Игра-путешествие по истории древнего мира "жизнь первобытных людей". Праздничная игра «В гостях у первобытных людей Путешествие в жизнь древних людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юлия Мазнина

Недавно, заскучав по маленьким и большим путешествиям, мы с сыновьями и племянниками решили устроить путешествия во времени дома. мы уже искали, следующим пунктом наших путешествий в прошлое стал каменный век. Интересно же посмотреть, как жили первобытные люди. Но случилось так, что мы не просто посмотрели на жизнь доисторических людей, а из-за ошибки в машине времени превратились в гоминид — предков человека, и нам пришлось пройти весь путь эволюции вместе с первобытными людьми, чтобы снова стать Homo sapiens — человеком разумным. Игра заняла у нас около двух часов. Сценарий подойдет детям от 3 лет.

Ведущий: Если бы с вами оказались на нашей планете Земля 3 миллиона лет назад, все вокруг нас было бы немного не так. И мы были бы на ней единственными людьми. Да-да, не удивляйтесь. В то время человека на Земле еще не было. Учетные считают, что первый человек появился на нашей планете 2,4 миллиона лет назад. Случилось это в Северо-восточной Африке.

На карте (физической или политической) найдите северо-восток Африки, можете поставить там какую-нибудь отметку или воткнуть флажок.

Ведущий: Потом первобытные люди ушли в Азию и Европу. Здесь развитие древнего человека пошло быстрее. В Азии появились первые цивилизации.

На карте покажите Азию и Европу. Можно указать движение первобытных людей стрелками (Если карта у вас ламинированная, стрелки можно нарисовать или вырезать из бумаги).

Ведущий: Хотите посмотреть, как жили первобытные люди, и чем они занимались? Тогда нам с вами нужно попасть в Каменный век, а точнее, в самое его начало — в эпоху палеолита, когда доисторические люди научились использовать каменные орудия труда.

Ведущий в задумчивости оглядывает участников.

Ведущий: Чтобы первобытные люди приняли нас за своих, нам с вами нужно немного поменять наш внешний вид. Как одевались доисторические люди? Ткани они делать не умели, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. Ноги первобытные люди предпочитали оставлять босыми, но мы с вами можем сделать особую обувь — поршни, собрав кусок кожи вокруг щиколотки.

Участники одеваются как первобытные люди. Вместо кожи можно использовать, например, ткань коричневого цвета. Поршни мы фиксировали вокруг щиколотками банковскими резинками.

Ведущий: Все готовы к путешествию во времени? Включайте машину времени, поехали! Наша цель – каменный век, эпоха палеолита.

Дети запускают машину времени, все участники перемещаются к месту, отмеченному табличкой «Палеолит» (прочитать может сам ведущий или участники, которые умеют читать). В качестве машины времени может выступить любая коробка, пульт, детский руль. Вы даже можете просто представить, что она у вас есть и, например, лежит на ладони. Мы используем доску с выключателями, шпингалетами и прочими развивашками для ручек.

Ведущий: Так-так. Похоже, сегодня наша машина времени слегка барахлит. Мы с вами оказались не в эпоху палеолита, а немного раньше, когда на Земле жили предки человека – гоминиды. Сейчас гоминидами называют предков человека и больших человекообразных обезьян.

Ну что ж, придется нам с вами, ребята, пройти тот же путь, что прошел человек в процессе своей эволюции – от человека умелого (Homo Habilis), еще очень похожего на человекообразных обезьян, до человека разумного (Homo sapiens), как мы с вами. Вперед!

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны. Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук. Если вы решите полакомиться корнеплодами, выкопанными из земли (например, морковкой или репой), их, конечно, нужно почистить.

2 остановка. Человек умелый (Homo habilis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homo habilis (хОмо хАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

3 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus )

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – Homo Erectus (хОмо эрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Участники высказывают свои предположения. Можно провести опыты: потушить свечку водой из пульверизатора, задув ее, перекрыв доступ воздуха, закрыв ее банкой или засыпав песком или солью. Зажгите одну свечку от другой – так древние люди могли передавать огонь друг другу.

