Пищевые добавки исследовательский проект химия. Исследовательская работа «Пищевые добавки в питании человека. Добавки к пищевым продуктам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм. Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили осветить проблему пищевых добавок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Введение ………………………………………………………..…… стр.3

1.1. Актуальность темы ……………………………..…………. стр.3

1.2. Цели и задачи работы ………………………….…….…… стр.3

II. Основная часть …………………………………………………..… стр.3

1.1 Пищевые добавки ………………………………………..… стр.3

1.2 Основные цели введения пищевых добавок………….… стр.4

  1. Классификация пищевых добавок…………………….… стр.4
  2. Влияние пищевых добавок……………………………...... стр.4

1.5 Красители………………………………………………….… стр.5

III. Исследовательская часть ………………………….……….…….. стр.5

  1. Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах........ стр.5
  2. Исследование плохо изученных пищевых добавок……...стр.9

IV. Заключение …………………………………....…………….…..…. стр.10

V. Библиография …………………………………………………..….. стр.10

VI. Приложение………………………………………………………… стр. 11

I. Введение

1.1. Актуальность темы

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм. Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили осветить проблему пищевых добавок.

1.2. Цели и задачи работы:

  1. Провести классификацию пищевых добавок
  2. Проанализировать наличие пищевых добавок в следующих продуктах:
  • Кондитерские изделия
  • Хлебобулочные изделия
  • Молочная продукция
  • Минеральная вода
  • Соки
  1. Анализ наиболее употребляемой, популярной пищевой продукции среди учащихся нашего лицея.
  2. Влияние пищевых добавок на здоровье человека

II. Основная часть

  1. Пищевые добавки .

Пищевые добавки - разрешенные Минздравом РФ химические вещества и природные соединения, обычно неупотребляемые в качестве пищевого продукта или обычного компонента пищи, но которые преднамеренно добавляют в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортирования с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или специального изменения его свойств.

Пищевые добавки - это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния. Пищевые добавки – простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. Раньше, названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году, в Европе, решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре указанной после буквы E.

  1. Основные цели введения пищевых добавок

Совершенствование технологии подготовки, переработки пищевого сырья, изготовления, фасования, транспортирования и хранения продуктов питания (применяемые при этом добавки не должны маскировать последствия использования испорченного сырья или проведения технологических операций в антисанитарных условиях);

  • Сохранение природных качеств пищевого продукта;
  • Улучшение органолептических свойств пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении.
  • Пищевые добавки допускается применять только в том случае, если они даже при длительном использовании не угрожают здоровью человека
  1. Классификация пищевых добавок.

Обычно пищевые добавки разделяют на несколько групп:

  • Вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
  • Вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);
  • Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);
  • Вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).

Е100 - Е182

Красители. Усиливают цвет продукта.

Е200 - Е299

Консерванты (удлиняют срок годности продукта). Химически стерилизующие добавки. Защищают от микробов, грибков, бактериофагов.

Е300 - Е399

Антиокислители (замедляют окисление, например, от прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами)

Е400 - Е499

Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции). Загустители - повышают вязкость.

Е500 - Е599

Эмульгаторы (поддерживают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла). По действию похожи на стабилизаторы

Е600 - Е699

Усилители вкуса и запаха

Е700 - Е899

зарезервированные номера

E900 - E999

Пеногасители (предупреждают или снижают образование пены). Антифламинги и другие вещества

  1. Влияние пищевых добавок.

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами. Входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, скорости выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении, могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм.

  1. Красители.

Красители – вещества, используемые для придания цвета различным материалам.

Внешний вид продукта является залогом успеха у покупателей, который первоночально судит о качестве продукта по цвету.

Условия промышленной переработки пищевого сырья столь жестоки, что продукты могут потерять свою первоначальную окраску. С помощью пищевых красителей восстанавливают природную окраску, а иногда и повышают её интенсивность.

Пищевые красители подразделяются на три группы:

  • натуральные красители растительного и животного происхождения
  • синтетические органические красители
  • неорганические красители

Пищевых красителей известно около 60 наименований.

Многие пищевые красители могут оказывать общее токсическое действие. Однако часто не сами красители вызывают аллергическую реакцию организма, а продукты метаболизма, образующиеся в организме из этих красителей. Особенно опасны метаболиты азокрасителей, вызывающих рак.

Опасны и территории, на которых расположены химические заводы по производству красителей. Они «потребляют» в сутки многие тонны ядовитых веществ и часть этих веществ может попасть в окружающую среду из-за неосторожности и беспечности производителей. Обычно эти заводы расположены в черте городов.

