Кгту каи им н туполева. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева. Факультет экономической теории и права

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Награды Медиафайлы на Викискладе

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

История

В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.

Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.

Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.

Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).

1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.

Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).

Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.

В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.

В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.

В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.

Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.

В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).

В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .

1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .

Учебные здания

Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.

    Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

    Вид на вход во 2-е здание КАИ

    3-е здание КАИ

    4-е здание КАИ

    5-е здание КАИ

    Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

    Главный вход в 7-е здание КАИ

    8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)

Ректоры

Учебные подразделения

Корпоративный институт

  • Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
  • Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
  • Центр «Эксперт»
  • Учебно-исследовательский центр «Технолог»
  • Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
  • Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
  • Учебный центр «Альбатрос»
  • Учебно-методический центр «Методолог»
  • Центр «Инжэкол-М»
  • Учебно-методический центр «Организация производства»
  • Образовательный центр «Профессионал»
  • Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)

Центр непрерывного образования

Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.

Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)

В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".

Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей

Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
(КНИТУ им. А. Н. Туполева )
Оригинальное название

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Год основания
Ректор

и.о. Гильмутдинов Альберт Харисович

Президент

Дегтярёв Геннадий Лукич

Расположение
Юридический адрес

420111, Казань ул. К. Маркса, 10

Сайт

Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д.  /  55.797056° с. ш. 49.114111° в. д. (G) (O) (Я) 55.797056 , 49.114111

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət tecknika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

Предыстория

21 июня 1758 года «для размножения наук» по указу Сената в Казани была открыта Первая гимназия, которая явилась первой в провинции и долгое время оставалась единственной после Петербурга и Москвы . Она состояла «под главным ведомством» Московского университета , откуда получила Устав, учителей и денежные средства.

В 1789 году по заказу помещика Молоствова по проекту архитектора Ф.Емельянова был построен двухэтажный жилой дом. Власти города выкупили это здание для гимназии и ввиду того, что жилой дом под учебное заведение был маловат, его решено было достроить. Левым крылом нового здания гимназии стал бывший жилой дом, его соединили портиком из шести колонн с новым крылом и третьим этажом с куполом.

За особые заслуги в деле образования и просвещения и в связи с вековым юбилеем гимназия была удостоена титула Императорской. Ни одна гимназия в России не была удостоена этой чести.

В 1804 году Императорская гимназия послужила базой для создания Казанского университета . С 1804 по 1814 год оба учебных заведения были под началом одного директора и существовали вместе. Студентами университета автоматически становились выпускники гимназии.

В 1917 году судьба гимназии круто изменилась и как очаг «высоколобой оппозиции», фактически была распущена новыми властями. С этих лет у здания хозяева постоянно меняются и лишь в годы сворачивания нэпа его передали университету.

В 1932 году здание бывшей первой Императорской гимназии передали .

История

5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт.

В первое время в институте было два отделения: самолетостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолетостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор МАИ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты, на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие ученые-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашен будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев , Г. С. Жирицкий.

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).

В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).

Процесы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор - Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

Организация

1-е здание КАИ (бывшее Здание Первой Императорской гимназии)

Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

3-е здание КАИ

4-е здание КАИ

5-е здание КАИ

Памятник В. И. Ленину на фоне 5-го здания КАИ

Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

Главный вход в 7-е здание КАИ

Университет готовит специалистов по следующим специальностям:

Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (1 факультет)

  • Материаловедение и технология материалов
  • Энергетика теплотехнологий
  • Двигатели внутреннего сгорания
  • Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
  • Технология машиностроения
  • Оборудование и технология сварочного производства
  • Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
  • Самолето- и вертолетостроение
  • Авиационные двигатели и энергетические установки
  • Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
  • Ракетные двигатели
  • Теплофизика
  • Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
  • Автомобили и автомобильное хозяйство
  • Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Защита в чрезвычайных ситуациях
  • Менеджмент высоких технологий
  • Системы автоматизированного проектирования

Физико-математический факультет (2 факультет)

  • Физическая электроника
  • Физика

Институт автоматики и электронного приборостроения (3 факультет)

  • Стандартизация и сертификация
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов
  • Электрооборудование летательных аппаратов
  • Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
  • Приборостроение
  • Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
  • Биотехнические и медицинские аппараты и системы
  • Оптико-электронные приборы и системы
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Управление качеством

Институт технической кибернетики и информатики (4 факультет)

  • Прикладная математика и информатика
  • Информационные системы (по каф. АСОиУ)
  • Организация и технология защиты информации
  • Комплексная защита объектов информации
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления
  • Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
  • Проектирование и технология электронных средств
  • Проектирование и технология электронно-вычислительных средств

Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (5 факультет)

  • Технология и предпринимательство
  • Физика и техника оптической связи
  • Радиотехника
  • Проектирование и технология радиоэлектронных средств
  • Нанотехнологии в электронике
  • Многоканальные телекоммуникационные системы
  • Средства связи с подвижными объектами
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Бытовая радиоэлектронная аппаратура
  • Радиоэлектронные системы

Инженерно-экономический институт (6 факультет)

  • Менеджмент
  • Коммерция (торговое дело)
  • Менеджмент организации
  • Прикладная информатика (в экономике)
  • Экономика фирмы и отраслевых рынков
  • Производственный менеджмент
  • Экологический менеджмент

Институт социальных технологий (7 факультет)

  • Менеджмент организации

Институт бизнеса и инновационных технологий (9 факультет)

  • Юриспруденция
  • Мировая экономика
  • Психология
  • Управление персоналом

Отделение СПО ИТКиИ - Колледж информационных технологий - организован в 2007 году.

Известные выпускники

  • Фирдаус Кабиров - капитан команды «КАМАЗ-мастер»
  • Максим - известная российская певица
  • Максим Шарафутдинов - телеведущий новостей на Первом канале
  • Jukebox - известная музыкальная группа
  • Виктория Черкесова - депутат Государственной думы федерального собрания Российской Федерации IV и V созывов

Примечания

Ссылки

В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.

Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ .
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.

Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.

Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).

Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.

В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.

Награды Медиафайлы на Викискладе

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

История

В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.

Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.

Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.

Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).

1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.

Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).

Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.

В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.

В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.

В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.

Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.

В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).

В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .

1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .

Учебные здания

Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.

    Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

    Вид на вход во 2-е здание КАИ

    3-е здание КАИ

    4-е здание КАИ

    5-е здание КАИ

    Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

    Главный вход в 7-е здание КАИ

    8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)

Ректоры

Учебные подразделения

Корпоративный институт

  • Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
  • Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
  • Центр «Эксперт»
  • Учебно-исследовательский центр «Технолог»
  • Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
  • Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
  • Учебный центр «Альбатрос»
  • Учебно-методический центр «Методолог»
  • Центр «Инжэкол-М»
  • Учебно-методический центр «Организация производства»
  • Образовательный центр «Профессионал»
  • Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)

Центр непрерывного образования

Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.

Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)

В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".

Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей

Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.

Рассказать друзьям