Ведущий: Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

Участники выбирают в пещере место для очага, обкладывают его камнями. У нас были настоящие, но можно вырезать камни из картона. Собирают хворост (им могут стать простые карандаши) и зажигают огонь (можно свернуть трубочки из бумаги или салфеток). У нас в качестве хвороста были коричневые кубики , а огонь мы сделали из красных, желтых и оранжевых кубиков.

Ведущий: Как вы думаете, как огонь изменил жизнь древнего человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Огонь изменил питание древнего человека: если раньше он ел пищу только сырой, то теперь ее можно было готовить на костре: жарить мясо, запекать овощи. Огонь позволил древнему человеку жить в более прохладном климате, ведь у костра было теплее. Огонь сделал жизнь первобытных людей более безопасной: свет и запах костра отпугивали диких зверей, наверное, поэтому люди и сейчас так любят смотреть на огонь.

Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада (этот вариант детям особенно нравится) и деревянные палочки для шашлыков. Если длинных палочек нет, можно воспользоваться зубочистками. Пусть участники сделают себе шашлыки и «поджарят» их на костре. Эту игру можно вставлять в любой квест и проводить на любом празднике — она всегда пользуется успехом. Она дает участникам возможность немного отдохнуть, и еще к игре сразу привлекаются те, кто до этого особо не участвовал.

4 остановка: Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homo heidelbergensis (хОмо хейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким. Сейчас спортсмены тренируются с гантелями? А что мог использовать гейдельбергский человек?

Сделайте несколько упражнений с камнями. Вместо настоящих камней можно взять мешочки с крупой (лучше тканевые) или толстые книжки, которые удобно держать.

Ведущий: Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?

Ведущий: Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

Участники могут изобразить животных, о которых рассказывает ведущий.

Ведущий: Думаю, нам с вами тоже нужно обзавестись копьем и отправиться на охоту. А до изобретения копья, древние люди охотились, закидывая животное камнями.

Копье можно сделать из палки, привязав к ней или прикрепив скотчем наконечник из картона или другого материала. Если палки нет, копье можно вырезать из большого куска плотного картона. В качестве камней в данном случае лучше взять мягкие или тряпочные мячики.

Устройте охоту на мамонта или слона. Мамонта можно сделать так: поставьте два стула или положите на пол две большие подушки и накройте их большим куском ткани. Бросая копья, попробуйте сбросить покрывало со стульев. А возможно мамонтом согласится стать старший брат или папа. Пусть шерстистым носорогом будет фитбол – бросая копья или камни закатите фитбол за черту.

Ведущий: Гейдельбергский человек также научился строить жилище из веток и шкур. Как мы сейчас называем такие жилища?

Участники высказывают свои варианты.

Ведущий: Правильно. Жилище из веток мы называем шалашом, а если жесткий каркас из веток покрыть шкурами животных получатся яранга, чум, вигвам или типи. Может и нас с вами такое жилище построить?

Постройте модель шалаша. Вам понадобится: небольшой кусочек туристического коврика, поролона или просто пластилин, зубочистки, несколько смятых фольгированных фантиков или разрезанная на части фольга от плитки шоколад (фантики должны быть смяты так, чтобы их потом можно было расправить). Сначала поохотьтесь на животных: разложите на столе смятые фантики, пусть участники попробуют попасть в них копьями – зубочистками. Кто попал в «зверя», забирает фантик себе. На куске туристического коврика сделайте основу для вигвама из зубочисток. Затем пальцами или с помощью стеки займитесь выделкой шкур (расправьте фантики) и покройте ими основу вигвама. Закрепите фантики клеем или с помощью зубочисток. Готово!