III . Исследовательская часть

  1. Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах.

В нашей работе мы решили выяснить, как пища влияет на здоровье. Проблема питания актуальна для каждого человека. Второе место у подростков среди приобретенных заболеваний занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к увеличению нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека.

Для изучения влияния пищевых добавок на здоровье человека, мы проанализировали наличие пищевых добавок в таких продуктах как: кондитерские изделия и хлебобулочная продукция, молочная продукция, минеральная вода и соки.

Мы пошли в магазин и исследовали самые популярные среди подростков продукцию на наличие пищевых добавок.

В результате в каждом продукте присутствуют пищевые добавки, многие из которых опасны для здоровья, так же присутствуют добавки, которые невредны, но при больших количествах могут привести даже к смерти.

(См. Приложение 1)

Так же мы провели опрос среди учащихся лицея №12: младшей, средней, старшей школы.

Анкета

1. Какую минеральную воду вы употребляете:

  1. Минеральная («Bonaqua» негазованая, «Bonaqua» газованная)
  2. Газированная («Coca-Cola» , Fanta «Апельсин», «Sprite»)

2. Ваш любимый шоколад:

  1. Шоколад («Алёнка»)
  2. Шоколадные батончики («Snickers»)

3. Какое печенье вы предпочитаете:

  1. Печенье («Барни», «Супер-контик »)
  2. Вафли («Штучка»)

5. Употребляете ли вы:

  1. Сухарики («Три корочки»)
  2. Чипсы («Pringles»)

6. Ваши любимые конфеты:

  1. Шоколадные («Суфле Рошен»)
  2. Жевательные («Chupa Chups», «Fruittella», «Skittles», «Шипучки»)

7. Какие продукты вызывают у вас:

  1. Аллергическую реакцию: ______________________
  2. Боли в желудке _______________________________
  3. Кишечные расстройства _______________________

Вот что мы в результате получили:

Выводы

Выборка составила из 700 учащихся 95 учащихся. Практически все опрошенные учащиеся употребляют продукты, содержащие следующие пищевые добавки: E122, E338, Е511, E422, E202, E330, E440, E621, E104.

13% - предпочитают жевательные конфеты

8% - любимые шоколадные конфеты

9% -предпочитают чипсы

8% - употребляют сухарики

3% - предпочитают вафли

14% - любят печенье

9% - употребляют шоколадные батончики

14% - любят шоколад

9% - предпочитают газировку

13% - употребляют минеральную воду

В результате нашего опроса мы выяснили, что у 17% учащихся аллергические реакции вызваны чрезмерным употреблением шоколадной продукции. Так же боль в желудке и кишечные расстройства у 26% опрошенных вызывают чипсы, сухарики и газированные напитки.

  1. Исследование плохо изученных пищевых добавок.

E1000 - Холевая кислота.

Холевая кислота (Е-1000 ) - Пищевая добавка, технологическая функция - эмульгатор.

Холевая кислота - важнейшая составная часть желчи. Как и другие желчные кислоты, она принадлежит к большой группе природных веществ с общим названием стероидов. К ним относятся стерины, витамины D, половые гормоны. Желчные кислоты - это оксипроизводные не встречающейся в природе холановой кислоты.

В организме желчные кислоты эмульгируют жиры, способствуя тем самым ферментативному расщеплению жиров липазой и всасыванию их в кишечнике. Холевой кислоты в желчи содержится 5-6%. Желчные кислоты служат сырьем в синтезе некоторых стероидных гормонов.

Воздействие на организм человека не известно.

Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ.

Е446 - Сукцистеарин.

Сукцистеарин является стабилизатором, применяемым для обеспечения нужной консистенции и вязкости продукта. Может использоваться в качестве гелеобразующего вещества и загустителя. Имеет структуру порошка белого цвета с кисловатым вкусом. Хорошо растворяется в воде, и напротив совсем не растворяется в спиртосодержащих веществах. Используется в качестве регулятора кислотности пищевых продуктов или заменителя соли.

Е446 применяется в пищевой промышленности в ограниченных дозированных количествах. Широкое применение эта добавка получила при образовании дисперсных масел и растворимых в жирах ароматизаторов. Основная область применения этой добавки – это производство жиров, маргаринов, добавление в жиры для выпечки, производство сливок, мороженного, кексов и д.т.

Сукцистеарин может являться аллергеном и вызывать раздражение слизистых оболочек организма и к расстройству работы желудка.

Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ, однако может встречаться в некоторых продуктах.

  1. Заключение

Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.

Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Стоит помнить, что разные люди могут по разному переносить одну и ту же добавку. Кто-то совершенно спокойно, а кто-то на эту добавку имеет аллергию и знает о том, что определенная пищевая добавка определенным образом воздействует на его организм. Важно знать, какие добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах и какое влияние от этих добавок будет оказано на организм. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта. Поэтому мы опубликовали свои исследования в нашей лицейской газете, провели ряд лекций по всем классам нашего лицея и собираемся выступить со своими исследованиями по Химкинскому телевидению.

Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них всё равно невозможно. Поэтому, объединённый комитет экспертов ФАО/ ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в тех случаях, когда возможен отказ от них.

V. Библиография

  1. В.Г. Денисов Химия 11 класс: сборник элективных курсов
  2. Н.В. Ширшин Химия: проектная деятельность учащихся
  3. http://www.kakras.ru/interesn/kons.htm (10.01.2012 )
  4. http://www.vitnik.ru/vredE.htm (25.01.2012 )
  5. http://knowledge.allbest.ru (09.01.2012 )
  6. Г.В. Лисичкин Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Исследовательская работа

«Пищевые добавки в питании человека»

Руководитель: ,

учитель технологии

г. Сургут 2011

Введение ..................................................................................................................3

1.1.Что такое «Е» и для чего его применяют в пищевой промышленности .....5

1.2. Добавки к пищевым продуктам.....................................................................5

1.3. Другие яды в пище...........................................................................................6

1.4. Биологически активные вещества упаковочных материалов......................7

1.5. А существуют ли противоядия от канцерогенов?.........................................7

1.6. Основные типы пищевых добавок и их воздействие на организм..............8

2.1. Исследование этикеток продуктов питания на содержание пищевых добавок………………………………………………………………...………..12

2.2. Анализ анкетных данных по продуктам питания.......................................13

Заключение. ..........................................................................................................16

Список литература. .............................................................................................18

Введение

Нам очень нравятся чипсы, сухарики, шоколадные батончики, газированные напитки и другие продукты, красиво упакованные в банки или коробки. В настоящее время много пишется и говорится о том, что все эти продукты содержат пищевые добавки, которые оказывают негативное воздействие на здоровье человека, мы оказались перед проблемой: действительно ли это так? Мы решили изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.

Итак, тема нашей работы "Пищевые добавки в питании человека".

Проблема питания всегда была актуальной для каждого человека, т. к. от питания, действительно, зависит состояние нашего здоровья.

Предмет исследования : влияние пищевых добавок на здоровье человека.

Объект исследования: продукты питания.

База исследования: Этикетки продуктов питания, упакованных в специальные пакеты.

Аналитическим материалом исследования послужил состав продуктов питания и анкеты учащихся.

Исследовательская новизна видится в результатах проделанной работы и в сделанных на основе их выводах и рекомендациях.

Цель данной работы : Определить степень экологического риска при постоянном употреблении популярных продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

Гипотеза исследования : Мы предполагаем, что раз добавки разрешено использовать в пищу, значит, они не являются вредными для здоровья человека.

В наши задачи входило:

1. Изучить основные типы пищевых добавок и их значение при изготовлении продуктов питания.

2. Собрать и проанализировать данные этикеток о составе продуктов питания.

4. По результатам исследования сделать выводы и сформулировать рекомендации.

Поставленные в работе цель и задачи определяют выбор методов и приемов исследования:

2. Исследование.

3. Статистические методы.

4. Анкетный опрос.

С тем, что такое «Е» и для чего его применяют в пищевой промышленности, с основными типами пищевых добавок мы познакомились, прочитав книгу «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», а также в ресурсах Интернета. Гигиенические требования по применению пищевых добавок мы нашли в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПина.

Изучив теоретический материал, мы провели исследование этикеток часто употребляемых в пищу продуктов питания на состав пищевых добавок в них, провели анкетирование учащихся, в результате которого выяснили, что употребляют в пищу учащиеся нашей школы, по результатам исследования сделали выводы и составили рекомендации.

Глава I. Теоретическое обоснование

1.1. Что такое «Е» и для чего его применяют

в пищевой промышленности

Изучая состав продукта, зачастую рядом с понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое? Индекс «Е» означает систему кодификации , разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т. д. говорят о типе пищевой добавки. Пищевые добавки - это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, запаха, цвета, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условия обработки, хранения, транспортировки.

Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию. С каждым годом количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих, увеличивается. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании. Интересно, почему? Неужели использование пищевых добавок небезопасно для здоровья? А если они вредны, то зачем же в пищевом производстве все - таки их применяют?

