Гласные ы после ц упражнения. И ы после ц упражнения. Правописание гласных «о» - «ё» после шипящих и «ц. III. Проверка домашнего задания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Упражнение 1.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.

2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.

3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян­ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы­й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец : шё лк, ручо нка, увлечё н (прич.), си тце вый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц ».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы ?

1) ц_фра;2) ц_пки;3) ж_рный;4) серые мыш_.

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю ?

1) щ_плый;2) я свищ_;3) ж_ри;4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и ?

1) бледнолиц_й;2) панц_рь;3) сестриц_н;4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) ж_лоб;2) печ_нка;3) ц_коль;4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) трущ_ба;2) зач_т;3) ж_сткий;4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ж_нглер;2) ш_к;3) прож_рливый;4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) пш_нка;2) маж_р;3) ц_кот;4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый;2) монтажер;3) ножовка;4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый;2) желудь;3) затушевать;4) перчоный.

10.Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) уш е л – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумач о м – в окончании существительного под ударением;
3) холщ о вый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряж е нный – в суффиксе страдательного причастия.

Упражнение 19. ц

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц.., сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы , ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

Упражнение 20. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Он был в старой отц..вской куртке, доходившей ему до колен (Бирюков). 2. В каюту вошёл вахтенный Куриц..н (А.Н. Толстой). 3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.. (Майков). 4. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал (Пушкин). 5. На привычное «ц..пы! ц..пы!» вышел десяток кур (Марков). 6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коц..бинский (Старков). 7. Вслед за Матвеем вошёл ц..рюльник (Л. Толстой). 8. За слюдяным , в свинц..вой раме, окошечком зеленело утро (А.Н. Толстой). 9. Я поднялась на ц..почки и глянула в зал (Кетлинская). 10. В зубах ц..гарка, примят картуз (Блок). 11. «К чёрту!» - ц..кнул на него генерал (Станюкович). 12. Для него были ясны только ц..ркуляры (Чехов). 13. Нынче Муха-Ц..котуха именинница (Чуковский). 14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц..ром (Каратыгин). 15. В заводских училищах ц..фирной мудрости учат, а ц..фирь наука богоотводная (Мельников-Печерский). 16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц..вых русских рубашках (А.Н. Толстой). 17. Всё в доме Пшениц..ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде (Гончаров). 18. Зачали вдвоём столь громко ц..котать , как две сороки (Лесков). 19. Вот вышла бабка кормить ц..плят (Есенин). 20. Ц..кали подковами, храпели лошади (Авдеенко). 21. Как я танц..вать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танц..ров нет (Островский). 22. Вскоре смышлёный и ласковый Куц..й сделался общим любимц..м . И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куц..го (Станюкович). 23. Во вторник был хороший фельетон. А этот... у вас не вытанц..вывался (Рыклин). 24. Тот же сухой ц..корий рос по сторонам тропинок (Паустовский). 25. Он вышел из-за стола, прошёл в танц..вальную залу - пусто (А.Н. Толстой). 26. Глаза его глядели с хитрец..й (Соколов-Микитов). 27. От Баренц..ва до Чёрного моря громыхали фронты (Наровчатов). 28. Выручил узбек в замасленной спец..вке (Ясенский).

Упражнение 21. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Ш..фёр засмеялся , влез к себе в будку, грохнул дверц..й (Федин). 2. Едут… Направо трущ..ба лесистая. Имя ей исстари Ч..ртов овраг (Некрасов). 3. Собач..нка тоже искоса следила за пригарц..вывш..й девч..нкой, и всякий раз, когда верёвка щ..лкала по земле, она мигала (Искандер). 4. Среди трав и смолистых ш..ш..к кое-где проступали пунц..вые россыпи ягод (Хелемский). 5. Две камыш..вые ц..новки лежали на земле внутри ж..лища (Платонов). 6. Ж..лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш..лковой травкой, придавленной тяж..лой росой (Первенцев). 7. Картины эти - лубочные - деш..вка (Куприн). 8. Однажды в обед свернули с дороги к реч..нке, заливш..йся в этом месте в небольшую заводь с остатками свай водяной мельниц.. и полёгш..м камыш..м (А.Н. Толстой). 9. Отслужили молебен да и поехали с прохладц..й да с ноч..вками на станц..ях (Кони). 10. За отц..вским плеч..м он видел спину лош..ди (Чуковский). 11. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 12. Старик мирно спал под деревц..м на опушке, подложив под голову шапч..нку (Фадеев). 13. Все стали ч..каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Вересаев). 14. Снач..ла я мучительно терпел ож..ги (Гладков). 15. Мужич..к в путейском картузе зац..кал языком (Антонов). 16. Он себе на шею ч..тки вместо ш..рфа навязал (Пушкин). 17. Стояла здесь особенная тиш..на , такой и в лесу нет: ни ш..роха, ни ветерка (Горбатов). 18. Наутро болела голова, мучила изж..га, лиц.. было бледное, скучное (М. Горький). 19. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и жж..нка запылала (Гончаров). 20. За спиной у него вздрагивал холщ..вый меш..к (А.Н. Толстой).