5 остановка. Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homo sapiens neanderthalensis (хОмо сАпиенс неандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Сделайте землянку из пластилина. Жилье гейдельбергского человека из шкур и землянку можно поставить все землянки в пустую коробку, добавить сухую траву, листья, гречку или другую крупу, деревья от конструктора, из пластилина же можно слепить костер, древнего человечка также можно слепить из пластилина или взять из конструктора. У вас получится .

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Участники греют свой щечки, лобики, носы, пятки, коленки и т.д.: трут ладошки друг об друга, а затем прикладывают их к разным местам.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

Если у вас есть лук, расставьте на полу фигурки (картинки животных), пусть участники сходят на охоту. Мы вместо лука использовали рогатку.

Ведущий: Умел неандерталец и рыбачить. Думаю нам с вами тоже нужно научиться рыбачить по-неандертальски – оглушая рыбу метким попаданием заостренной палки.

Вам понадобятся несколько надутых воздушных шариков. Прежде чем надуть их, спрячьте внутри «зубы». Зубы можно подобрать среди продолговатых пуговиц, деталей конструктора (в них должно быть сквозное отверстие) или просто вырезать из картона. Раскидайте шарики по комнате, дайте каждому участнику по зубочистке. Задача участников – поймать шарик одной или двумя ногами без помощи рук, а затем проткнуть шарик зубочисткой (проткнуть воздушный шарик, просто бросив в него зубочистку, — практически невозможно, проверили). Находящиеся внутри шарика предметы участники забирают себе.

Всезнайка: Из костей и зубов животных и из раковин морских и речных моллюсков неандерталец научился делать украшения. У нас с вами тоже есть трофеи. Давайте соберем украшения.

Участники получают по длинной толстой нити и собирают украшения.

6 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homo sapiens sapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homo sapiens sapiens (хОмо сАпиенс сАпиенс). Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты. Отыщем музыкальные инструменты и станцуем?

Участники находят подходящие инструменты (барабаны, деревянные палочки, ложки, коробочки-шумелки, флейты) и танцуют под первобытную музыку (можно использовать звуки африканских барабанов ) или под смешную «Песню о вещах» в исполнении М. Боярского. Вместо барабанов можно использовать перевернутые кастрюли, картонные коробки, пластиковые контейнеры или просто стучать по табуретке или столу.

Ведущий: Кроманьонцы, научились не только охотиться, но и воевать. Для защиты они обносили свои стоянки частоколом из бревен, веток и даже костей мамонта.

Ведущий: Кроманьонцы научились делать ловушки для диких зверей. Но нам с вами нужно их обойти.

Расположите на полу листы бумаги, кусочки напольного коврика, кубики от конструктора. Пусть участники аккуратно пройдут по около них, ничего не задев.

Ведущий: Могли кроманьонцы и заготавливать еду.

Раздайте участникам по несколько кусочков толстых ниток. Пусть они выложат улиток – на листах белой бумаги, представив, что это снег. Можно выложить улиток на полу и закидать их «снегом» (ватой или ватными дисками).

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством и своим жилищем. Встречалось им много интересных растений. Повезло и нам с вами. Что это за растение, как вы думаете?

Ведущий подводит участников к подвешенной пиньяте коричневого цвета – плоду какао-дерева. Участники разбивают пиньяту, находят шоколадные конфеты и делают вывод, что это какао-дерево. У нас к праздничному столу дети несли конфеты на шкуре, взяв ее за два конца.

Вместо заключения

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

Участники прощаются с ведущим.

В подготовке этой игры мне очень помогла энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» из серии «Пешком в историю» (книга в Лабиринте) и настольная карточная игра «Жили-были в каменном веке» из этой же серии (игра в Лабиринте).

Понравился сценарий праздничной игры? Сохраните его себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!

Я бы не хотела поменяться местами с древним человеком. Хотя сейчас многие говорят о том, что надо бы «опроститься», сбросить с себя оковы цивилизации, жить на природе, есть натуральную еду. И тогда мы, как и наши предки, сможем дожить до 150 лет. Я много читала об эволюции человека. И думаю, что каждый образованный человек согласится, что жизнь древних людей была сложной.