Часто вместе со словами «пищевые добавки» в литературе встречаются такие слова, как «канцерогены» и «мутагены». Оказывается, канцероген - вещество, вызывающее рак, мутаген - вызывает не только рак, но и другие болезни, поражая генетический аппарат клеток.

1.2. Добавки к пищевым продуктам

Вещества, добавляемые в продукты питания, подразделяются на красители, отбеливающие вещества, консерванты, средства, предотвращающие порчу фруктов, антиоксиданты, средства для очистки питьевой воды , сладкие вещества, антибиотики и гормоны в мясе.

В любой стране применение добавок для пищевых продуктов регламентируется.

Каким же может быть результат от такого применения?

Большое внимание привлекли к себе уродства у обезьян в Японии. В результате применения сельскохозяйственных ядохимикатов у них стало появляться все больше аномалий развития (отсутствие верхних и нижних конечностей, их искривление и укорочение, деформация внутренних органов).

Согласно сообщениям печати в Японии, «число мертворожденных детей с врожденными уродствами туловища за последние 20 лет выросло в 12 раз. Как сообщалось в Токио, причиной аномалий у утробных плодов считают рентгеновское облучение и вредные химические вещества в пище, попадающие в нее из загрязненной природной среды и пищевых добавок.

Известно, что с момента посева зерна до момента выпечки хлеба в пекарне в хлеб попадает до 60 химических добавок. Все ли они полезны? Конечно, нет.

1.3. Другие яды в пище

Встречающиеся в природе яды могут попадать в нашу пищу из почвы и из воздуха. Они не относятся к токсикантам окружающей среды в принятом смысле этого термина, хотя и действуют таким же образом; они представляют собой «природные» ядовитые вещества, в появлении которых мы неповинны и которые в большинстве случаев не находятся под нашим контролем. Но это отнюдь не означает, что мы не должны ими заниматься, и чем больше мы будем изучать ядовитые вещества, привносимые в окружающую среду человеком, и их циркуляцию, тем чаще будем сталкиваться и с природными ядовитыми веществами.

Давно известно, что поборники современной химизации пытаются отвлечь внимание на другие источники ядовитых веществ. Смысл этого таков: привносимые человеком яды не должны волновать нас, ибо наряду с этим они встречаются и в природе. Но в действительности это должно означать следующее: да, этот яд встречается и в природе, но тем более мы должны постараться сделать все возможное, чтобы не увеличивалось его содержание в окружающей нас среде.

Среди органических ядовитых веществ, попадающих в нашу пищу, мы должны прежде всего назвать различные пряности (в больших дозах!) масло горького миндаля. Среди ядов, которые чаще всего образуются в пище при ее консервировании, уже давно известен ботулинический токсин. Ботулизм - говорим мы, если кто - то отравится солеными грибами.

К ряду подобных явлений примыкает и зловещая пищевая цепь с сальмонеллами из птичьего помета. В интенсификации животноводства решающую роль играет обеспечение кормами, и поэтому в последнее время в качестве корма стали использовать такие вещества, которые раньше, никогда не применялись. Так, например, при интенсивном животноводстве в корм крупному рогатому скоту добавляется птичий помет, который, как правило, очень богат питательными веществами; в связи с этим некоторые виды птичьих сальмонелл могут вызывать и заболевание людей, потребляющих говядину или телятину.

О том, что жареное мясо "богато" канцерогенами, известно давно. Теперь "черный" список пополнился столь популярными картофельными чипсами. Выходит, все жареное есть опасно? - Треть всех случаев рака, так или иначе, связаны с тем, что мы едим. От этого никуда не деться. Доказано, например, что пищевые канцерогены - одна из причин рака желудка и кишечника. Конечно, особо вредны жареные продукты. Кстати, не только в плане онкологии . Они раздражают слизистую пищевода, повышают газообразование, приводят к изжоге и излишнему выделению кислоты. "Мясные" канцерогены образуются во время приготовления пищи из жиров. Источник канцерогенов в хрустящем картофеле, чипсах и крекерах иной. Это углеводы.

А жарят-то их на чем? На тех же жирах! И перегретые растительные жиры занимают не последнее место по канцерогенному эффекту. При нагревании из них выделяется вещество акриламид . Оно вызывает онкологические заболевания, поражает нервную систему, приводит к бесплодию .

Первыми тревогу забили шведские ученые. Именно они обнаружили большие количества канцерогена в жареных и печеных продуктах. В том числе чипсах, сухих детских завтраках, хрустящих палочках кукурузы, в хлебе, печениях, других мучных продуктах, жаренном картофеле и даже в кофе.

