Проект планировки территории и проект межевания территории: понятие, стоимость и сроки подготовки. Что такое проект планировки территории? План планировки территории что

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проект планировки территории - это что? Это документ, выделяющий элементы планировочной структуры, устанавливающий параметры их развития, выделяющий зоны размещения объектов капитального строительства.

Что такое проект межевания территории земельного участка? Проект межевания - это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Эти документы придуманы для того, чтобы выделить в городе участки разного статуса и предназначения. Разделить общественные пространства и земли, передаваемые в частные руки, в том числе под застройку.

Выделить землю под строительство дорог, трубопроводов, школ, больниц, административных зданий - всего, что нужно в современном городе. Из земель, передаваемых в частную собственность, выделить долю каждого собственника или группы собственников.

В чем разница между проектами планировки и межевания?

Разница в уровне детализации. Для чего нужен проект планировки территории? Проект планировки разрабатывается для крупной планировочной единицы - например, для жилого района или микрорайона. Он устанавливает (либо изменяет установленные в прошлом) границы общественных территорий - дорожной сети, природных комплексов, участков под строительство всевозможных объектов.

Для чего нужен проект межевания территории? План межевания земельного участка — это документ под более узкую задачу. Оно делается для городского квартала (существующего или планируемого к постройке) и состоит в нарезании земли под придомовые территории, участки школ, детских садов, прочих зданий, а также расположенные внутри квартала дворовые проезды, автостоянки, детские площадки и т.д.

Задачи межевания и планировки близки и частично перекрываются. Поэтому часто делают единый документ - проект планировки, имеющий в своем составе проект межевания.

Проект межевания кварталов — это что?

Согласно принятому в нашей стране Градостроительному кодексу, каждый проект межевания должен обязательно иметь в своем составе чертежи межевания с отмеченными на них границами участков, красными линиями, границами зон, где действуют сервитуты и прочие ограничения на землепользование.

Также нужен список существующих, создаваемых и изменяемых участков земли с указанием площади каждого из них и того, как его разрешено использовать.

Если межевание проводят для ранее застроенного квартала, то размеры придомовых территорий многоэтажных домов устанавливают в соответствии с нормами, которые были актуальны на момент постройки этих домов. Нормы эти существовали еще с дореволюционных времен, а в советское время постепенно сокращались. Общий принцип такой: чем позже построен дом и чем больше его этажность, тем меньше придомовой территории полагается на квадратный метр жилой площади.

Подготовка и утверждение

Решение о написании всевозможной градостроительной документации, в том числе и таких документов, как проекты межевания, принимает местный орган власти.

Разработка проекта планировки территории — это дело весьма трудоёмкое и дорогостоящее, требует участия высококвалифицированных специалистов, поэтому городские администрации обычно не делают это своими силами, а объявляют конкурс среди специализированных проектных компаний.

Исключение составляет случай, когда имеется договор либо о комплексном освоении, либо о развитии ранее застроенной территории. В этом случае проект готовит компания, с которой заключен этот договор.

После того как проект готов, он выносится на публичные слушания (кроме случаев комплексного освоения городской территории и еще двух ситуаций, которые в городских условиях встречаются редко). Это единственный этап, когда жители могут увидеть проект и потребовать внести в него изменения и дополнения.

Для этого надо не пропустить оповещение о слушаниях, ознакомиться с проектом, сформулировать замечания и внести их в журнал учета. В этом случае городская администрация либо уполномоченный ею орган (в Москве это городская и окружные градостроительные комиссии) обязаны рассмотреть замечания жителей. Но окончательное решение - утвердить проект, отвергнуть его или отправить на доработку - остается за органом власти.

Пример

Рассмотрим схему межевания квартала, ограниченного Балаклавским проспектом, Азовской улицей, Черноморским и Симферопольским бульварами в московском районе Зюзино. Образец опубликован на сайте префектуры Юго-Западного округа Москвы по адресу https://yadi.sk/i/iaVJpd48h9RNe .

Проект разработан ОАО «Моспроект-2 им. Посохина» в 2014 году. Заказчиком является Департамент городского имущества Москвы.

Материалы по обоснованию включают данные БТИ о расположенных в пределах квартала строениях, данные ИСОГД о зонах действия различных ограничений, данные натурных исследований о фактическом землепользовании. Расчет необходимой площади придомовых территорий проводился с учетом нормативов, существовавших в то время, когда застраивался квартал, то есть с 1959 года до наших дней.