Жизнь и выживание древних людей

На самом деле, продолжительность жизни людей была гораздо меньше. Они жили до 35-40 лет. Инфекций и онкологии тогда почти не было. Но людям приходилось много охотиться , а это было очень опасно.

Уже тогда они научились разделять обязанности. Появилось некое подобие патриархата . Мужчины добывали пищу, женщины обрабатывали добычу (готовили еду, выделывали шкуры), самые пожилые члены общества занимались воспитанием и обучением детей. Это был прообраз пенсии.


Как жили и питались древние люди

Вероятно, питание древних людей и вправду было более здоровым. За исключением того, что, чаще всего, оно было недостаточным. Но нам бы оно, в любом случае, не понравилось:

  1. Они ели гораздо больше белка . Но мясо всегда было в дефиците. В ход шли, например, личинки и насекомые.
  2. Редко употребляли углеводы . Вкусные сладкие фрукты и плоды были роскошью. С тех времен у нас сохранилась нездоровая привязанность к сладкому.
  3. Открытие огня стало прорывом. Термически обработанная пища лучше усваивается. Ее белки повлияли на рост мозга человека и ускорили эволюцию.
  4. В рационе не было соли . Да, с ней еда вкуснее, и в ней содержатся необходимые микроэлементы. Но она может вызвать обезвоживание и приводит к проблемам с сердцем.

Несмотря на то, что жизнь древних людей была гораздо сложнее, биологически они были более приспособлены к этому миру. Как вид, конечно. Вряд ли кому-то из нас пришлась бы по душе такая жизнь. Слишком уж сложной она была. Все наши современные проблемы и заболевания связаны с тем, что нам удалось обмануть природу. А вы бы хотели поменяться местами с древним человеком?

Полезно0 0 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Когда я была маленькая, мне всегда читали книги, и очень часто там были темы о древнем мире и обычаях древних людей . Меня настолько заинтересовала эта тема, что я целыми днями могла слушать о том, как жили древние люди, чем они занимались. И сейчас я попытаюсь рассказать вам о жизни древних людей.


Какие люди считаются древними

Точную дату, когда появился древний человек , ученые до сих пор не могут назвать. Одно лишь известно, что они появились около двух миллионов лет тому назад. Древние люди напоминали чем-то и современного человека, но, в большей мере, они были внешностью склонны к горилле. У них были длинные руки , форма черепа больше похожа на форму обезьяны, также они имели мозг, меньший размером, чем размер мозга современного человека. По сравнению с древнейшими людьми, древние люди уже были способны выговаривать определенные звуки и отрывки слов , но предложения и слова, имеющие смысл, произносить они не могли. Можно выделить некоторые характерные черты древних людей :

  • мо зг чуть больше, чем у обезьяны;
  • способность выговаривать отрывистые звуки;
  • объединение в малые общности, наподобие племен .

По сути, я считаю, что древний человек - это эволюционирующий и более способный представитель, чем древнейший его сородич.

Жизнь древних людей

Древние люди имели, в основном, однообразный и монолитный образ жизни. Практически каждый день они занимались одним и тем же делом. Основными занятиями древних людей являлись:

  • охота;
  • собирательство;
  • доб ыча и поддержка огня;
  • освоение новых земель.

Жизнь этих людей была довольно жестокой, и я могу пояснить почему.

В древнее время, человек, имевший более сильное телосложение, и больший инстинкт самосохранения, получал практически все блага окружающей его природы, в то время как слабый и немощный человек умирал от голода или холода.


День древних людей проходил довольно-таки рутинно. Примерно он выглядел так: утром или вечером мужчины объединялись в группы, а затем шли на охоту. Добыв какую-либо дичь и прийдя на место своего обитания, они шли к женщинам, которые с помощью огня готовили мясо, рыбу или корнеплоды. Огонь они, в основном, добывали с помощью молнии, а затем поддерживали его, постоянно подкидывая туда палочки, ветки и угольки. Жили древние люди в пещерах, и это было их единственное убежище.