Результаты перепроверили и подтвердили специалисты из британского Агентства стандартизации продуктов питания. В некоторых продуктах уровень канцерогена почти в 1300 раз превышал допустимый. Много это или мало? Если лабораторной мышке ввести то количество акриламида, которое содержится в 3-4 стандартных пачках картофельных чипсов, то с вероятностью 50% у нее разовьется опухоль.

1.4. Биологически активные вещества упаковочных материалов

Всеобъемлющая химизация нашей действительности коснулась и упаковки для пищевых продуктов. В качестве добавок к пленкам, используемым для упаковки, применяются следующие вещества: пластификаторы, мягчители, термостабилизаторы, хемостабилизаторы (предохраняющие от действия ультрафиолетовых лучей и кислорода), антистатики.

Самое неприятное состоит в том, что некоторые из упомянутых химикатов переходят в упакованные продукты и тогда уже представляют опасность. Пример тому винилхлорид пленок.

Например, молотая гвоздика, которая продавалась в пакетиках из полистирола, содержит эфирное масло; это масло проникало в пластик и действовало как пластификатор. В результате порошок гвоздики утрачивал свои качества из-за потери эфирного масла, а из упаковки в порошок переходили летучие мономеры (например, моностирол).

Фасованное сгущенное молоко (как и другие консервы) нельзя оставлять в открытых банках (даже в холодильнике). Особенно повышается концентрация свинца при длительном хранении в холодильнике открытых консервов. Уже спустя два дня исходное содержание свинца удваивается, а через 7 дней его становится втрое больше. Тунец в запаянных банках содержит враз больше свинца, чем свежевыловленный.

1.5. А существуют ли противоядия от канцерогенов?

Полезны зеленый и черный чай, морская капуста, настои из таволги, лобазника, корней лопуха или одуванчика. Они очищают организм от опасных продуктов. Прекрасным профилактическим средством является сок грейпфрута. Этот напиток содержит специальные вещества. Они тормозят работу печеночных ферментов, превращающих вредные вещества в настоящий канцероген. Для надежной защиты достаточно с утра выпивать стакан сока. Однако помните, что грейпфрут изменяет лечебное действие медикаментов.

Еще ученые рекомендуют сочетать канцерогенные продукты с большим количеством зелени и сырых овощей, которые, как известно, обладают антиоксидантной активностью. И благодаря большому количеству клетчатки, связывают опасные вещества, уменьшая их поступление в кровь.

1.6. Основные типы пищевых добавок и их воздействие на организм

Официально в России запрещено только пять добавок:

Е-121 (цитрусовый красный краситель, которым любят обрабатывать корки апельсинов);

Е-123 (амарант) - специфический краситель, одноименное растение не причем;

Е-240 - формальдегид, очень ядовитое вещество - то самое, в котором «спиртуют» лягушек и прочие органические вещи;

Е-924а и Е-924b - раньше их использовали для улучшения муки.

Остальной мир запрещает к использованию гораздо большее количество пищевых добавок.

Итак, основные типы пищевых добавок мы объединили в таблицу, выяснили их значение при приготовлении пищевых продуктов, привели примеры этих добавок, выяснили их воздействие на организм:

Тип добавок

Значение

Пример

Воздействие на организм

(красители)

1.для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. При подделке продуктов.

1. Натуральные красители, сырье для них - ягоды, цветы, листья, корнеплоды (например, бетакаратин или краситель из шиповника).

2. Синтетические красители, не имеющие вкуса, не содержат витаминов , дают яркие цвета (например, фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тертразин).

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное , мутагенное, концерогенное действие (Е 131-142, 153).

Запрещены: Е 103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152.

Опасны: Е 102, 110, 124, 127, 155.

(консерванты)

1. Увеличение срока годности, предотвращения порчи продуктов под действием микроорганизмов.

2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3. Угнетение роста плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

1. В домашних условиях - соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).

2. Промышленные консерванты - сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединение серы (практически не модифицирует вкус продукта).

3. Антибиотики – консерванты (для транспортировки мяса и рыбы).

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма.

Бензоновая кислота - плохо переносится маленькими детьми.

Соединение серы токсичны. Бензоат натрия - аллерген.

Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Канцерогенные ракообразующие: Е 210, 211-217, 219.

Вредны для кожи: Е 230-232, 238.

Вызывают расстройства кишечника: Е 221, 226.

Влияют на давление: Е 250, 251.

Опасны: Е 201, 222-224, 233,270.

(антиокислители)

1. Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания.

2. Остановка самоокисления продуктов.

1.Природных: аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле.

2. Синтетические - бутилоксианозол и бутилокситолуол.

Вызывают: сыпь: Е 311-313.

Вызывают расстройство кишечника: Е 338-341.

