Пузырь соломинка и лапоть вид сказки бытовая. Занятие по чтению русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» во второй младшей группе. Коррекционно - развивающие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект урока чтения и развития речи во 2 классе

разработан и проведён учителем начальных классов ГБОУ СО

«Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова» Полуэктовой Любовью Михайловной.

Тема: Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Цель. Познакомить с русской народной сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Задачи.

    Образовательные:

Расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов;

Вводить в активный словарь детей антонимы (тонкий - толстый, высокий - низкий, тяжелый - легкий, смелый - трусливый);

Обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым;

Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества.

    Коррекционно - развивающие:

Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание;

Развивать фонематический слух и звукопроизносительные навыки;

Продолжать развивать интерес и любовь к русским народным сказкам;

Совершенствовать общую и мелкую моторику, упражнять в имитации движений, жестов;

Развивать творческий подход к деятельности.

3. Воспитательные:

Воспитывать мотивацию к учению.

Воспитывать толерантность, умение вести себя в коллективе;

Воспитывать умение совершать только обдуманные поступки

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь

Форма организации: классный урок.

Тип урока: комбинированный, урок с элементами игры.

Методы: словесные – беседа, чтение, фронтальный опрос;

наглядные – иллюстрации, презентация, звуковая демонстрация

(видеозапись, аудиозапись);

практические – упражнения для коллективного, индивидуального выполнения.

Здоровьесберегающие технологии:

- игровая технология;

Сказкотерапия;

Снятие эмоционального напряжения (звуковая демонстрация);

Музыка на релаксацию;

Дыхательная гимнастика, речевая разминка, артикуляционная гимнастика;

Физкультминутка (упражнения для снятия мышечного напряжения);

Индивидуальный и дифференцированный подход (используются карточки с разноуровневыми заданиями);

Сочетание различных видов деятельности;

Формирование правильной посадки при чтении.

Оборудование: презентация «Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; аудиозапись: «В гостях у сказки»; карточки для чтения с разноуровневыми заданиями; картонные фигурки героев сказки; геометрические фигуры: овал, прямоугольник, круг; лапти, солома, мыльные пузыри; выставка книг «Русские народные сказки»; ткань голубого цвета, лодка из картона, плот из веточек, бревно, детали для мостика.

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, встаньте ровно, подтянитесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Садитесь.

Сегодня у нас не просто урок, а увлекательное путешествие в сказку.

(Слайд №2)

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте…

    II . Актуализация знаний.

Любите ли вы сказки?

(Слайд №3)

Мы поговорим о русских народных сказках.

(Слайд №4)

Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей. Сначала сказку придумал один человек, рассказал другому. Ему понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, например, своим детям. Дети выросли и рассказали своим детям, внукам. Когда появилась сказка точно сказать нельзя.

Сказки бывают:

1) Волшебные сказки – присутствует волшебство и волшебные предметы.

2) Сказки о животных – главные герои животные, которые разговаривают, ходят друг к другу в гости, ругаются и т.д.

3) Бытовые сказки – в этих сказках герои решают какие-либо бытовые проблемы.

(Слайд №5)

Сказка обязательно учит чему-то людей, выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

Ведь недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Я буду вам показывать иллюстрации к русским народным сказкам. А вам нужно назвать их.

(Слайды №6-11)

    III . Работа по новой теме.

    1. Введение тему.

    2. Название темы, постановка цели и задач урока.

(Слайд №12)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть».

3. Знакомство с героями сказки. Словарная работа.

- Сначала познакомимся с героями сказки.

(Слайд №13)

Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сияю.
Раздуваюсь вширь,
Потому что я...?

- Пузырь.

Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри».

Вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинные и мягкие, тогда пузырь получится большой и красивый

Пузырь какой?

(Круглый, прозрачный, лёгкий, воздушный).

Пантомима.

Покажите, пузырь какой.

(Слайд №14)

Летом в полюшке росла –

Колос к солнышку несла.