Жизнь древнего человека была очень опасной , его окружали дикие условия, хищные звери и птицы , охотно отбирающие последние пропитание у человека. Поэтому жизнь древних людей была непростая, скорее, я бы сказала, это была не жизнь, а выживание.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

В детстве я мечтал стать археологом. Я грезил себя на Куликовом поле или в песках Вавилона, достающим из-под земли оружие и черепа воинов. Моя мечта почти сбылась: я стал историком. Для меня «древний» и «доисторический» не одно и тоже. У Древнего мира уже была история. Посмотрите, какая она может быть разная.


Когда и как жили древние люди

Древний мир. Знания и мифы переплетаются, когда мы слышим это словосочетание. Мало сведений досталось историкам о тех временах. Но сегодня уверенно можно сказать, что 6000 лет назад возникла древняя цивилизация в долине Тигра и Евфрата .Они называли себя «черноголовыми», а мы их называем шумерами. Они создали себе первых богов, у них была своя культура, но лишь осколки её доступны для изучения. То, что удаётся нам узнать сегодня об их жизни , кажется нам страшным, но одновременно мудрым. В центре их городов стояли многоступенчатые башни – зиккураты, на вершинах которых было святилище, то, что сегодня бы назвали храмом.


Древние люди умели наблюдать за звёздным небом и знали целых пять планет. Дома они строили из камня и кирпичей. Хозяйство (двор) находилось на крыше. Одевались они в шерстяные одежды и выделывали шкуры. И уже тогда появились драгоценности. Хлипкие (по нашим понятиям) шумерские корабли из тростниковых стволов доплывали даже до Индии . Это была настоящая древняя цивилизация . Вот ещё интересные факты о древних людях Шумера:

  • у древних шумеров были прообразы современных банковских сейфов;
  • в их домах не было окон;
  • ножи делали из глины.

Другие древние

Вопрос, а что было до древнего человека, терзал общество. В конце 19-го века госпожа Блаватская в свое работе «Тайная доктрина» отвечает на эти вопросы.


Все современные люди потомки гиперборейцев, великой расы, со своей цивилизацией, которые жили на севере Евразии или за Полярным кругом . Они обладали даром предвидеть и телепортироваться, владели неведомыми техническими навыками, но 9000 лет назад пришли в упадок. Что ещё говорит Блаватская о древних людях:

  • сейчас живёт пятая раса, а всего будет семь;
  • считала, что конец каждой расы связан с космической катастрофой ;
  • доказывала, что учение истории о древнем мире неверное.

Конечно, это псевдоистория , утопия, альтернатива. Назвать можно по-разному, но как захватывающе! Уверен, нам ещё многое придётся узнать о том, как жил древний человек.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Конечно же, все замечают, как с годами человечество развивается. Появляются новые блага цивилизации. Даже я прекрасно помню время, когда никто не знал о существовании мобильного телефона и, например, планшетного компьютера. А ведь в далеком прошлом людям приходилось самостоятельно добывать огонь и мастерить предметы быта. Напомню вам немного, как именно жили древние люди.


Образ жизни древних людей

История говорит нам о том, что первобытные люди появились на нашей планете около 2 млн. лет назад . Конечно же, мельчайшие детали их жизни воссоздать невозможно, но в наши дни уже очень много известно о жизни того времени.

Условия были сложными, поэтому поодиночке никто не жил. Древние люди собирались в небольшие группы , где за каждым были закреплены определенные обязанности. Они вместе добывали себе еду, охраняли и обустраивали свое жилище.


Такие первобытные орудия труда, как палка и камень помогали древним людям добывать себе пищу. Самой важной проблемой было именно пропитание . Первобытные люди в большой степени зависели от природы. В засушливую погоду они оставались без ягод, а разыгравшиеся пожары отгоняли вдаль всех животных. Именно поэтому они долго не засиживались на одном месте. Им приходилось кочевать в поисках еды.