Повышают холестерин крови: Е 320-322.

(загустители)

1. Получение продуктов с нужной консистенцией, улучшение и сохранение их структуры.

2. Использование в производстве мороженного, желе, консервов, майонеза.

1.Наткральные - желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические - целлюлоза, модифицированный крахмал.

Впитывают вещества независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е 407, 450, 462, 465, 466.

(эмульгаторы)

1. Создание консистенции пищевого продукта, его вязкости.

2. Использование в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные - яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические - фосфаты кальция и аммония , фосфорная кислота.

Использования фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способствует развитию остеопороза.

Опасны: Е, 510, 513, 527, 560.

(усилители вкуса)

1. Усиление выраженного вкуса и аромата.

2. Придание ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженному.

3. Смягчение резкого вкуса уксусной кислоты и остроты в майонезе.

4. Подсластители.

1. Натуральные - получают из натурального сырья.

2. Идентичные натуральным - искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3. Искусственные - не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтон, глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие колории: сорбит, ксилит;

5. Некалорийные подсластители: саха - рин, сахарол, аспартам.

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, может повлиять на зрение, если употреблять его регулярно.

Сахарин способен вызвать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС.

Ракообразующие: Е 626-630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637.

Глава II. Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок

2.1. Исследование этикеток продуктов питания на содержание пищевых добавок

Мы провели исследование этикеток продуктов питания, обращая внимание на графы «состав» или «содержание», и вот что у нас получилось:

Продукт

Красители Е1**

Консер-

ванты

Антиоки-

слители Е3**

Загусти-

тели

Эмульгаторы

Усилители вкуса

Другие

томатная паста

плавленый сыр

корнишоны маринованные

мороженное

нет номера

сухарики соленые

Нет номера

Нет номера

суп быстрого приготовления

Нет номера

Нет номера

Нет номера

приправы

жевательная резинка

газированные напитки

шоколадные батончики

опята маринованные

Не обнаружено

маргарин

Е352, 331,340, 353

Мороженое

Шоколад «Аленка»

Детское питание

Не обнаружено

Вывод

Проанализировав данные таблицы, мы получили следующие результаты:

2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, маргарина мороженого и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека. Например, в майонезе присутствует добавка Е211, которая является ракообразующей, в мороженое добавлен загуститель Е466, вызывающий расстройство кишечника, в колбасе присутствует консервант Е250, который влияет на давление. Очень много пищевых добавок содержит жевательная резинка: Е320-повышает холестерин в крови, Е951- вредная для кожи и т. д.

3. В некоторых продуктах консерванты, окислители, эмульгаторы, загустители даже не содержат номера, что тоже может быть опасным для организма.

2.2. Анализ анкетных данных по продуктам питания

Мы также проанализировали с помощью анкет, сколько таких популярных продуктов питания в неделю в среднем съедает каждый из нас:

Майонез 200г.

Кетчуп 200г.

Плавленый сыр 2 уп.

Йогурт, 2 уп.

Сухарики соленые, 2 п

Суп быстрого приг. 2 пач.

Приправы

Жевательная резинка, 10ш.

Паштет, 1 уп.

Мороженое 2шт.

Чипсы 2пачки

Газированные напитки 2л.

Шоколадные бат. 200г

Творожок 1шт.

Пюре детское 1 банка

Всего чел.

При исследовании было установлено, что большинство опрошенных учениковклассы) употребляют в пищу майонез (26), мороженное (24), жевательную резинку (24), газированные напитки (21), шоколадные батончики (21).

Менее - пюре детское (5), паштет (6), супы быстрого приготовления (10).

Продукты

Майонез, 200 г.

Кетчуп, 200 г.

Плавленый сыр, 2 уп.

Йогурт, 2 уп.

Сухарики соленые, 2 уп.

Суп быстр. приготовления, 2 пач.

Жевательная резинка, 10ш.

Паштет, 1 уп.

Мороженое, 2шт.

Чипсы, 2пачки

Газированные напитки, 2л.

Шоколадные батончики, 200 г.

Творожок, 1шт.

Пюре детское, 1 банка

Кол-во уч-ся (%)

Мы считаем, что нужно посоветовать учащимся и их родителям свести до минимума употребление в пищу майонеза и жевательной резинки, пить свежевыжатые соки, отказаться от кофе и чая; у потреблять в пищу большое количество зелени и сырых овощей, которые, как известно, обладают антиоксидантными свойствами, не покупать продукты питания с чрезвычайно длительным сроком хранения.

Заключение

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола. Бензол - опасный канцероген, способный вызвать рак, заболевание печени, почек, угнетающий процесс кровообращения.

Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Поэтому важно знать, какие именно пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право знать о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, поскольку это означает перейти на подножный корм: что смогли собрать, поймать - сразу приготовили и съели, как в доисторические времена.

Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.

Мы, проанализировав и обсудив весь изученный и исследованный материал, составили свои рекомендации по употреблению продуктов питания.

1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.

З. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Пейте свежеприготовленные соки.

5. Избегайте подкрашенных газированных напитков.

6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушенка).

9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно, и лучше вместе с жареным мясом или картошкой употреблять в пищу большое количество зелени и сырых овощей, которые, как известно, обладают антиоксидантной активностью.

Итак, цель , поставленная в нашей работе, была достигнута, но наша гипотеза подтвердилась лишь частично: иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать данные рекомендации, что, несомненно, позволит сохранить свое здоровье, как детям, так и взрослым.

Список литературы

1. Исупов добавки и пряности. История, состав и применение. - М: ГИОРД, 2000.

2. Семенова А. Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и «против» // Сфера, 2005. - № 20.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».

4. Интернет - ресурсы:

http://www. argoshop.

Проектно-исследовательская работа «Пищевые добавки» Автор: ученик 10 «А» класса ГБОУ СОШ №604 Петросян Г.Э. Научный руководитель: Учитель химии и биологии Епифанова Н.Н.

Актуальность Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, негативно сказывающиеся на нашем здоровье. В современном мире люди больше всего ценят время и всячески стремятся его сэкономить. В связи с этим возросла и потребность в продуктах быстрого приготовления. Люди используют различные полуфабрикаты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», и это представляется удачным выходом. В связи с эти данная работа очень актуальна и позволит читателям получить информацию о том, что они едят.

Цели и Задачи Цель: Цель проекта состоит в том, чтобы на основе собственных наблюдений и литературных источников определить экологическую безопасность продуктов питания, продаваемых в местных магазинах и наиболее часто употребляемых школьниками, а также степень экологического риска их употребления. Задачи: - научиться определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания; - составить список опасных пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности, и продуктов, которые содержат эти опасные для здоровья человека вещества.

Вступление Пищевые добавки вовсе не новое изобретение. История применения пищевых добавок насчитывает многие тысячелетия. Ещё в далёкой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, уксус, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение. В качестве красителей выступали овощи и куркума. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом Е.

Изучение пищевых добавок Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему их цифровой кодификации. Каждому ингредиенту присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е. E100-E182 – красители - усиливают или восстанавливают цвет продукта; E200-E299 – консерванты– увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков; E300-E399 – антиокислители – защищают продукты от окисления; E400-E499 – стабилизаторы - сохраняют необходимую консистенцию продуктов, загустители - повышают вязкость; E500-E599 - эмульгаторы - создают однородную смесь, например, масла и воды; E600-E699 - усилители вкуса и аромата; Е700 - Е800 - запасные индексы; E900-E999 – пеногасители - предупреждают или снижают образование пены, придают продуктам приятный внешний вид. Глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности входят во все указанные группы, а так же в новую группу E1000.

Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.

Этапы исследования Исследование проводилось в 2 этапа: 1.Определение пищевых добавок в продуктах питания 2. Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок.

Определение пищевых добавок в продуктах питания В ходе первого этапа было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе был проведен анализ влияния этих добавок на организм человека. Вот данные этого анализа:

Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок. В ходе второго этапа на предмет со держания пищевых добавок были исследованы те продукты питания, которые наиболее популярны среди людей, особенно среди подростков и молодёжи. Так же был проведён социологический опрос среди учеников 9, 10, 11 классов, а так же учителей нашей школы, с целью определения популярности исследованных мною продуктов питания

Результаты Социологического опроса

Выводы Для нормальной жизнедеятельности организма в ежедневном рационе человека необходимо присутствие около 6000 питательных компонентов естественного происхождения. Любое «голодание» клеток может спровоцировать тяжелое нарушение здоровья. Пища – самый лучший источник питательных веществ, необходимых для жизни. Она определяет состав нашей крови, качество «строительного материала» для образования новых клеток. Человечество создало мощную отрасль промышленности, призванную сохранить продукты питания, переработать всё то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни. Но можно себя обезопасить. Потребитель сегодня должен быть бдителен в выборе продуктов питания, учитывать результаты последних исследований в этой области.

Спасибо за внимание!

"Технология. Обслуживающий труд", 8 класс

Продолжительность работы над проектом

8 недель (16 уроков)

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает общие сведения о пищевых добавках. Раскрывает историю появления, значение, классификацию, их цифровой код, пользу и вред пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. Проект может быть использован на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения дома».

