Какой штраф за езду по автобусной полосе: кому и когда можно ездить по выделенной полосе. Штраф за движение по одностороннему движению Заезд на автобусную полосу штраф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как восхитительно приятно прокатиться с ветерком по трассе, а особенно когда светит солнце, вокруг нет машин, только небо, музыка и скорость… Вы же едете по правой полосе? Помните, что закон не разрешает движение в левом ряду, если свободны правые? А если в городе?

Представим: шоссе состоит из нескольких полос в попутном и встречном направлениях. Колонна из транспортных средств неспешно движется по правой полосе, и поворота направо не предвидится. Слева мы видим автомобиль, развивающий скорость, равную скорости потока справа. При этом его водитель не планирует совершать маневры: поворачивать, обгонять или опережать. Он просто-напросто едет по левой полосе без видимых причин, совсем не задумавшись, можно ли ехать в левом ряду.

Кроме того, этот воображаемый автомобилист не заботится о других водителях, которым в данный момент важно быстро доехать до пункта назначения (в рамках ПДД, разумеется). В результате, наш «герой», безосновательно занявший левый ряд, одним поступком «убивает двух зайцев»: не только игнорирует золотое правило нравственности, но и нарушает Правила Дорожного Движения.

Почему важно верно выбирать ряд?

ПДД базируются на основаниях разумности. Правило о верном выборе ряда вне населенного пункта не является исключением. Причины сохранять левую полосу свободной следующие:

  • беспрепятственный проезд автомобилей специальных служб (это может быть уборочная спецтехника, аварийные службы или дежурные бригады реанимации);
  • не затруднять обгоны для других участников движения при опережении колонн или спецтехники;
  • обеспечивать условия для выполняющих повороты налево, развороты.

Говоря простыми словами, водитель, необоснованно занимающий левый ряд, вызывает негативное отношение со стороны других участников движения. Во-первых, он мешает более скоростному водителю. Во-вторых, снижает пропускную способность всей автомагистрали. И, главное, вынуждает других автолюбителей лишний раз перестраиваться, то есть совершать опасные маневры.

Занимать крайнюю левую полосу запрещено?

Пункт 9.4 ПДД формулирует обязанность водителей держаться правого края проезжей части, а также запрещает ехать покрайнейлевой полосев случае, если правые свободны. Данное правило действует как вне границ населенных пунктов, так и в населенных пунктах с разрешенным движением быстрее 80 км/ч.Одновременно с этим, водитель имеет право перестраиваться в левый ряд ближе к середине дороги для выполнения маневров: 3 «О» (опережение, объезд, обгон), поворот налево или разворот.

Требование «не заниматькрайний левый ряд, если можно ехать по правому» обусловлено стимулированием интенсивности транспортного движения.

Несмотря на юридическую и фактическую обоснованность требований Правила, в реальности зачастую встречаются такие инциденты. За городом на трассе водители сначала занимают крайний левый ряд, а затем не перестраиваются обратно на правую полосу, когда она освобождается. Подобное поведение служит примером нарушения требований ПДД.

Есть ли штраф за движение в левом ряду?

В части 1 статьи 12.15 КоАП предусматривается штраф за движение по левой при свободных правых, если это происходит вне границ населенного пункта. Он составляет 1500 рублей . Этот вид штрафа вменяется в вину только работниками ГИБДД: устройства фотовидеофиксации пока не умеют определять распознавать данное нарушение.

КоАП РФ Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Какую полосу следует занимать в городе?

В пределах населенных пунктов автомобилисты, за исключением водителей грузовиков, имеют право занимать полосу, наиболее удобную для движения.

Однако есть оговорка: если дорога имеет больше двух полос в попутном направлении, разрешаетсяиспользовать крайний левый ряд лишь в двух случаях: если остальные полосы загружены, либо водитель планирует совершить поворот налево или разворот.

И здесь также Правило обосновано логически. Дело в том, что дорожное движение в городских условиях обладает большей разветвленностью дорожной сети, а значит небольшим расстоянием между перекрестками, а также высокой потребностью к частым остановкам. Эти факторы провоцируют большое количество перестроений.

Любое из них несет потенциальную опасность, в особенностипри плотном транспортном потоке. Для повышения безопасности движения, чтобы сократить число перестроений, допускается ехать в любом удобном ряду, но запрещается без необходимости перестраиваться в другие ряды.