Лучшим вариантом для них было найти пещеру для жизни недалеко от воды . Тогда их постоянной добычей становились животные, которые пришли на водопой. Все накопленные навыки и опыт передавались из поколения в поколение.

Предметы домашнего быта и приготовление пищи

В далеком прошлом люди тоже облагораживали свое жилище и находили способы создать предметы домашнего обихода. Так, например, для изготовления домашней утвари древние люди использовали :

  • плотные ветки деревьев;
  • скорлупу кокосовых орехов;
  • дерево;
  • бамбук;
  • кожу.

Еду они готовили в корытах из дерева , кидая в них раскаленные камни. Только потом, когда древние люди научились делать посуду из глины , они смогли на огне готовить еду. Чтобы приготовить обед, женщины:

  • собирали плоды;
  • искали птичьи яйца;
  • находили улиток и крабов.

На мужские плечи ложилась охота и рыбалка. Поймав хорошую добычу, с нее можно было получить не только сытный обед, но еще шкуру и кости, которые потом использовались в быту. Трудно поверить, что наша жизнь стала настолько развитой по сравнению с первобытными временами. Возможно, наши потомки тоже будут удивляться, как это у нас машины ездили по дорогам, а не летали по воздуху. :)

«Путешествие в прошлое»

Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Обучающие:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного

Расширить словарный запас, введение новых слов (вождь, племя, рубило) ;

Развивающие;

Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей);

Воспитывающие;

Воспитание экологической культуры;

Воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Раздаточный материал; черные восковые мелки, белые листы бумаги, 2 емкости под воду, искусственные рыбки, красные круги для имитации ягод.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет удивительное путешествие, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).

А что нам может помочь вернуться в прошлое?

(рассуждение детей)

Давайте отправимся в путешествие на Машине времени. А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое, мы запустим вход Машину времени и узнаем, кто нас встретит в прошлом.

Загадывание загадок о человеке

Значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди

Пора запускать Машину в ход. Занимайте места.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

Посмотрите вот лес. В этом лесу живут странные существа. Посмотрите на них.(картинки с изображением первобытного человека)

Как они выглядят?

(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах)

У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был быстр и ловок.

На кого похоже это существо?

(рассуждение детей – на обезьяну и на человека)

А на кого больше? (на животное)

Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек.

Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев.

Как вы думаете, а одежда им была нужна?

(рассуждение детей)

А чем они могли питаться?

(рассуждение детей)

Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.

Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой вождь, а также старейшины - старые и мудрые, которые обучали молодых.

А как они общались между собой?

(рассуждение детей)

Они общались с помощью разных звуков и жестов.

Сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Собери урожай»

Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай.

(девочки собирают красные круги, разбросанные по группе, победит та, у которой больше всего кругов. Игра заканчивается, когда все круги будут собраны).

1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Климат постепенно менялся, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать.

Как вы думаете, что им помогло выжить?

(рассуждение детей)

Человекоподобная обезьяна стала думать, размышлять и сумела с помощью камня расколоть кость, затем другую, а там оказался костный мозг. Затем они стали искать камни поострее.

Зачем они это делали?

(рассуждение детей)

Так ребята и появились первые орудия труда – РУБИЛА - заостренные осколки камня с двух сторон. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО

А раз климат изменился – стал более холодным, что необходимо для ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО, чтобы выжить в усложнившихся условиях?

(рассуждение детей)

Да, им стало необходимым жилье.

А жилье из чего они себе могли построить?

(рассуждение детей – из веток и стеблей растений, или устраивали жилье в пещерах). Жили также стадами, общались с помощью звуков и жестов.

Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на Земле. (ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ и ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО)

Как их называли ученые? (ответы детей)

Физминутка:

«Мартышки»

Дети стоят в кругу или врассыпную, повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы - веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)

Мы ногами топаем, (Топают.)

Надуваем щечки, (Надувают щеки.)

Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)

И друг другу даже

Язычки покажем. (Показывают язык.)

Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)

Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)

Шире рот откроем, (Открывают рот.)

Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

Как скажу я цифру 3 -

Все с гримасами замри!

Продолжаем наше путешествие. Занимаем места в машине времени:

1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Время шло, на планете становилось еще холоднее.

Как вы думаете, что было необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом?

(рассуждения детей)

Правильно им была необходима одежда и огонь.

Человеку пришлось много учиться размышлять и на смену человеку умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ

Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева и костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту (наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор)

А из чего они шили себе одежду?

(рассуждение детей – из шкур животных)

Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с помощью их разводили огонь, подкладывая сухие ветки. Чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурили по очереди, подкладывая ветки и сучья в костер.

Однажды после грозы, попробовав обожженные плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее. Так они узнали еще одно полезное свойство огня – готовить еду.

Как вы думаете, что служило строительным материалом для жилья в то время?

(рассуждение детей – ветки, шкуры, кости животного, или пещеры)

А чем они питались?

(рассуждение детей – растениями, ягодами, мясом, рыбой) .

На охоту и на рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые и опытные мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Они пойдут на рыбалку. Но пойдут те, кто самый первый отгадает мои загадки.

Как называлось первое орудие труда. (рубила) выходит первый отгадавший

Сметает на своем пути

Дома, деревья и кусты.

Яркий, рыжий, озорной,

Догадайтесь, кто? (огонь) выходит второй отгадавший

А теперь наши мальчики посоревнуются между собой за звание самого быстрого и ловкого в ловле рыбы.

Игра «Кто быстрее»

(мальчики вылавливают из емкостей рыбок, игра продолжается пока остальные считают до 10, победит тот, у кого в ведерке больше всего рыбок)

Молодцы!

Человек жил не один, а среди других людей.

Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)

Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень не удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова и придумывали себе имена. (н. р «Зоркий глаз»)

Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена. Вставайте в круг.

Игра «Придумай имя своё»

(дети стоят в кругу, называя свое имя)

Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали каменным углем и жидкой глиной, сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер.

А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.

Индивидуальная творческая работа детей - дети рисуют восковым мелком темного цвета на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил.

Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ.

На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать

Итог:

Как назывались первые люди, (Человекоподобные)

Во что они одевались?

Что ели?

На кого охотились?

А где жили?

Как добывали огонь?

Хотели бы вы пожить в те времена?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1 . (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов

Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений. Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов.

К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн. человек.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.

В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).

Заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Из их названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа». Финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура.
Лекция 3 – ПУТЕШЕСТВИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской (по имени критского царя Миноса). Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э.

Столицей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). У критян была своя письменность, первоначально в форме иероглифов, а затем линейное письмо, которое до сих пор не расшифровано. Они обладали обширными познаниями в математике, астрономии, устройстве мира и вселенной. Критяне говорили на особом, отличном от греческого, языке, о котором мы ничего не знаем. XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют «темным периодом» развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре.

Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается в комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки. В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити», что в переводе с итальянского означает «нацарапанные».

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

В VII–VI вв. до н.э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген. В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея.

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Но северное путешествие Пифея и его достижения – бесспорны. Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников

Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. Местом проведения Игр была Олимпия. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды. Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер: Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Их создание приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. В основном римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начинается в 312 г. во времена правления императора Константина. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназначались для патрициев, назывались мансионами. Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встречаются элементы туристского сервиса и обслуживаня (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее).

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены.

Первым специалистом-страноведом можно назвать Страбона (64 – 23 гг. до н.э.). Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет.

После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География» – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности. Он большей частью сохранился и является важным историческим памятником. Страбон написал еще «Исторические записки» в 43 книгах, которые не сохранились. Путешественниками в Древнем Риме были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. В эпоху Древнего Рима появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов».


Похожая информация.


Рассказать друзьям