Так называемые столыпинские вагоны были построены. Вагон для перевозки заключенных (17 фото). Что такое «столыпинский галстук»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вагонза́к (вагон для перевозки спецконтингента ) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.

История появления

Внутри вагона для спецконтингента.

Перевозка заключённых в вагонзаках во времена правления Сталина подробно описана в художественном произведении Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ » и мемуарах Евгении Гинзбург «Крутой маршрут » . О перевозке в наше время рассказано в мемуарах В. Переверзина - Заложник: История менеджера ЮКОСа :119-121 .

В советское время произошла подмена понятий и вагоны для перевозки заключенных стали называть "Столыпинскими". Хотя настоящие Столыпинские вагоны не имели никакого отношения к перевозке заключенных. Александр Солженицин в романе "Архипелаг Гулаг" писал о столыпинском вагоне: "История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но - для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) - но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону - столыпинским..."

Современный вагонзак

Вагонзак, вид с другой стороны. Там, где нет окон, находятся камеры.

Современный вагон для перевозки осуждённых является модификацией стандартного пассажирского вагона .

Внешний вид всех специальных вагонов – типовой, характерный для цельнометаллических пассажирских вагонов. Кузов сварной конструкции, защищён теплоизоляцией, опирается на две тележки и соединён с ними замковыми шкворнями, оборудован переходными площадками и буферами.

Вагон специальный модели ЦМВ 61-4500 постройки 2004 года обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в 3 малых и 5 больших камер. Предусмотрено 10 служебных мест: 8 – для караула, 2 – для проводников.

Купе караула оборудовано двумя нижними диванами с рундуками, двумя подъёмными полками второго яруса, двумя полками третьего яруса, столом и двумя откидными лестницами.

Купе начальника караула оборудовано нижним диваном с рундуком, подъёмной полкой второго яруса, столом с тумбочкой, в которую вмонтирован сейф для оружия и спецсредств, настенным шкафом для личных дел спецконтигента, откидным сидением, шкафчиком для медикаментов, настенным бра, часами, нумератором вызывной и специальной сигнализации.

Современный вагон модели ЦМВ 61-4500 отличается от прежних модификаций большей комфортностью: улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров, газовой плиты, холодильника, микроволновой печи, душевой кабины для личного состава караула. Осуждённые имеют возможность пользоваться горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания.

Номер вагона для перевозки спецконтингента всегда начинается с числа 76 (число 76 означает, что вагон прицепляется в последнюю очередь в «хвост» состава и изолируется от других вагонов поезда). Сверху над номером изображён трёхзначный код, начинающийся с нуля - это код приписки вагона к определённой железной дороге. К примеру, такая нумерация вагона - 028 76857 - обозначает, что это вагон для перевозки спецконтингента с порядковым номером 857, приписанный к

Репортер «МК» соверил уникальное путешествие на поезде, который перевозит осужденных

«Мы здесь с вами как на подводной лодке: закрылись - и в путь! - говорит старший инспектор по особым поручениям ФСИН России. - Вагон для перевозки арестантов полностью изолирован. Есть даже дизель-генератор, который позволяет автономно жить какое-то время. Несанкционированно попасть сюда или выбраться отсюда не-воз-мож-но. Ни одного случая побега не было за последние 20 лет! Я же говорю вам: подводная лодка на рельсах!»

МВД и ФСИН впервые показали вагоны для перевозки заключенных. Те самые «столыпинские», в которых ежегодно отправляют на этап полмиллиона арестантов. Что чувствуют пассажиры тюремного рейса? Как они коротают дни и ночи под стук колес? И почему для некоторых путешествие становится невыносимым испытанием?

Обозреватель «МК» стала единственным журналистом, которому позволили прокатиться в таком вагонзаке «без суда и следствия».


«Столыпинские вагоны»: современный, выпущен в 2016 году, и тот, что развозил заключенных в середине прошлого века. Разница налицо.

Вагоны для перевозки заключенных дурную славу получили давно. А сколько всего написал них о них Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ»! Но неужели с тех самых времен ничего не изменилось? Единственный способ выяснить это - испытать на себе.