Сформировано 70 участков, в том числе придомовые территории 28 жилых домов. Для шести домов (три из которых - новопостроенные 24-этажные башни) придомовые территории оказались меньше нормативно необходимой площади.

Для всех домов помимо нормативных земельных участков выделены участки «с минимальным обременением». Эта практика, введенная правительством Москвы вопреки федеральному законодательству, направлена на то, чтобы дать возможность жителям (по их желанию) отказаться от нормативных участков и тем самым сэкономить на налогах.

17 участков выделено для общего пользования. Это дворовые проезды, пешеходные дорожки, автостоянки и детские площадки, а также проезжая часть и тротуары Старобалаклавской улицы, не имеющей статуса элемента УДС.

Дальнейшие действия

Утверждение проекта межевания не означает, что жители автоматически становятся собственниками придомовых территорий своих домов. Чтобы стать реальными хозяевами на своей земле, они должны на общем собрании принять соответствующее решение, заказать в специализированной организации межевой план и поставить участок на кадастровый учет. Только после этого можно быть уверенным, что земля не уйдет.

В развитом правовом государстве каждый клочок земли кому-то принадлежит и имеет статус, определяющий, что можно и что нельзя делать на этой земле. Планировка территории - необходимый инструмент, позволяющий установить правильные принципы землепользования и в нашей российской действительности, где до недавнего времени земля была ничья и распределялась за взятки между лицами, приближенными к власти.

Проект планировки территории земельного участка (ППТ)

Проект планировки земельного участка является приложением к ПМТ и выполняется на его основе, с соблюдением тех же требований. Ориентирован на планирование застройки, с учётом:

  1. нюансов зонирования территории;
  2. элементов, входящих в структуру проекта;
  3. целей проведения планировки;
  4. градостроительного контекста за пределом межевых границ.

Зачем нужны ПМТ и ППТ?

Проекты межевания и планирования территории выполняют роль документации, необходимой для возведения капитальных строений и проведения инфраструктурных линейных объектов. Включают в себя :

  1. чертежи межевания ЗУ;
  2. элементы структурных объектов;
  3. приложение текстового описания.

Топографические сведения и нормативы проведения строительных и иных работ ориентированы на . В соответствии с ним, территория участка вписывается в общий контекст застройки населённого пункта. Ознакомиться с инструкциею по заполнению ГПЗУ можно в .

Важным нюансом являются архитектурные расчёты, проводимые в отношении строящихся объектов. На их основании устанавливаются допустимые нормативы застроек, соответствующие состоянию почв и снижающие риски перегрузки земель возведёнными зданиями и сооружениями.

Различие между ПМТ и ППТ

Проект межевания ориентирован на процедуру зонирования территории согласно установленным долям или разметке территории под строительство здания. Соответственно здесь главными сведениями являются данные о межевых границах:

  1. выделяющих ЗУ из общего контекста;
  2. разделяющих ЗУ на установленные части.

Проект планировки оформляет данные части в соответствии с целями заказчика, проектируя на них геодезические схемы расположения :

  1. элементов застройки;
  2. транспортных линий;
  3. инженерных коммуникаций.

Так же здесь оформляются чертежи вынесенных за границы ЗУ объектов капитального строительства.

Планировка проводится на основании составленного проекта межевания , с учётом соблюдения нормативов строительства и требующихся отступов от .

Ситуации применения ПМТ и ППТ

Обозначенные документы, основанные на , связаны между собой как по функциям, так и по содержанию и регулируются статьёй 11.3 ЗК РФ . Применяется для земель, находящихся в долевой собственности.

Проекты межевания территории: образец отвода газопровода от г. Устюжна и от Чусовой

Вот так выглядит один из листов этих проектов:

Пошаговые инструкции подготовки ПМТ и ППТ

С проектами планировки территории земельного участка (образцы доступны ваше) мы ознакомились, имеем представление что это такое. Теперь перейдем к их получению.

Подготовить документацию можно в двух различных инстанциях , специфика деятельности которых предусматривает ряд нюансов и различие алгоритма, который требуется соблюдать при обращении. Нормативы документа ориентированы на СНиП № 30-02-97 .

Итак, кто может выполнять проект межевания территории? Разберемся в вариантах далее.

Первый вариант – обращение в администрацию

Для этого следует обратиться в департамент по градостроительству и архитектуре, при администрации. В Москве и Санкт-Петербурге – в Комитет градостроительства и архитектуры. Получить техническое задание по проектированию и оформить заказ на подготовку ПМТ. Обращаются к главе администрации или иному уполномоченному лицу, например – начальнику департамента по землеустроительным работам.