Резюмируя, сделаем выводы:

  • на загородной дороге или в населенном пункте с разрешенной скоростью свыше 80 км/ч следует держаться правой стороны. Другими словами: правая полоса свободна, значит, следует на нее перестроиться;
  • в городе, если дорога имеет две полосы данного направления, можно выбрать любой ряд, вне зависимости от интенсивности движения;
  • в городе, если дорога состоит из трех и более полос в этом направлении, вы не планируете совершать маневры, тогдазанимайте любой ряд, кроме крайнего левого.

Нередко правило п.9.4 ПДД о верном выборе полосы для движения все-таки нарушается: крайняя левая полоса оказывается занята медлительнымтранспортным средством. В таком случае можно «подмигнуть» идущему впереди автомобилисту, что практикуют водители с опытом. В качестве второго варианта разрешения ситуации, можно обогнать «тихоход» справа. Игнорировать требования дорожных правил нельзя, даже если в ком-то они вызывают глубокий внутренний протест. Гораздо дешевле и приятнее ездить с соблюдением ПДД. Прежде всего, это обеспечивает безопасность: каждая норма написана кровью и потом многих поколений водителей.

Особые дорожные полосы устраиваются в средних и крупных населенных пунктов для оптимизации транспортного потока. Наличие спецполосы упрощает маневрирование маршрутных крупногабаритных автобусов и троллейбусов. Благодаря особым участкам движения сокращается количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта. Еще одно достоинство «выделенок»: шоферам городского маршрутного транспорт стало легче соблюдать график.

Понятно, что движение по «А»-полосам дороги ограничено: водители прочих видов транспорта не имеют права там ездить. Ниже разберем особенности организации передвижения и маневров по выделенным полосам (далее может употребляться сокращение «ВП»).

Международный опыт знает два типа автобусных полос:

  1. «Жесткие» — запрещены любые маневры для ТС, которые не попадают под категорию маршрутных. Машины силовых ведомств, медицинских и аварийных служб должны ехать только с проблесковыми маячками. Такая организация трафика актуальна для мегаполисов;
  2. «Мягкие» — дополнительно разрешают движение легальных такси и автомашин спецслужб.

В некоторых европейских и азиатских муниципалитетах применяется занятная система: автомобилист вправе купить абонемент на передвижение по «выделенке». Ежемесячный платеж убережет от штрафов и пополнит муниципальную казну.

Выделенная полоса по ПДД РФ

Участок для муниципальных и частных маршрутных ТС выделяется для приоритетного курсирования автобусов, «маршруток», троллейбусов на этом участке дороги. Езда по спецполосе разрешена для легковых легальных таксомоторов и велосипедистов. Статус ВП движения определен в пункте 18.2 актуальных ПДД РФ.

Специальный участок движения бывает двух типов:

  • Попутная ВП: для движения МТС отводится правый ряд автодороги;
  • Встречная ВП: обозначена «сплошной» белой чертой. Городской транспорт движется навстречу основному потоку: такая модель организации движения встречается крайне редко.

Как по ней двигаться?

Прочие участники трафика вправе использовать спецполосу для правого поворота (только если она отграничена от остальной дороги пунктиром).

ВП обычно отделяется сплошной линией; также в пределах полосы наносят изображение буквы «А» для подтверждения приоритета маршрутного муниципального транспорта. Если литера на асфальте отсутствует, то опознать выделенку можно по наличию знаков 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14. Данные знаки могут дополняться спецтабличками, которые декларируют особые условия езды. Например, может быть указано конкретное направление или ограничения по остановке и стоянке.

По «выделенке» запрещено движение:

  • Скутеров и мопедов;
  • Мотоциклов;
  • Транспорта туристических и детских трансферов (за исключением школьных).

Использование автобусной полосы прочими категориями ТС

Обычные транспортные средства могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, только в соответствии с пунктом правил 18.2. Он говорит, что водитель может перестроиться на полосу для маршрутных ТС только если та отделена прерывистой линией. Также специальный участок можно использовать для въезда на дорогу. С «выделенки» можно производить посадку/высадку пассажиров на правом краю дороги при условии отсутствия помех для городского пассажирского транспорта.

Запрещено высаживать пассажиров, если автобусная полоса обособлена от остальной проезжей части белой «сплошной».

Интересный момент связан с ездой по автобусному ряду в выходные дни. На это стоит обратить внимание жителям столицы. Некоторые выделенные участки движения в выходные и праздники в Москве не работают.

Опознать такую полосу легко: на время снятия ограничений на дороге устанавливается знак с изображением скрещенных молотков. Однако, если над полосой ставят «кирпич» проезд по-прежнему считается закрытым. Выходной день также не отменяет действия сплошной линии разметки.