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.

Упражнение 19. ц

лиц..вать сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. ц..клевать полы , ц..трусовые ц..почки леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

Упражнение 20. ц

1. Он был в старой отц..вской куртке, доходившей ему до колен (Бирюков). 2. В каюту вошёл вахтенный Куриц..н (А.Н. Толстой). 3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.. (Майков). 4. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал (Пушкин). 5. На привычное «ц..пы! ц..пы!» вышел десяток кур (Марков). 6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коц..бинский (Старков). 7. Вслед за Матвеем вошёл ц..рюльник (Л. Толстой). 8. За слюдяным , в свинц..вой раме, окошечком зеленело утро (А.Н. Толстой). 9. Я поднялась на ц..почки и глянула в зал (Кетлинская). 10. В зубах ц..гарка, примят картуз (Блок). 11. «К чёрту!» - ц..кнул на него генерал (Станюкович). 12. Для него были ясны только ц..ркуляры (Чехов). 13. Нынче Муха-Ц..котуха именинница (Чуковский). 14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц..ром (Каратыгин). 15. В заводских училищах ц..фирной мудрости учат, а ц..фирь наука богоотводная (Мельников-Печерский). 16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц..вых русских рубашках (А.Н. Толстой). 17. Всё в доме Пшениц..ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде (Гончаров). 18. Зачали вдвоём столь громко ц..котать , как две сороки (Лесков). 19. Вот вышла бабка кормить ц..плят (Есенин). 20. Ц..кали подковами, храпели лошади (Авдеенко). 21. Как я танц..вать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танц..ров нет (Островский). 22. Вскоре смышлёный и ласковый Куц..й сделался общим любимц..м . И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куц..го (Станюкович). 23. Во вторник был хороший фельетон. А этот... у вас не вытанц..вывался (Рыклин). 24. Тот же сухой ц..корий рос по сторонам тропинок (Паустовский). 25. Он вышел из-за стола, прошёл в танц..вальную залу - пусто (А.Н. Толстой). 26. Глаза его глядели с хитрец..й (Соколов-Микитов). 27. От Баренц..ва до Чёрного моря громыхали фронты (Наровчатов). 28. Выручил узбек в замасленной спец..вке (Ясенский).

Упражнение 21. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Ш..фёр засмеялся , влез к себе в будку, грохнул дверц..й (Федин). 2. Едут… Направо трущ..ба лесистая. Имя ей исстари Ч..ртов овраг (Некрасов). 3. Собач..нка тоже искоса следила за пригарц..вывш..й девч..нкой, и всякий раз, когда верёвка щ..лкала по земле, она мигала (Искандер). 4. Среди трав и смолистых ш..ш..к кое-где проступали пунц..вые россыпи ягод (Хелемский). 5. Две камыш..вые ц..новки лежали на земле внутри ж..лища (Платонов). 6. Ж..лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш..лковой травкой, придавленной тяж..лой росой (Первенцев). 7. Картины эти - лубочные - деш..вка (Куприн). 8. Однажды в обед свернули с дороги к реч..нке, заливш..йся в этом месте в небольшую заводь с остатками свай водяной мельниц.. и полёгш..м камыш..м (А.Н. Толстой). 9. Отслужили молебен да и поехали с прохладц..й да с ноч..вками на станц..ях (Кони). 10. За отц..вским плеч..м он видел спину лош..ди (Чуковский). 11. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 12. Старик мирно спал под деревц..м на опушке, подложив под голову шапч..нку (Фадеев). 13. Все стали ч..каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Вересаев). 14. Снач..ла я мучительно терпел ож..ги (Гладков). 15. Мужич..к в путейском картузе зац..кал языком (Антонов). 16. Он себе на шею ч..тки вместо ш..рфа навязал (Пушкин). 17. Стояла здесь особенная тиш..на , такой и в лесу нет: ни ш..роха, ни ветерка (Горбатов). 18. Наутро болела голова, мучила изж..га, лиц.. было бледное, скучное (М. Горький). 19. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и жж..нка запылала (Гончаров). 20. За спиной у него вздрагивал холщ..вый меш..к (А.Н. Толстой).