Документы

При обращении следует подать заявку уполномоченному лицу, с приложением документации:

  1. (или иной форме права);
  2. эскизом Генплана ЗУ , со схемой коммуникаций;
  3. о наличии (отсутствии) капитальных строений;
  4. с обозначением коммуникаций.

Подготовка проекта межевания территории

На основании полученной документации осуществляется подготовка проекта. Изучается документация, поданная заявителем, и документы, имеющиеся в администрации. Обращается внимание:

  • на анализ структуры почв в зоне застройки;
  • специфику архитектурного контекста;
  • анализ экологичности проводимых работ;
  • техническое обеспечение проводимых работ;
  • анализ результатов застройки.

На этом основании рассматривается допустимость заявленных работ на участке . При положительном решении администрации – составляется техническое задание, на основании которого производятся обозначенные .

Разработка проекта планировки и межевания территории

В разработку проекта межевания и проекта планировки территории входит обязательное условие для исполнения топографической части, которым является копирование картографической основы с кадастровой карты ЗУ, находящейся в информационном банке Росреестра, с уже выделенными актуальными границами, обрамляющими участок. На обозначенную основу наносятся линии внутренних границ, соответствующих целям межевания. При подготовке ППТ, наносятся так же линейные и иные объекты, которые планируется возвести.

Согласование ПМТ

После составления чертежа и текстовой основы с приложениями, требуется согласование документа в местной администрации. Для согласования прилагается выписка из Генерального плана застройки зоны, в которую включается обозначенный ЗУ. Согласование проводится на публичных слушаниях.

Сроки и стоимость

Составляют не менее двух месяцев, один из которых уходит на получение разрешения для проведения работ.

В администрации данная услуга оформляется безвозмездно.

Второй вариант – обращение в коммерческие компании

Такое допускается на основании местных региональных распоряжений и локальных актов. В этом случае требуется обращаться в местные архитектурные компании, имеющие лицензию на соответствующий вид работ.

Подготовка проекта межевания и документы

В данном случае происходит аналогично , но допускается заказ разработки технического задания и его согласования с администрацией, за счёт усилий исполнителя работ.

В этом случае может отсутствовать эскиз генерального плана застройки, который компания получит собственными полномочиями.

Разработка ПМТ и ППТ

Специалисты компании самостоятельно снимают копию с кадастровой карты, на которую наносят элементы проектирования, по условиям технического задания.

Сроки и стоимость

В данном случае сроки могут быть сокращены до одного месяца.

Зависит от условий договора и объёма работ. Каждый элемент работы рассчитывается индивидуально. Для небольших участков рассчитывается от 30 тысяч рублей, в которую входит только подготовка проекта. Для подготовки проекта под строительство многоэтажного здания, стоимость может достигать 400 тысяч рублей и превышать её.

Согласование

Так же проводится на публичных слушаниях. Ответственность за представление проекта на слушания устанавливается условиями договора.

Наличие данной документации при начале работ по возведению капитального строения, допускает замену иной документации, требующейся для разрешения на строительство.

Больше информации о межевании можно найти в .

Чтобы обозначить все внешние границы, а также нанести границы особых зон, создаются так называемые проекты планировки и межевания территории. Это технические документы, содержащие чертежи различных участков и описание к ним. О том, из каких этапов складывается процедура разработки и согласования таких документов – в этой статье.

Законодательное описание, состав содержания документов приводится в Градостроительном кодексе РФ:

  • статья 42 – проект планировки;
  • статья 43 – проект межевания.

С технической точки зрения такие документы представляют собой детализацию Генерального плана по развитию города или других населенных пунктов, хотя формально (с юридической точки зрения) они не связаны друг с другом. Сравнение этих типов документации представлено в таблице.

сравниваемый признак Проект планировки территории Генеральный план
какие объекты описываются только отдельный элемент населенного пункта (он относится к так называемой планировочной структуре) – это могут быть отдельные районы, кварталы и т.п. населенный пункт в целом (представляется план по развитию территории конкретного города)
какие чертежи входят в состав документа детальный чертеж, полностью отражающий схему местности
  • карта с точными границами существующего или возникающего населенного пункта (в проекте);
  • карта отдельных функциональных зон – жилые, производственные, природные.
что входит в описательную (текстовую) часть документа
  • аналитические материалы, обосновывающие границы и возможные изменения границ;
  • технические характеристики развития территории и их изменение во времени (например, плотность застройки).
  • аналитические материалы, обосновывающие такие границы, решения о возможном изменении границ, а также расположение отдельных функциональных зон;
  • все технические параметры функциональных зон (площадь, высота домов и т.п.).