Взыскания за езду по выделенной полосе

Попутная

Ответственность за движение по попутной полосе для маршрутных транспортных средств прописана в статье 12.17 КоАП, где для водителей предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • 1500 рублей за выезд на попутную автобусную полосу, а также остановку на ней (часть 1.1);
  • 3000 рублей при аналогичном проступке на территории обеих столиц (часть 1.2).

Встречная

За выезд на выделенную полосу встречного направления с целью объезда препятствия штраф назначается в соответствии с ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ и составляет от 1000 до 1500 рублей.

Самые серьезные взыскания предусмотрены за движение по встречной «выделенке» без уважительной причины — согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ водитель может «попасть» на штраф в 5000 рублей или лишиться прав на срок от четырех месяцев до полугода. За повторное нарушение такого рода в соответствии с ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ шофер лишится 5000 рублей или потеряет права на год. Характер санкций зависит от метода фиксации нарушения ПДД. Когда проступок водителя попадает в объектив видеофиксатора, то взысканием будет штраф. Если нарушение оформили автоинспекторы, то водителя оставят без прав.

В Европе взыскания за полосу, выделенную для движения общественного транспорта, относительно мягкие. В Германии за езду по ней с шофера спишут 15 евро. Если Вы неожиданно сломались и вздумали обслужить авто на «автобусной территории», то готовьте 35 евро в местную казну. Если водитель изрядно обнаглел и припарковался на ВП, то его накажут на каких-то 70-100 евро.

Штрафные санкции на практике

Интересный прецедент случился в столице: автомобилист получил штраф за то что тень от его авто пересекла сплошную линию. Система видеофиксации сработала некорректно и определила нарушение. ГИБДД разобралась в ситуации и аннулировала взыскание. Если Вы столкнетесь с аналогичной ситуацией при движении вблизи выделенной полосы, обратитесь в местную автоинспекцию для успешного разрешения спора.

Неоднократно от ассоциаций автолюбителей и инструкторов звучали предложения, согласно которым водителям-инвалидам предлагалось разрешить езду по «А»-полосам вне зависимости от дня недели. По замыслу инициаторов это бы облегчило пребывание на дороге данной категории водителей: инвалиды могут испытывать психологический и функциональный дискомфорт, управляя машиной в сложной дорожной обстановке.

Рекомендуем не испытывать удачу и не пересекать выделенную полосу, если это влечет нарушение ПДД. С учетом несовершенной работы регистраторов, легко можно получить штраф. Также рекомендуем актуализировать знания ПДД по описываемому вопросу.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за движение по разделительной полосе. Данное нарушение водители обычно выполняют сознательно и специально, чтобы перехитрить остальных и объехать пробку.

Естественно, рассматриваться будут только разделительные полосы, которые выделены исключительно линиями разметки, т.е. не создают препятствия для движения автомобилей.

Ограничение на движение по разделительной полосе

Ситуация регламентируется пунктом 9.9 :

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Т.е. движение по разделительной полосе само по себе является нарушение правил дорожного движения. Кроме того, нарушением является и пересечение сплошной линии разметки 1.2 при выезде на разделительную полосу:

1.2 - обозначает край проезжей части;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается .

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Кто может ездить по разделительной полосе?

Рассмотрим пункт 3.1 ПДД:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
...
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

По разделительной полосе могут ехать без нарушения правил:

  1. Автомобили с включенными синими проблесковыми маячками. Обратите внимание, при этом не обязательно должны быть включены звуковые сигналы. Т.е. автомобиль с синей мигалкой может ехать по разделительной полосе бесшумно и это не будет нарушением правил.
  2. Автомобили с включенными одновременно синим и красным проблесковым маячками, специальными звуковыми сигналами, имеющие цветографические схемы оперативных служб, а также сопровождаемые этими автомобилями транспортные средства . Так что если по разделительной полосе едет автомобиль ГИБДД с включенными маячками и сиреной, то это означает, что за ним могут двигаться и другие автомобили (без спецсигналов). При этом они также находятся на разделительной полосе без нарушения правил.

Рассмотрим пример. Предположим, что "самый хитрый" водитель решил объехать пробку по разделительной полосе и начал перестроение. При этом водитель, уверенный в собственной хитрости, не убедился в безопасности маневра и произошло столкновение. Второй автомобиль ехал по разделительной полосе без нарушения, т.к. на нем был включен синий проблесковый маячок. Виновником ДТП будет признан водитель, который перестраивался на разделительную полосу с нарушением.

Штраф за езду по разделительной полосе в 2019 году

Статья 12.15 КоАП, часть 1:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

За движение по разделительной полосе в 2019 году может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей .

Статья 12.16 КоАП, часть 1:

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Кроме того, штраф может быть наложен и за пересечение сплошной линии разметки при выезде на разделительную полосу - 500 рублей или .

Т.е. если водитель въехал на разделительную полосу через сплошную линию разметки и после этого продолжил движение по этой полосе, то он может получить 2 штрафа на сумму 2 000 рублей.

Лишение прав за движение по разделительной полосе

Выше были рассмотрены штрафы, которые могут быть наложены за движение по разделительной полосе. Однако размер их не очень велик, поэтому некоторые недобросовестные водители выезжают на разделительную полосу для объезда пробок. Специально для них сотрудники ГИБДД придумали хитрую схему, предусматривающую лишение прав. Рассмотрим ее детали:

  1. На дороге образовалась пробка, в которой стоят автомобили во всех полосах движения. Хороший пример - Кутузовский проспект в Москве в часы пик.
  2. Автомобиль ГИБДД стоит в пробке вместе со всеми (в левой полосе движения).
  3. Как только находится хитрец, желающий объехать пробку по разделительной полосе, полицейские включают спецсигналы (мигалки и сирену) и выезжают на разделительную полосу.
  4. Патрульный автомобиль догоняет нарушителя, который при этом должен в соответствии с пунктом 3.2 ПДД. Однако сделать этого он не может, т.к. деваться с разделительной полосы некуда.
  5. При таком развитии событий водитель может получить наказание по части 3 (500 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев).

В данном случае сотрудники ГИБДД искусственно создают ситуацию, в которой водитель нарушает требования правил. Это не очень распространенная практика, однако пред тем как начинать хитрить и выезжать на разделительную полосу, рекомендую вспомнить о том, что полицейские тоже могут оказаться хитрецами.

Удачи на дорогах!

В установленных Правилах дорожного движения насчитывается большое количество дорожных знаков, часть из которых применяется гораздо реже, чем мы привыкли ожидать. К последним относится знак «движение по полосам», несоблюдение которого грозит автомобилисту штрафом.

Водители, привыкшие к дорожной разметке, склонны не заметить знак «движение по полосам», который на самом деле является главенствующим знаком, нежели разметка.

Штрафы за несоблюдение знака «движение по полосам»

Штрафы за несоблюдение знака Движение по полосам могут быть разными:

Категории знаков движение по полосам

– применяется на дороге, где нет одинакового числа полос на всей ее протяженности.

Направление движения на полосе – применяется на дороге с одной полосой.

Поворот на полосах –применяется на перекрестках.

Начало и окончание полосы – применяется соответственно в начале и конце полосы.

Режимы движения по полосам –могут ограничивать движение отдельного транспорта на каждой полосе.

Что нужно знать о знаках «движение по полосам»

Нередко автомобилисты оспаривают штрафы за нарушение этого знака и бывают правы. Помните, если вы двигались согласно знаку, хотя разметка была противоречащая, вы правы, так как знак стоит в приоритете перед разметкой.

Если на дороге вообще нет разметки, тогда двигайтесь только по знакам.

В ситуации, когда на дорога отсутствует разметка, ее ширина визуально делится на 3 полосы, а перед перекрестком применен знак о разрешении двигаться только по двум полосам из трех, вы можете передвигаться по всем трем полосам, а перед пересечением перекрестка перестроиться в две, иначе получите штраф в денежном выражении 500 рублей.

Знаки «движение по полосам» имеют предупреждающие дублеры, которые устанавливаются за 50 или 100 метров до установки основных знаков. Это делается для того, чтобы водители точно их заметили и соблюли правила.

Помните, что эти знаки входят в группу знаков особых предписаний, а потому требуют строгого соблюдения и носят не рекомендуемый характер, а точный для соблюдения.

У знаков «движение по полосам» есть и послабления . Так, если нет отдельного запрещающего знака, то можно сделать разворот или левый поворот на крайней левой полосе трамвайных путей.

Еще двумя нюансами являются пренебрежение знаками Направление движения по полосам автобусами, трамваями или троллейбусами и разрешенный поворот любым транспортным средствам разворота с крайней левой полосы при установленном знаке поворот налево.

Водителю следует знать, что знаки об изменении количества полос перераспределяют потоки и ряды машин, но при этом не дают авторитетного права для перестройки в другой ряд.

Правила дорожного движения гласят, знаки «движение по полосам» могут включать в себя ограничение скорости или ограничение движения отдельным транспортным средствам .

Помните, что ограничение накладывается на некоторые полосы, а не на все сразу, поэтому внимательно смотрите на дорогу и знаки.

Рассказать друзьям