А как только пожелтела,

Мне нашлось другое дело.

- Соломинка.

Показ колоска и соломинки.

Возьмите в руки соломинку. Внимательно рассмотрите её, попробуйте сломать.

Соломинка какая?

(Длинная, тонкая, лёгкая, хрупкая, жёлтая).

Пантомима .

Покажите, какая соломинка.

(Слайд №15)

У любого ты спроси:
«Что носили на Руси?»
Из коры плели галошки,
Обували их на ножки.

- Лапти .

Показ лаптей.

- Лапоть какой?

(Вытянутый, коричневый, тяжёлый, низкий).

Пантомима.

Покажите, какой лапоть.

Речевая разминка. Скороговорка.

Павка на лавке

плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

а годятся лапти

на лапки кошке.

(Слайд №16)

    4. Просмотр видеоролика «Пузырь, соломинка и лапоть».

(Слайды №17-22)

  1. 5. Чтение сказки учителем.

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит Пузырю:

- Пузырь, давай на тебе переплывем!

- Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

    6. Ответы на вопросы по содержанию текста.

- Вы внимательно слушали сказку? Тогда ответьте на мои вопросы.

Назовите героев сказки.

Куда и зачем они отправились?

Какое препятствие они встретили на своем пути?

Что предложил Лапоть Пузырю?

Что ответил Пузырь?

Согласилась ли Соломинка?

Что с ней случилось?

Что случилось с Лаптем?

Что случилось с Пузырем?

Как вы думаете, почему с нашими героями случилась беда?

7. Физкультминутка «Пузырь».

(Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

И за веточку задел

Да и лопнул!

    8. Чтение сказки учащимися.

    IV . Закрепление.

    1. Игра «За какими фигурами спрятались герой сказки».

- Я вам предлагаю геометрические фигуры. Назовите их.

За какими фигурами спрятались герои сказки?

2. Игра «Закончи предложение».

(Слайд №23)

- Пузырь толстый, а Соломинка …(тонкая ).
- Соломинка высокая, а Лапоть… (
низкий ).
- Лапоть тяжёлый, а Пузырь…(
лёгкий ).

Соломинка смелая, а Пузырь… (трусливый ).

    3. Работа с пословицами.

(Слайд №24)

    Прочитайте пословицы и скажите, какая пословица подходит к нашей сказке? Почему?

«Под лежачий камень вода не течёт».

«Друзья познаются в беде».

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

4. Народная мудрость.

Какая же это сказка, волшебная, бытовая или сказка о животных?

(Слайд №25-26)

- Чему учит эта сказка? В чём заключается мудрость?

    Давайте попробуем расставить всё по своим местам.

    Персонаж первый – Лапоть. Лапоть – предмет достаточно незатейливый, но видавший виды. Не зря именно Лапоть в сказке сразу предложил относительно верный путь: «Пузырь, давай на тебе переплывем!». Ведь пузырь в воде не тонет! Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться на другой берег.

    Персонаж второй – Соломинка. Соломинке следовало бы предположить, что она – слишком тонка, и вес путников она не выдержит. Но, как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Взяться-то взялась, но вот силы свои не рассчитала. Совет – трудись, но умей рассчитывать свои силы заранее. Всегда стоит прикинуть предварительно – справишься с работой или нет.

    Персонаж третий – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в сложную ситуацию. Можно ненароком и лопнуть. А ведь Пузырь – это единственный из героев сказки, кто мог к окончанию сказки выжить. Пузыри, как и воздушные шары, например, в воде не тонут.

    Чему же учит эта сказка?

Сказка учит тому, как вредно смеяться над чужим горем. А так же тому, что прежде, чем браться за какое-то дело, надо хорошо подумать и правильно рассчитать свои силы.

    5. Творческая работа.

Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему?

Какой конец сказки? (печальный, грустный).

Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?

А давайте помечтаем, что могло бы произойти с героями сказки? Каждый из вас превратится в одного из героев.