Таким образом, рассмотренные документы относятся к проектной документации, а их основная цель – отражение существующих границ всего населенного пункта и его отдельных зон (внешних и внутренних). При этом учету подвергаются границы всех земельных участков – уже застроенных, а также с планирующейся застройкой (в этом случае дополнительно указываются предполагаемые сроки и стадии освоения территории).

Например, на карте города, как правило, намечается несколько таких планировочных зон. Каждая из этих зон имеет свои названия, которые обычно даются по наименованию районов, берегов рек (например, Правый берег Иртыша).

По каждому проекту составляется одно Постановления Администрации за подписью главы населенного пункта (в случае с областным центром – мэра), как показано на рисунке ниже. В документе содержится:

  • содержание вносимых изменений (при дальнейшем освоении территории, образовании новых участков путем разделения или объединения уже существующих);
  • площади каждой зоны – жилой застройки, дорожных зон, улиц, зон озеленения;
  • указания различным Департаментам местной Администрации с описанием дальнейших действий в связи с вносимыми изменениями.




В приложениях к такому Постановлению содержится подробное описание основных показателей территории (технических и экономических):

  • площади каждой зоны (жилая, улицы, дороги и т.п.);
  • детализация данных по каждой зоне (площади жилых домов разной высоты — 1-2 этажа, 3-5 этажей, 6-18, от 18);
  • плотность застройки;
  • численность и плотность населения;
  • данные по объектам, относящимся к образовательной сфере (места, посещения в смену, минимальные площади);
  • данные по объектам здравоохранения;
  • данные по объектам физкультурно-оздоровительных центров с приведением их площадей.

Для каждого из этих параметров указывается 2 значения – существующее в настоящий момент и планируемое.




Вторая часть приложения – собственно планировка территории, отраженная на схеме с условными обозначениями.

Состав проекта планировки

Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:

  1. Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
  • все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
  • так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
  1. Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
  • жилые здания;
  • производственные помещения;
  • объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
  • очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
  1. Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
  • результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
  • обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
  • схема с расположением каждого капитального объекта;
  • проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
  • полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
  • так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.

Пример реального проекта приведен на рисунке.

Состав проекта межевания

  1. Основная часть с чертежами, схемами установления границ, межевания земли. На чертежах и схемах территории должны обязательно учитываться:
  • красные линии и величина отступа от них для установления зоны, где разрешается возведение капитальных строений;
  • границы и описание публичного сервитута – например, для прохода к водоему общего пользования, для проведения специальных работ на земле (дренирование) и т.п.
  1. Аналитическая часть содержит:
  • площади и способы возникновения земельных участков, которые образуются в результате процедуры межевания;
  • виды использования территории в соответствии с утвержденным классификатором (например, для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства высотных домов, индивидуальных домов и т.п.).

Сроки создания и согласования

Любая проектная документация, связанная с изысканиями для организации планировки территории, ее межевания проходит обязательное согласование проекта с органами местной Администрации (департаменты по градостроительству). Сроки в каждом случае могут быть разными, в том числе и значительно увеличиваться в силу специфики территории или разногласий между заинтересованными сторонами, судебными разбирательствами и т.п. В случае стандартного проведения процедуры ориентировочный срок составляет порядка 3-4 месяцев .

При этом все этапы можно условно разделить на 3:

  1. Распоряжение соответствующего органа власти, в котором дается указание на начало работы над проектом планировки.
  2. Собственно разработка. Она осуществляется только лицензированными компаниями. Ориентировочная стоимость услуги от 400 тысяч до 1 млн рублей .
  3. Согласование с местной Администрацией готового проекта, внесение корректив и окончательное утверждение документации, после чего проект вступает в силу и получает юридическое значение.

Этапы и ориентировочные сроки приведены в таблице

Подробное рассмотрение этапов разработки

На практике разработка представляет собой сложную техническую процедуру, в ходе которой проводятся соответствующие изыскательные работы. Отличительная особенность стадий этого процесса состоит в том, что основное внимание уделяется собственно разработке проекта. В то время как этап согласования – это соблюдение исключительно юридических требований к документам, коррекция отдельных параметров в соответствии с требованиями органов местной власти. Далее подробно рассматривается каждый этап.

Получение распоряжения КГА

Чтобы начать работу над составлением чертежей и аналитических материалов, следует получить разрешение от Комитета по градостроительству и архитектуре. Документ выполняет 2 функции:

  1. Дает разрешение на проведение застройки на обозначенном участке.
  2. Дает техническое задание по разработке проекта этой территории с учетом особенностей ее планировки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок действия такого документа составляет 1 год с момента его подписания. Однако если срок истек, нет необходимости подавать повторную заявку – достаточно обратиться в Комитет для пролонгации.