Практические упражнения по русскому языку

по теме «Правописание И-Ы после Ц» (5 класс)

Упражнение 1

Распределите слова в два столбика

Крепкие мышц..., ц...ганёнок, дефиц..т, ц...кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац...и, цариц … н, надвигающийся ц...клон, вкусные леденц…, опасная провокац...я, куц…й хвост, ваши сверстниц..., сильная фиксац...я, ц...ганский танец, постоянная дезинформац...я, идти на ц...почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц...пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц..., добрые традиц_и, ц...кнуть зубом, ц…рковые артисты.

Упражнение №2

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –
  2. точная выдержка из какого-либо текста –
  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –
  4. инструмент для вычерчивания окружности –
  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –
  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины –
  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью –
  8. хранилище для жидкостей –
  9. птенец курицы –
  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины

Упражнение №3

Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму, в предложении №7 выполните пунктуационный разбор (знаки препинания не расставлены):

1.В свои висячие дворц... летят хозяева скворц… .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц...нгой.
5. Отец привез детям гостинц... .
6. Из Древней Грец...и пришли к нам многие виды спорта.

7. Дрозды и скворц… налетали на рябины так что ветки трещали 5 .


Без ударения после шипящих пишется «е»;

Под ударением

После всех шипящих, кроме “Ц” после “Ц”

корень суфф., окончание под ударением
можно проверить нельзя проверить сущ., прил., нареч. глагол, причастие, мест. ЧТО
Ё шёпот – шептать, шёлк- шелковис-тый, чёрный- чернеть ИСКЛ.: ожог, поджог О шорох, шорник, шок О а) оконч. сущ. блиндажом, виражом, мечом, свечой, плющом б)оконч. прил. чужого, большого в) суфф. сущ. -ок-, -онок-, -онк(а) должок, крючок медвежонок, девчонка г) суфф. прил. -ов, - он ежовый, холщовый д) суфф. нареч. свежо, ужо, хорошо. ИСКЛ.: - суфф. -ёвк- от глаг.: корчёвка; - -ёр- стажёр тренажёр - -ён от глаг.: копчёный, мочёный Ё а) оконч. глагола : лжёт, течёт, обжёг б) суфф -ёвывать: выкорчёвы-вать в) страдат. прич. сражён, окружён г) мест. ЧТО в косв. падежах: о чём, в чём. О овцой, цокот, концом ИСКЛ.: иноязычн. слова. герцог, меццо, палаццо (“О” безу- дарное)

Упражнения .

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы в корне :


крепкий ш...в

дать пощ...чину

держаться ч...порно

подж…г дома

модная прич...ска

ч...рствый хлеб

говорить ш...потом

пушистая ш...рстка

сложный расч...т

ш...коладное мороженое

подж...г траву

приобрести по деш...вке

мельничный ж...рнов

ш…лковый костюм

тихие ш...рохи

чистить щ…ткой


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы :


собраться в круж…к

закончиться неудач...й

обложить кирпич...м

крепкий ореш...к

разбит паралич...м

оставаться ханж...й

стесняться чуж...го человека

горяч... спорить

открыть дверь ключ…м

резать нож…м

возмущ...нный тон

жужжание пч...л

холщ...вый меш...к

камыш...вые ш…рохи

ноч...вка в лесу

ж...лтый крыж...вник

купить ш...рты

маж...рный тон

пораж…н красотой

я тут ни при ч…м

толкнуть плеч…м


Упражнение 3 . Вставьте пропущенные буквы :