Как можно перебраться через реку? (на лодке, перекинуть бревно с берега на берег, построить мост, наложить камни, сделать плот).

Покажите, как вы переберётесь через реку.

Давайте придумаем к сказке счастливый конец.

(Слайд №27)

А к новой сказке подойдёт вот эта пословица.

(Слайд №28)

«Друг за друга держаться – ничего не бояться».

    V . Итог урока.

1.Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Какие возникли вопросы?

2. Домашнее задание.

3.Оценка знаний учащихся.

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки…

1, 2, 3, 4, 5.

В класс вернёмся мы опять. Урок окончен.

(Слайд №29)

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Мы любим сказки.

Учащиеся смотрят презентацию и принимают участие в беседе.

Учащиеся приводят примеры.

Учащиеся отгадывают сказки по иллюстрациям.

Пузырь.

Учащиеся выдувают мыльные пузыри.

- Круглый, прозрачный, лёгкий, воздушный.

Учащиеся надувают щеки, ставят руки на пояс.

Соломинка.

Учащиеся рассматривают соломинку, ломают её.

- Длинная, тонкая, лёгкая, хрупкая, жёлтая.

Учащиеся втягивают щеки, вытягиваются всем телом, для этого встают на цыпочки и поднимают руки вверх.

Лапти.

- Вытянутый, коричневый, тяжёлый, низкий.

Учащиеся открывают рот, складывают губы воронкой, как при длительном произнесении звука [о], опускают руки вниз и переплетают пальцы обеих рук.

Учащиеся произносят скороговорку.

Учащиеся смотрят видеоролик.

Учащиеся слушают сказку, следят по учебнику за чтением учителя.

Пузырь, соломинка, лапоть.

В лес, рубить дрова.

На пути встретилась река.

Лапоть предложил Пузырю на нём переплыть.

Пузырь предложил Соломинке перетянуться через реку.

Соломинка согласилась.

Соломинка переломилась.

Лапоть утонул.

Пузырь лопнул.

Действовали не дружно, не согласованно, думали только о себе. Соломинка согласилась помочь, но не рассчитала свои силы и сломалась.

Учащиеся выполняют движения физкультминутки.

Учащиеся читают сказку.

- Круг, овал, прямоугольник.

Лапоть спрятался за овалом, пузырь спрятался за кругом, соломинка спряталась за прямоугольником.

Учащиеся заканчивают начатое предложение.

Друзья познаются в беде.

Бытовая сказка, потому что герои решают бытовую проблему: как перебраться через реку.

Ответы учащихся.

Нет, не понравилась.

Печальный, грустный.

Хотелось, чтобы сказка закончилась хорошо, и никто не пострадал.

- На лодке, перекинуть бревно с берега на берег, построить мост, наложить камни, сделать плот.

Учащие демонстрируют, как бы они перебрались через реку.

Учащиеся придумывают к сказке счастливый конец.

Ответы учащихся.

Показ презентации.

Выставка книг русских народных сказок.

Словарная работа.

Дыхательная гимнастика.

Пантомима.

Речевая разминка.

Видеодемонстрация.

Работа с учебником.

Упражнения для снятия мышечного напряжения.

Для учащихся 3 группы предлагаются индивидуальные карточки.

(Приложение №1)

На доске прикреплены геометрические фигуры, под ними герои сказки.

На полу в классе река (голубая ткань), лодка из картона, небольшой плот, бревно, детали для моста.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Безгранична мудрость народа, как и его творческое начало. Порой в нескольких строках русских народных сказок скрывается целый мир, множество смысловых пластов – и, за компанию, интересная история.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», которую взрослые и дети могут прочитать ниже удобным для всех крупным шрифтом, до смешного короткая – полстранички, или того меньше. Интересно, что для бытовой сказки, в отличие от волшебной или от истории о животных, где обязательно присутствует элемент квеста (герои куда-то отправляются, выполняют какие-то задания, добывают волшебные предметы, спасают красивых девушек, побеждают чудовищ) это не редкость.