Обращение в Администрацию и проведение общественных слушаний

После получения распоряжения КГА следует обратиться в местные органы власти, куда подается другое заявление. В ответ на заявление непосредственно глава Администрации издает постановление и назначает уполномоченное лицо, курирующее данный проект. Наряду с этим этот же сотрудник организовывает обязательные общественные слушания, на которые подготавливаются презентационные материалы для дальнейшего согласования.

В публичных слушаниях принимают участие:

  • собственники участков территории, предполагающейся для застройки;
  • представители экспертного сообщества;
  • лица, чьи интересы непосредственно могут быть затронуты в связи с принимаемым решением;
  • представители органа местной Администрации.

После принятого положительного решения, получения соответствующих отзывов всех заинтересованных сторон составляется протокол, который публикуется в открытых источниках (сайт, официальная газета региона). Срок действия этого решения составляет 11 месяцев, т.е. именно в течение этого срока проект планировки территории должен быть составлен и согласован в конечном варианте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По установленным правилам основным источником финансирования изысканий должен стать муниципальный или региональный бюджет. Тем не менее, гражданское законодательство не исключает привлечения средств из других источников. На практике финансирование чаще всего осуществляется за счет заинтересованных сторон (инвестора, застройщиков).

Подготовка к созданию

После получения разрешения на разработку технической документации компания приступает собственно к созданию проекта. На подготовительном этапе проводится детальный анализ сведений юридического и геодезического характера:

  1. Изучение картографических материалов, результатов топографических съемок для определения физических особенностей территории (рельеф, отсутствие/наличие поверхностных водоемов, природные зоны).
  2. Получение исчерпывающих сведений о юридическом статусе участка, а также его отдельных зон. Такие данные содержатся в ЕГРН: собственники участка, наличие/отсутствие обременения, история изменения собственников участка и его отдельных территорий.
  3. Анализ кадастровой документации на землю – прежде всего, интересует кадастровая стоимость и соответствующее заключение государственных оценщиков.
  4. Анализ специфических данных, которые запрашивают из реестра по лесам и реестра по поверхностным водоемам.
  5. Получение справки, которая подтверждает отсутствие в недрах рассматриваемой земли полезных ископаемых. Такой документ имеет большое значение, поскольку в противном случае компания, намеренная использовать недра, может оспорить разработку и утверждение проекта.

Подготовка документов, подтверждающих выбор участка

Основная задача проводимых изысканий сводится к обоснованию выбора земельного участка под заранее намеченные цели (строительство капитальных объектов, особенности их размещения). Для этого необходимо представить следующие документы:

  • экспликация земли и отдельных зон;
  • результаты вычисления площадей каждой зоны и всего участка в целом;
  • обоснование предварительных расчетов;
  • документы, подтверждающие информирования граждан, проживающих на этой территории и всех заинтересованных сторон (владельцев участков, пользователей на основе договора долгосрочной аренды, арендодателей);
  • положительные заключения от всех уполномоченных органов надзора;
  • согласовательная документация, отражающие согласие представителей организаций, чьи интересы могут быть непосредственно затронуты в ходе освоения территории (крупные предприятия с располагающимися подземными и надземными сетями);

Документация по планировке территории готовится в целях обеспечения развития определенных местностей. О предназначении данной документации, ее видах и составе читайте в нашей статье далее.

Назначение и виды планировочной документации

В п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) целью подготовки документации по планировке территории называется определение:

  • составных частей планировочной структуры;
  • границ участков земли;
  • зон, в которых планируется разместить здания и сооружения.

Документация по планировке территории готовится (п. 3 ст. 41 ГрК РФ), когда:

  • Требуется изъятие участков земли для госнужд, а также нужд муниципалитетов в связи с возведением на них зданий или сооружений государственного или местного значения.
  • Требуется установить, отменить или изменить местонахождение красных линий.
  • Требуется сформировать новый участок земли и такое формирование возможно только на основании проекта межевания территории.
  • Планируется возведение здания или сооружения на территории нескольких муниципалитетов, которые имеют общую границу. Исключением из этого правила является случай, когда возведение не требует изъятия земель или установления сервитутов.
  • Планируется строительство или реконструкция линейных объектов. Исключения из этого правила установлены постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 № 269.

