Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .
История
Проверить информацию. |
В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.
Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.
Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.
Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).
1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.
Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).
Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.
В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.
В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.
В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.
Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.
В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.
В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.
В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.
С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.
Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .
Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .
В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .
Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).
В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.
С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.
В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.
В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).
Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .
Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.
2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .
1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .
Учебные здания
Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.
Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Вид на вход во 2-е здание КАИ
3-е здание КАИ
4-е здание КАИ
5-е здание КАИ
Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)
Главный вход в 7-е здание КАИ
8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)
Ректоры
Учебные подразделения
Корпоративный институт
- Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
- Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
- Центр «Эксперт»
- Учебно-исследовательский центр «Технолог»
- Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
- Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
- Учебный центр «Альбатрос»
- Учебно-методический центр «Методолог»
- Центр «Инжэкол-М»
- Учебно-методический центр «Организация производства»
- Образовательный центр «Профессионал»
- Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)
Центр непрерывного образования
Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.
Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)
В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".
Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей
Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
(КНИТУ им. А. Н. Туполева ) |
|
Оригинальное название |
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева |
---|---|
Год основания | |
Ректор |
и.о. Гильмутдинов Альберт Харисович |
Президент |
Дегтярёв Геннадий Лукич |
Расположение | |
Юридический адрес |
420111, Казань ул. К. Маркса, 10 |
Сайт |
Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д. / 55.797056° с. ш. 49.114111° в. д. (G) (O) (Я) 55.797056 , 49.114111
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət tecknika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .
Предыстория
21 июня 1758 года «для размножения наук» по указу Сената в Казани была открыта Первая гимназия, которая явилась первой в провинции и долгое время оставалась единственной после Петербурга и Москвы . Она состояла «под главным ведомством» Московского университета , откуда получила Устав, учителей и денежные средства.
В 1789 году по заказу помещика Молоствова по проекту архитектора Ф.Емельянова был построен двухэтажный жилой дом. Власти города выкупили это здание для гимназии и ввиду того, что жилой дом под учебное заведение был маловат, его решено было достроить. Левым крылом нового здания гимназии стал бывший жилой дом, его соединили портиком из шести колонн с новым крылом и третьим этажом с куполом.
За особые заслуги в деле образования и просвещения и в связи с вековым юбилеем гимназия была удостоена титула Императорской. Ни одна гимназия в России не была удостоена этой чести.
В 1804 году Императорская гимназия послужила базой для создания Казанского университета . С 1804 по 1814 год оба учебных заведения были под началом одного директора и существовали вместе. Студентами университета автоматически становились выпускники гимназии.
В 1917 году судьба гимназии круто изменилась и как очаг «высоколобой оппозиции», фактически была распущена новыми властями. С этих лет у здания хозяева постоянно меняются и лишь в годы сворачивания нэпа его передали университету.
В 1932 году здание бывшей первой Императорской гимназии передали .
История
5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт.
В первое время в институте было два отделения: самолетостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолетостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.
С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.
В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор МАИ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.
Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты, на которых установлены несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .
Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие ученые-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .
В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашен будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев , Г. С. Жирицкий.
Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).
В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.
С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.
В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев - к 2012 году - Президент университета.
В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).
Процесы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор - Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .
Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.
Организация
1-е здание КАИ (бывшее Здание Первой Императорской гимназии)
Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
3-е здание КАИ
4-е здание КАИ
5-е здание КАИ
Памятник В. И. Ленину на фоне 5-го здания КАИ
Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)
Главный вход в 7-е здание КАИ
Университет готовит специалистов по следующим специальностям:
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (1 факультет)
- Материаловедение и технология материалов
- Энергетика теплотехнологий
- Двигатели внутреннего сгорания
- Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
- Технология машиностроения
- Оборудование и технология сварочного производства
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Самолето- и вертолетостроение
- Авиационные двигатели и энергетические установки
- Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
- Ракетные двигатели
- Теплофизика
- Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
- Автомобили и автомобильное хозяйство
- Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Менеджмент высоких технологий
- Системы автоматизированного проектирования
Физико-математический факультет (2 факультет)
- Физическая электроника
- Физика
Институт автоматики и электронного приборостроения (3 факультет)
- Стандартизация и сертификация
- Электрооборудование автомобилей и тракторов
- Электрооборудование летательных аппаратов
- Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
- Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
- Приборостроение
- Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Оптико-электронные приборы и системы
- Инженерная защита окружающей среды
- Управление качеством
Институт технической кибернетики и информатики (4 факультет)
- Прикладная математика и информатика
- Информационные системы (по каф. АСОиУ)
- Организация и технология защиты информации
- Комплексная защита объектов информации
- Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
- Проектирование и технология электронных средств
- Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (5 факультет)
- Технология и предпринимательство
- Физика и техника оптической связи
- Радиотехника
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств
- Нанотехнологии в электронике
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
- Бытовая радиоэлектронная аппаратура
- Радиоэлектронные системы
Инженерно-экономический институт (6 факультет)
- Менеджмент
- Коммерция (торговое дело)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (в экономике)
- Экономика фирмы и отраслевых рынков
- Производственный менеджмент
- Экологический менеджмент
Институт социальных технологий (7 факультет)
- Менеджмент организации
Институт бизнеса и инновационных технологий (9 факультет)
- Юриспруденция
- Мировая экономика
- Психология
- Управление персоналом
Отделение СПО ИТКиИ - Колледж информационных технологий - организован в 2007 году.
Известные выпускники
- Фирдаус Кабиров - капитан команды «КАМАЗ-мастер»
- Максим - известная российская певица
- Максим Шарафутдинов - телеведущий новостей на Первом канале
- Jukebox - известная музыкальная группа
- Виктория Черкесова - депутат Государственной думы федерального собрания Российской Федерации IV и V созывов
Примечания
Ссылки
Высшие учебные заведения Казани | ||
---|---|---|
Государственные вузы ( - медицинские, - военные, - упразднённые ) | ||
Университеты | ||
Академии | ||
Институты | ||
Высшие училища |
||
Филиалы | ||
Негосударственные вузы ( |
В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.
Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ
.
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.
Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.
Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).
Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.
В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .
История
Проверить информацию. |
В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.
Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.
Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.
Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).
1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.
Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).
Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.
В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.
В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.
В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.
Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.
В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.
В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.
В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.
С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.
Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .
Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .
В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .
Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).
В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.
С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.
В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.
В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).
Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .
Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.
2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .
1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .
Учебные здания
Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.
Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Вид на вход во 2-е здание КАИ
3-е здание КАИ
4-е здание КАИ
5-е здание КАИ
Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)
Главный вход в 7-е здание КАИ
8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)
Ректоры
Учебные подразделения
Корпоративный институт
- Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
- Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
- Центр «Эксперт»
- Учебно-исследовательский центр «Технолог»
- Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
- Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
- Учебный центр «Альбатрос»
- Учебно-методический центр «Методолог»
- Центр «Инжэкол-М»
- Учебно-методический центр «Организация производства»
- Образовательный центр «Профессионал»
- Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)
Центр непрерывного образования
Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.
Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)
В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".
Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей
Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.