Зачин в сказке обозначен очень коротко, почти номинально (просто потому, что он по жанру должен быть). Первое предложение представляет читателю героев истории: жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. А потом говорится, что однажды они решили пойти в лес нарубить дров. Сразу напрашивается вывод, что под такими несколько абстрактными персонажами сказитель подразумевал реальных людей, и, быть может, даже был знаком с прототипами.

Итак, герои книги отправились в лес по важному делу – рубить дрова для обогрева жилища (в деревнях традиционные русские печки только на дровах и работали). По дороге компания встречает препятствие – реку. Ее нужно как-то переплыть. Стандартная по сути ситуация: начиная любое дело, несколько компаньонов обговаривают, как именно они будут преодолевать трудности, какие их особенности помогут успешно завершить работу.

Вот и Пузырь, Соломинка и Лапоть стали думать-кумекать, как же переплыть реку. Моста поблизости, видимо, не было. Лапоть – простой, рисковый мужик без особенных претензий, но с деловой жилкой – предложил Пузырю перевезти их с Соломинкой через водную преграду. Пузырь отказался – наверное, из важности, да еще и надулся при этом от обиды.

После Пузырь выдвинул предложение: Соломинка должна протянуться от одного берега до другого, чтобы по ней можно было перейти. План был, откровенно говоря, никудышный: Соломинка длинная, но хрупкая, она изначально могла не выдержать нагрузки. Странно, почему сама Соломинка не сказала ни слова против. Наверное, решила снести на себе все тяготы, как до сих пор делают большинство русских женщин.

На том и порешили герои текста. И зря. Соломинка протянулась с одного берега на другой, Лапоть пошагал по ней – и сломал. В результате оба упали в воду. А Пузырь, вместо того, чтобы попытаться помочь друзьям (или, на худой конец, компаньонам, товарищам) стал хохотать. Смеялся он, смеялся, да так перенапрягся, что взял – и лопнул.

Читайте русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте.

Цель: составление сказки на основе народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Задачи: знакомство со сказкой;

закреплять умение работать с ножницами;

Совершенствовать общую и мелкую моторику детей;

развивать слуховую и зрительную память детей;

1. Знакомство со сказкой:

"Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит Пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем?

Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась; Лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал.... Да и лопнул....."

2. Работа с вопросами по сказке:

Кто пошёл в лес?

Можно ли их назвать друзьями? Почему?

Как вы думаете, зачем друзьям дрова?

Какую преграду встретили перед собой друзья?

Если бы твои друзья попали в беду, вы бы стали смеяться над ними?

Как бы ты посоветовал друзьям перебраться через реку?

3. Физкультминутка:

Для проведения игры "Мыльный пузырь" нужно сделать с детьми круг со словами:

"Раздувайся, раздувайся мыльный пузырь,

Раздувайся большой, пребольшой,

Да смотри, не лопни!"

При этом дети расходятся как можно шире, образуя большой круг. Затем дети останавливаются и произносят длительно звук [c]. После дети сходятся к центру со словами:

"Пузырь лопнул -

А ведь был какой большой"

Подойдя к центру круга, дети останавливаются и длительно произносят звук [ ш ], как будто из пузыря выходит воздух.

4 Аппликация "Пузырь, Соломинка и Лапоть":

Дети вырезают из цветной бумаги героев сказки - пузырь, соломинку и лапоть. Затем приклеивают на цветной картон героев сказки с помощью кисточки, клея ПВА. Во время аппликации проговаривается сказка. По завершению аппликации детям загадаем загадки:

"Мылу на замену

Взбили пышно пену

Как подули -

Посмотри......

Полетели..... (пузыри)"

"Летом в полюшке росла -

Колос к солнышку несла.

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело. (солома)"

"У любого ты спроси:

Что носили на Руси?