Видами документации по планировке территории в соответствии с п. 4 ст. 41 ГрК РФ являются проекты:

  • планировки территории;
  • межевания территории.

Причем в зависимости от цели создания и особенностей местности проект планировки может:

  • стать основой для подготовки проекта межевания;
  • иметь в своем составе проект межевания;
  • не составляться вовсе (если достаточно проекта межевания).

Подробнее о составе каждого из указанных документов читайте далее.

Состав проекта планировки территории

Проект планировки территории содержит 2 составляющие (пп. 2-4 ст. 42 ГрК РФ), а именно: основную часть и подтверждающие материалы. Первая включает в себя:

  • карту, на которую нанесены красные линии — границы элементов планировочной структуры, зон, в которых планируется возведение зданий и сооружений;
  • данные планируемого развития местности (сведения о плотности застройки, характеристиках зданий и сооружений жилого, общественно-делового и другого назначения, данные об объектах транспортной и коммунальной инфраструктуры);
  • сведения об этапах возведения зданий и сооружений, коммуникаций, инфраструктуры.

Подтверждающие документы и прочие материалы представляют собой:

  • карту планировки населенного пункта, на территории которого расположена проектируемая местность;
  • результаты инженерных изысканий (при необходимости);
  • обоснование границ зон, в которых планируется возведение зданий и сооружений;
  • схему организации движения как пешеходов, так и транспортных средств, в том числе общественного транспорта, с указанием мест расположения остановочных пунктов и другой инфраструктуры;
  • карту с отображением особых зон, зон, в пределах которых расположены памятники и другие объекты культурного наследия;
  • карту, на которую нанесены существующие здания и объекты инфраструктуры;
  • список мероприятий по защите данной местности от пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • схему вертикальной планировки местности и т. д.

Состав проекта межевания территории

Проект межевания территории включает 3 основные части: текст, чертежи и обоснование (пп. 3-6 ст. 43 ГрК РФ). Текстовая часть состоит:

  • из списка вновь формируемых участков земли, который среди прочего содержит площадь, способ формирования и вид разрешенного использования данных участков;
  • списка и характеристик участков земли, которые будут отнесены к общему землепользованию.

На чертежи наносятся:

  • элементы планировки, как существующие, так и планируемые, если создание проекта межевания местности делается в составе проекта планировки территории;
  • красные линии, которые либо уже утверждены в составе проекта планировки местности, либо будут устанавливаться или изменяться данным проектом;
  • линии, определяющие места допустимого возведения строений;
  • контуры формируемых участков земли с указанием условных номеров;
  • контуры зон, где действуют публичные сервитуты (о госрегистрации сервитутов можно прочитать в статье «Что значит государственная регистрация ограничения права?»).

Обосновывающие материалы также представляют собой чертежи, на которые нанесены:

  • контуры существующих участков земли;
  • контуры особых зон;
  • расположение уже возведенных зданий;
  • контуры заповедников, заказников и других особо охраняемых местностей;
  • контуры зон, на которых расположены памятники и другие объекты культурного наследия.

Итак, планировочные документы готовятся на местности, на которых предполагается возводить здания или сооружения, разбивать парки (проект планировки территории), а также на те местности, где происходит формирование новых земельных участков либо изменение границ существующих (проект межевания территории).

Оставьте свои контактные данные и наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время.


Проект планировки территории (ППТ) – часть градостроительной документации, которая показывает размещение конкретных объектов капитального строительства, планировочных элементов (дорог, озеленения и т.п.), элементов инженерной инфраструктуры и прочих составляющих на некоторой проектируемой территории.

Разработанный и утвержденный ППТ устанавливает параметры и взаимосвязи существующей и планируемой застройки, гармонично сочетая в себе градостроительные, транспортные, социальные, инженерные и технические решения. Проектом предусматривается увязка проектируемых и прилегающих территорий.

Проект планировки разрабатывается как уточнение Генерального плана (ГП) населённого пункта и Правил землепользования и застройки в отношении (ПЗЗ) территории проектирования - на квартал, микрорайон, участок (в терминах градостроительного законодательства «элемент планировочной структуры»). На основании него устанавливаются границы земельных участков (в проекте межевания территории - ПМТ).

ППТ может быть основанием для выдачи ГПЗУ.

Зачем нужна разработка ППТ

Обратимся к нашей «библии», Градостроительному кодексу РФ:

Градостроительный кодекс РФ, гл.5 ст.42:

«Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.»

