - так молился и прп. Серафим Саровский. Причем прп. Старец молился на коленях и в воскресные и в праздничные дни, - и когда ему блаж. Пелагия задала молитвенный вопрос, - «А можно ли молиться в праздники на коленях? - и ответ был такой: «пропала Россия без земных поклонов!»

Владыка Иннокентий (Вениаминов), праправнук святого Святителя Иннокентия Вениаминова Митрополита Московского и Коломенского) благословил читать это правило в течение дня: по дороге на работу, в перерывах, среди дня, как внутренне молитвенное правило, считая молитвы по четкам. То есть, если нет возможности помолиться непрерывно, можно читать правило сие по частям. Владыка с радостью одобрил такое прошение к нему, говоря: «Вот- вот, правильно, а то нам все некогда, да некогда молиться, а так будет очень хорошо, молитесь, молитесь. Бог благословит!»

Молитвы напечатаны в том виде, в котором Пресвятая Богородица их дала будущей старице. Вопросы, почему именно так было Ею сказано то или иное слово, нам грешным обсуждать не потребно.

Не мешаете детям приходить ко мне!

Конечно же, надо правильно понимать все сказанное старицей, ибо все ныне зависит от нашего покаяния, к которому и призывала всех матушка. Про правило данное ей Богородицей она говорила: «Раздавайте, как можно больше раздавайте! Ведь мне сам Кукша благословил!»

В котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или .

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?

Чинопоследование исповеди : начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… », собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь принято совершать после вечернего или утром, непосредственно перед , поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – , исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Обычное время совершения исповеди – перед . Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?

Как часто нужно исповедоваться?

Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов». Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем ); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Как увидеть свои грехи?

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать .

Может ли священник не принять исповедь?

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике ()».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?

В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?

Здравствуйте,у меня такой вопрос.Я ни разу не исповедовалась и не причащалась,ни каялась в своих грехах батюшке,но дома я всегда прошу у Бога простить мне мои грехи,молюсь и каюсь.Прощаются ли мне мои грехи Богом или только в церкви батюшкой прощаются? Маргарита.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Маргарита!

Очень хорошо, что Вы молитесь дома и каетесь в Ваших грехах. Конечно, Господь слышит Ваши молитвы. Но ведь таинства исповеди и причастия были установлены Самим Господом, о чем рассказывается в Евангелии. Так, Господь дал власть апостолам прощать грехи, об этом Вы можете прочесть в Евангелии от Матфея (глава 18, стих 18) и от Иоанна (глава 20, стихи 22-23). Эту власть прощать грехи апостолы передали епископам и священникам. Такая апостольская преемственность сохраняется в Церкви до сих пор. Что касается Причастия, то в Евангелии от Иоанна мы читаем следующие слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Первая Евхаристия была совершена Самим Господом накануне распятия, об этом рассказывается, например, в 26 главе Евангелия от Матфея, в 22 главе Евангелия от Луки.
Поэтому исповедоваться и причащаться нам, православных христианам необходимо.
Вы – верующий человек. Но нужно верить не только в Бога (то есть в Его существование), но и доверять Богу и стараться в своей жизни поступать так, как учил нас Господь наш Иисус Христос. Подумайте об этом, ответьте честно сами себе – что удерживает Вас от того, чтобы исповедоваться и причаститься? Возможно, Ваши сомнения и вопросы нужно будет обсудить в личной беседе со священником. Сейчас идет Великий пост – то особое, благодатное для покаяния время, в которое очень хорошо приступить впервые к таинствам исповеди и Причастия. Помощи Вам Божией!

Рассказать друзьям