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.(лапти)"

5. Работа по "дорожке":

На так называемой "дорожке" изображены сюжеты сказки, НО БЕЗ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ. Главные герои изображаются отдельно. Дети рассказывают сказку по сюжетам, от начала сказки до конца, проговаривая слова за главных героев. Для того чтобы понять, на сколько дети знают содержание сказки, "дорожка" может сломаться и дети рассказывают сказку с найденного элемента.После того как все сюжеты восстановлены "дорожка" собирается правильно.

6. Составление сказки:

Мы с детьми решили придумать свою сказку и назвали её так "Пузырь, соломинка, лапоть и их друзья". Вот что у нас получилось: "Пузырь, Лапоть и Соломинка захотели пойти в лес. Лапоть предложил поиграть, и товарищи начали играть в баскетбол. После игры, Лапоть сказал: "Давайте пойдем в гости к веточкам?" Товарищи поддержали его. Потом Товарищи пошли в гости к Пузырю. Пузырь показал своим гостям новую игру "Шашки". Друзья захотели подышать свежим воздухом и пошли гулять. На прогулке друзья снова играли в баскетбол и их мяч упал в реку. Друзья решили не унывать и построили качели. Потом они построили огромную детскую площадку. Но друзья не забыли про мяч, и достали его из речки. На тропинке они увидели лошадку и решили её покормить. После этого товарищи пошли на речку, ловить рыбку. Они поймали большую рыбку и случайно упали в речку. Соломинка и Лапоть выбрались из воды, а Пузырь лопнул, когда упал в речку."

В последующей беседе мы с детьми сделали вывод, что надо быть внимательными, и не играть возле воды без взрослых.

Елена Марченко

Чтение художественной литературы

Вторая младшая группа

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Задачи : учить слушать и пересказывать русскую народную сказку, передавать

диалог персонажей; развивать воображение; воспитывать любовь к

устному народному творчеству.

Материал : ноутбук с записью мультфильма, мыльные пузыри, иллюстрации

соломы и изделия из соломы, лапти, атрибуты к сказке.

Литература : Развитие речи детей 3-5 лет. О. С. Ушакова

Образовательная деятельность

Воспитатель рассказывает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».

Вопросы по содержанию сказки:

Про кого эта сказка?

Что предложил лапоть пузырю?

Что ответил пузырь?

Как они переправились на другой берег, что придумали?

Что случилось с пузырем?

Затем воспитатель рассказывает детям вначале о пузыре, соломе и лаптях. Показывает изделия их соломы, лапти и пускает мыльные пузыри.

Солома – это сухие стебли зерновых культур. Солому зерновых культур используют в кормлении, в основном крупного рогатого скота, ее используют также на подстилку сельскохозяйственным животным. Из соломы производятся соломенные шляпы, игрушки, куклы, корзинки. (показ соломенных изделий).

Пузырь – наполненная каким-либо газом область (обычно округлой формы). Они бывают разными: это и мыльные пузыри, пузыри в металле и стекле, на пузырях учатся плавать… (воспитатель пускает мыльные пузыри)

Лапти – знаменитый вид обуви. Одним из самых распространенных видов обуви на Руси были лапти. Изготавливали их практически из любого материала. Любой крестьянин мог делать лапти для себя и своей семьи. Плюсы их очевидны- она «дышат», не натирают ноги, в них нельзя набить мозоли. Сейчас лапти можно встретить только в сувенирных лавках. Настоящих мастеров практически не осталось. (показ лаптей).

Воспитатель предлагает детям примерять изделия из соломы, надуть пузырь, обуть лапти.

Затем воспитатель показывает сказку и предлагает детям сыграть ее.


Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" Задачи: - учить детей подбирать.

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пузырь, соломинка и лапоть» Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразитель-но передавать диалог персонажей, словарь и грамматика:.

Задачи: Побуждать проговаривать слова в песенке колобка. Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев.

Проект «Пузырь, соломинка и лапоть» Характеристика проекта Название проекта: «Пузырь, соломинка и лапоть» Тип проекта: игровой Участники проекта: воспитатели второй группы.

Рассказать друзьям