Основные причины, по которым требуется разработать и утвердить Проект планировки:

  • Для определения архитектурно-планировочной структуры территории,
  • Для определения основных технико-экономических показателей (ТЭПов),
  • Для определения границ ЗУ, где находятся здания, сооружения и другие объекты;
  • Для установления либо корректировки красных линий (линий регулирования застройки),
  • В целом - для обеспечения стабильного развития ЗУ.

Для территории Московской области разработка и утверждение ППТ регламентируется Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1197/52 «Об утверждении Положения о составе, порядке получения решения о подготовке, согласования и утверждения документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц»

Компания РАНТА Девелопмент занимается профессиональной разработкой ППТ, оперативным согласованием и утверждением документации в Москве и Московской области.

Стадии разработки ППТ

Разработка Проекта планировки требует понимания возможных способов достижения требуемого результата и путей преодоления возникающих сложностей.

Мы проводим следующие основные мероприятия в отношении ППТ:

  1. Анализ градостроительной ситуации и сбор необходимого комплекта документации;
  2. Разработка градостроительной концепции (другие названия - градпроработка, презентационные или обосновывающие материалы);
  3. Получение Распоряжения о разработке ППТ (РППТ);
  4. Сбор исходных данных для разработки ППТ (изыскания, ТУ и проч.);
  5. Проектные работы по разработке проекта планировки;
  6. Согласование и утверждение проекта планировки (в том числе прохождение Межведомственной комиссии, Градостроительного совета, публичных слушаний и проч.)

Результатом является получение правового Акта об утверждении проекта планировки территории.

В ходе работ бывает необходимым получение дополнительных согласований, заключений, разрешений, проектных решений – все это определяется нашими специалистами применительно к конкретному объекту.

Получение Решения о подготовке ППТ (РППТ)

Основанием для разработки ППТ является Решение о подготовке документации по планировке территории - РППТ.

Для получения Решения готовится пакет документов.

Состав документов для получения РППТ:

  • Заявление
  • действующие правоустанавливающие документы на земельный участок (земельные участки), в том числе свидетельств о праве собственности на земельные участки, договоров аренды земельных участков;
  • действующие правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках, планируемых к застройке;
  • кадастровые выписки о земельных участках, планируемых к застройке;
  • кадастровые паспорта зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, планируемых к застройке, или выписки из технических паспортов зданий (строений), расположенных на земельных участках;
  • выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на земельный участок, здания, строения, сооружения);
  • градостроительная концепция в виде презентационного материала в составе информации, указанной в приложении N 4 к Положению;
  • предварительная оценка экономики градостроительного потенциала территории, подготовленная в соответствии с приложениями N 2 и N 3 к Положению, в случае проектирования жилой застройки;
  • ранее утвержденный органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области, в зависимости от места размещения территории застройки, проект планировки территории (представляется при наличии);
  • проект технического задания.

Заявителем могут быть представлены документы (справки, заключения, письма), обосновывающие возможность использования территории под заявленные цели, удостоверенные печатью организации и подписью руководителя.

Пакет документов направляется в Минстрой МО для принятия решения о разработке Проекта планировки. Целесообразно не допускать бесконтрольного движения документов в согласующих структурах, а обеспечивать сопровождение их прохождения силами специализирующегося на этой деятельности Партнера.

Структура и состав проекта планировки территории

Градостроительным кодексом РФ (Статья №42) установлена структура Проекта планировки территории, состоящая из Основной (Утверждаемой) части и материалов по ее обоснованию.

  • Основная часть – имеет как текстовую, так и графическую информацию. Ее утверждают в соответствующих инстанциях. Она содержит чертежи, на которых указываются красные линии и разнообразные объекты инфраструктуры. В основную часть также включаются границы зон, где будут находиться здания и сооружения, а также объекты разного значения. Состав основной (утверждаемой) части проекта планировки территории:

  1. Чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
    1. красные линии;
    2. линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
    3. границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
    4. зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения;
  2. Пояснительная записка – текст в виде положения о размещении объектов капитального строительства с учетом размещения объектов федерального, регионального и местного значения, в т.ч.:
    1. характеристики планируемого развития территории, в том числе таблица, содержащая перечень объектов капитального строительства, номер объекта на чертеже планировки территории, номер участка, на котором размещается объект, наименование объекта, технико-экономические показатели объекта;
    2. характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения;
    3. координатное описание точек перелома красных линий в системе координат МСК50.
  • Материалы по обоснованию проекта планировки территории – также состоят из пояснительной записки и графической информации. Состав материалов по обоснованию проекта планировки территории:

Материалы в Графической форме содержат:

  1. схема расположения элемента планировочной структуры;
  2. схема использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
  3. схема организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории;
  4. схема границ территорий объектов культурного наследия;
  5. схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
  6. схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
  7. прочие материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.