бач...к, борж...ми, врач...м, выч...ркивать, горяч..., грач...нок, девч...нка, ж...ваный, ж...кей, зажж...ный, кабач...к, каланч…й, калач...м, капюш...н, ключ...м, молодож...н, недоч...т, обж...ра, огорч…нный, перч…ный, печ...нка, плеч...м, подж...г (дом), распаш...нка, реш...тка, руч…нка, свеж..., собач...нка, сраж...н, суш...ный, толч...ный, трещ...тка, трущ...ба, чащ...ба, ш...лк, щ...голь, харч…юбч…нка.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы после «ц»:


бетонный ц...коль

ц...кать подковами

повернуться лиц…ом

цветочной пыльц…й

залиться румянц...м

купить кольц…

выйти на крыльц…

изящное зеркальц...

молодой танц…р

танц...вальный вечер

гарц...вать на скакуне

облиц...вка здания

неудачная конц...вка

встреча с олимпийц...м

чашка с блюдц...м

великий герц...г


Правописание «ы» / «и» после «ц»

Упражнение . Вставьте пропущенные буквы .


Крепкие мышц...,

длинные ресниц...,

ваши сверстниц...

новая информац...я

строительство гостиниц...

куц...й хвост

круглолиц...й юноша

идти на ц...почках

нефтяная ц...стерна

купить облигац...ю

получить компенсац...ю

вести по уздц...

Севильский ц...рюльник

панц...рь черепахи

станц...я метро

перелётные птиц...

инц...дент


Правописание мягкого знака на конце после шипящих и в возвратных глаголах. Правописание твёрдого знака.

Мягкий знак :

Твёрдый знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я;

– после приставок на согласный (объём );

После иноязычных прист: контр, суб, супер, транс, аб, диз, ин, интер, экс, пан-;

В сложных словах после первой части – двух-, трёх-, четырех-…

Упражнения.

Упражнение 1. Вставьте, где это нужно, мягкий знак.


Младшая доч.....

решение задач…

осенний пейзаж.....

радость встреч.....

модный плащ…

пробежала мыш.....

старинный меч.....

обжеч.....кирпич.....

разреж… торт

убежать проч…

медленно теч…

мчаться вскач.....

густая рож.....

составиш..... конспект

гореч.... воспоминаний

вышла замуж…

публичная реч....

стереч… сокровища

открыть настеж.....

футбольный матч…


Упражнение 2 . Вставьте, где это нужно, твёрдый или мягкий знак.

Суб…ективный взгляд, рыночная кон…юнктура, до новых встреч..., двух…ярусная кровать, двух…этажный дом, соблюдайте суб…ординацию распахнуть настеж..., пошёл проч..., старый товарищ..., мерцание свеч…, трёх…ступенчатый двигатель, увлеч… за собой, много задач..., реж… хлеб, еш… суп, помниш… стихи, это лож…

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю ) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

Упражнение 17. ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.


Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Упражнение 19. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц..,сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы ,ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 35

2. Правописание гласных И, Ы после приставок и

О, А в приставках

1. Гласная буква и в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласную букву, меняется на ы (в соответствии с произношением).

Ср.: и гра – с ы грать, раз ы граться, под ы грать.

Исключения: гласный и в начале корня сохраняется:

· после приставок меж-, сверх- ;

Меж и нститутский, сверх и нтересный.

· после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, -интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан- );

Суб и нспектор, контр и ск, пан и ндийский.

· в сложносокращённых словах.

Пед и нститут, спорт и нвентарь.

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- в ударном положении (в соответствии с произношением) пишется о , а в безударном положении (в соответствии с произношением) пишется а .

Ро́ звальни – ра звали́ться, ро́ ссыпи – ра ссы́паться.

Исключение: ро зыскно́й (от ро́ зыск ).

Упражнение к теме «Правописание гласных, обусловленное их произношением»

Упражнение 8. Вставьте пропущенные гласные буквы ы или и .

Без..нициативный, без..дейный, пред..сполкома, без..мянный, вз..грать, воз..меть, из..скание, об..грать, сверх..зобретательный, супер..дея, от..скать, под..скать, пред..стория, пред..юльский, над..ндивидуальный, глав..здат, контр..ск, меж..мпериалистический, сверх..ндустриализация, пан..сламизм, суб..нспектор, без..скусственный, транс..орданский.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 36

Рассказать друзьям