Дидактические цели учебного проекта

  1. Формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.
  2. формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Методические задачи учебного проекта

  1. ознакомление с историей появления пищевых добавок;
  2. формирование представлений о пищевых добавках, значении, классификации, пользе и вреде пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека;
  3. развитие логического и критического мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, коммуникативных умений, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  4. воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;
  5. научить определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания, пользоваться информационными технологиями для оформления результатов, кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, проекционная система, Интернет, DVD,СD – носители, пакет Microsoft Office.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос. Обоснование выбора ОПВ

Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими.Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, как это можно установить экспериментально, используя различные продукты питания? Ведь нам важно, что мы едим и пьём. Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали основополагающий вопрос: «Пищевые добавки – польза или вред?»

Образовательные стандарты

Проект отвечает требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по технологии "Образовательный стандарт основного общего образования по технологии" в 8 классе.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту в основной школе в курсе "Технологии. Обслуживающий труд", в разделе "Технология ведения дома" изучается тема «Пищевые добавки».

Проблемные вопросы

  1. Какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека?
  2. Как пищевые добавки изменяют продукты питания?
  3. Какое значение оказывают пищевые добавки для производства продуктов питания?
  4. Как влияет искусственная пища на организм человека?
  5. Полезны ли заменители натуральных продуктов?
  6. Есть ли недостатки у естественной пищи?
  7. Какие продукты наиболее предпочтительны учащимися нашей школы?

Вопросы учебной темы

  1. Что такое пищевые добавки?
  2. Виды пищевых добавок?
  3. Маркировка пищевых добавок?
  4. Что такое Е – коды?
  5. Какие задачи выполняют пищевые добавки?
  6. Кто осуществляет контроль качества пищевых добавок?
  7. Когда впервые стали использовать в качестве пищевых добавок Е – коды?
  8. Что необходимо знать потребителям о пищевых добавках?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Что мы едим?»
  • Презентация «Пищевые добавки»
  • Презентация «Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье человека»
  • Презентация «Значение пищевых добавок в жизни человека»
  • Презентация «Пищевые добавки – полезные, вкусные и запрещённые»
  • Презентация «Человек есть то, что он ест…»
  • Презентация «Пищевые добавки и их влияние на организм человека»
  • Презентация «Искусственная пища: «за» или «против»
  • Исследовательская работа «Пищевые добавки Е»
  • «Пищевые добавки и здоровье»
  • Научно - исследовательская работа «Пищевые добавки в питании человека»
  • Буклет «Пищевые добавки. Что скрывается за буквой Е?»
  • Публикация «Вредные пищевые добавки»
  • Кроссворд «Пищевые добавки»

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

В ходе проектной деятельности использованы следующие методы оценивания:

Вид оценивания Цель Материалы для оценивания
Предварительное Для выявление возможностей каждого участника проекта Рефлексия подготовительного этапа
Текущее Для корректировки качества обучения и ориентации на поощрение успехов Формирующее оценивание
Самооценивание Для выработки у учащихся способности правильной самооценки и желания постоянно улучшать результаты учебы Самооценивание в проекте
Сооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать других учеников по общим указаниям под руководством учителя Лист сооценивания
Взаимооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать друг друга по конкретным образцам, личным наблюдениям Лист взаимооценивания
Рефлексивное Для выявление психологического самочувствия участников проекта, осмысление каждым своей роли в этой работе Дневник рефлексии
Оценивание презентации Для оценивания презентации по заранее разработанным критериям Оценивание презентации
Оценивание публикации Для оценивания публикации по заранее разработанным критериям Оценивание публикации
Оценивание буклета Для оценивания буклета по заранее разработанным критериям Лист оценивания буклета
Оценивание wiki-статьи Для оценивания wiki-статьи по заранее разработанным критериям Оценивание wiki-статьи
Оценивание доклада, выступления Для оценивания доклада, выступления по заранее разработанным критериям Оценивание доклада
Итоговое Для выявления достижения ожидаемых результатов у каждого участника проект Рефлексия завершающего этапа

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

  • Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся
  • Презентация «Метод учебного проекта»
  • Презентация «Исследовательская деятельность учащихся»
  • Модель совместной деятельности учителя и учащихся над проектом
  • Этапы организации научно-исследовательской деятельности учащихся
  • Рекомендации учащимся по подготовке и защите научно-исследовательской работы
  • Советы для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
  • Требования к научно-исследовательским работам учащихся
  • Практическая работа «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
  • Практическая работа
Рассказать друзьям