В Пояснительной записке содержатся сведения и описания, касающиеся:

  1. определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
  2. защиты проектируемой территории от ЧС (чрезвычайных ситуаций) различного характера, проведения мероприятий по ГО и ЧС, по обеспечению пожарной безопасности;
  3. планировочной организации территории (новое строительство, снос, реконструкция, капремонт, …)
  4. решения по развитию транспортного обслуживания территории, по установлению, изменению, отмене красных линий улично-дорожной сети;
  5. решения по сохранению, развитию и ограничению использования озелененных территорий общего пользования; предложения по установлению, изменению, отмене границ (красных линий) территорий общего пользования; предложения по сохранению и развитию территорий общего пользования, в том числе территорий рекреационного назначения, озелененных территорий общего пользования;
  6. предложения по развитию инженерной инфраструктуры, предложения по установлению, изменению, отмене границ (красных линий) технических зон инженерных сооружений;
  7. оценка проектных решений на соответствие санитарным правилам и нормам и техническим регламентам; предложения по границам санитарно-защитных зон от сохраняемых и проектируемых объектов;
  8. предложения по изменению земельно-имущественных отношений с учетом формируемых участков;
  9. раздел "План реализации проекта планировки территории", содержащий предложения по очередности реализации проекта планировки территории с учетом мероприятий для его реализации за пределами границ подготовки проекта планировки территории;
  10. предложения по межеванию территории, части территории (выполняется, если определено техническим заданием).

Состав ППТ определяется заданием на разработку. В состав проекта планировки может входить Проект межевания территории (ПМТ), который устанавливает «нарезку» земельных участков на проектируемой территории. Соответственно в состав ПМТ могут входить и Градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). Таким образом, утверждая Проект планировки, можно сразу получить и утвержденный ГПЗУ на земельный участок (в случае, если соблюдены все необходимые для этого условия – ВРИ и проч.).

Разработка проекта планировки территории – достаточно сложный, кропотливый процесс увязывания целей Инвестора, действующих ограничений и норм проектирования. Доверьте такую работу профессионалам!

Согласование и утверждение ППТ

Материалы проекта планировки должны быть согласованы и утверждены.

На примере Московской области, разработанный ППТ направляется в Минстрой МО для проведения согласований и утверждения. Порядок проведения согласующих действий установлен Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1197/52 «Об утверждении Положения о составе, порядке получения решения о подготовке, согласования и утверждения документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц». В рамках межведомственного взаимодействия проходит рассмотрение с участием:

  • Минстроя МО,
  • Главархитектуры МО,
  • Местного органа самоуправления,
  • Прочих заинтересованных министерств и ведомств,
  • Межведомственной комиссии Градсовета МО (МВК)
  • Градостроительного совета МО

По результатам рассмотрений и согласований Проекта планировки территории должен быт получен Правовой Акт Минстроя МО.

В ходе рассмотрений и согласований решений ППТ возможны различные трактовки норм и правил проектирования, разногласия в принятии решений и прочие моменты. Для обеспечения соответствия трактовок и решений интересам Инвестора, рекомендуем обеспечить сопровождение утверждений специалистами.

От каких факторов зависит цена разработки и утверждения ППТ

РАНТА Девелопмент гибко подходит к ценообразованию своих услуг, обеспечивая их соответствие интересам своих Клиентов.

В основном стоимость услуг зависит:

  • От площади земельного участка и площадей планируемых к строительству объектов;
  • От окружения участка, от наличия СЗЗ или иных ограничивающих факторов;
  • От индивидуальной сложности территории и проекта;
  • От срочности исполнения.

Для определения конкретного предложения применительно к Вашей задаче, следует обратиться в компанию РАНТА Девелопмент. Мы оценим сложность работ и обозначим стоимость Услуг по разработке и утверждению Проекта планировки.

Почему РАНТА Девелопмент?

Компания РАНТА Девелопмент выполняет функции комплексного Технического заказчика по разработке Граддокументации, проектированию и строительству Объектов. Мы нацелены не на локальное решение согласовательных задач, а на реализацию проекта целиком, до его ввода в эксплуатацию.

Наши компетенции и опыт позволяют уже на этапе разработки ППТ и получения ГПЗУ предвидеть различные подводные камни, проблемы, которые могут возникнуть на дальнейших этапах (проектирование, строительство) и успешно их решать.

Рассказать друзьям