Если вы ни разу не ездили в «столыпинском вагоне», вы не видели жизни во всей ее полноте. А если прокатились - вам больше ничего не страшно. Так говорят заключенные, прошедшие через тюрьмы и лагеря и исколесивших тысячи верст по железным дорогам, которые их соединяли. А еще они уверяют: йогурты, компьютеры и скот перевозят намного бережнее, чем живых людей.


Сотрудники конвойной службы приглашают прокатиться в вагонзаке.

Я ехал в 90-е этапом из Москвы до Читы две недели, и это был настоящий ад, - рассказывает бывший зэк Николай Смирнов. - Плюс 40 градусов, духота, дикая вонь от грязных, потных тел. Через двое суток среди зэков распространилась какая-то зараза, у многих началась лихорадка. Я сам сознание терял и, честно говоря, рад был отключится хоть на время и не видеть всего этого кошмара.

На редакционный запрос (где мы просили показать поезда для арестантов) пришел положительный ответ. Как подчеркнули во ФСИН и МВД: впервые человека без погон и без приговора пускают внутрь.


Ярославский вокзал Москвы. Вагоны для заключенных стоят всегда на отдельных путях, так что вольные пассажиры их не видят. По дороге в закрытую зону вокзала вступаем в философский спор с сотрудниками пенитенциарной системы по поводу происхождения самих вагонов и их названия. Я настаиваю на известной версии, что вагоны появились в начале прошлого века во время массового переселения людей в Сибирь, инициатором которого бы царский премьер-министр Столыпин. Они возражают: вагонзак был разработан коллективом одного вагонозавода в 50-х годах (и с тех пор якобы концептуально они почти не изменились), и столыпинская реформа тут ни при чем. Как бы то ни было, в архивах сохранились фото вагонов НКВД с решетками на окнах, датированные 20–30-ми годами XX века. Впрочем, не исключено, что в те времена внутри там еще не было камер...

Сейчас перевозкой заключенных занимаются сразу два ведомства - МВД и ФСИН.

Мы отвечаем за сами вагоны, за их техническое состояние, экипировку, охрану во время стоянки, - сразу вносит ясность начальник центра спецперевозок московского УВД на железнодорожном транспорте Алексей Поляшов. - А сотрудники ФСИН - за загрузку-выгрузку заключенных и за все, что с ними происходит во время пути следования.

То есть если заключенный говорит, что его избили во время «путешествия», это сделали не полицейские, а тюремщики. Только если это не произошло по пути до вагона.


Обозреватель «МК» почувствовала себя в роли заключенной-путешественницы.

В конце прошлого года перевозкой заключенных озаботилось Правительство РФ. И по сути по заказу Белого дома были выпущены вагоны совершенно новой модификации - они больше по размеру, их можно перевозить на пароме (для этого предусмотрена специальная конструкция колес и креплений), они могут развивать скорость до 160 км/ч, просматриваются со всех сторон камерами, закрепленными снаружи, и пр.

Но самое интересное - начинка. Про нее вообще рассказывают чудеса: дескать, полный комфорт и стерильность, как в больнице. 26 новых вагонов стоимостью 40 миллионов рублей каждый поставили на рельсы и пустили в первые рейсы в конце февраля 2016 года.


Вот так выглядит коридор с камерами.

Интересно, меня пустят в один из этих чудо-вагонов? Или в старый, потрепанный десятилетиями, внутри которого нет живого места без надписей «АУЕ» («арестантский удел един»), «здесь был Вася» и все в том же духе? Таких, кстати, сегодня на балансе у МВД 207, и среди них есть настоящие раритеты. Один, к примеру, по слухам, был переделан специально для Михаила Ходорковского: опальный олигарх ехал в нем в одиночку в целях безопасности. Уникальный случай, между прочим. 6 суток под стук колес в полном одиночестве (конвоиры не в счет).

Но вот мы и на месте. И все-таки... это новый, едва обкатанный вагон! Если присмотреться: с одной стороны окна в решетках, а с другой окон вообще нет. Сопровождающие нажимают код, и только после подтверждения сигнала двери открываются. На высокие ступени нужно прямо запрыгивать (интересно, как затаскивают внутрь пожилых и инвалидов?).

Вагон внутри разделен на две части, в одной из которых купе для проводников и сотрудников. Здесь же комната, где вся система жизнедеятельности вагонзака: на несколько экранов выведены картинки с камер видеонаблюдения (а их больше десятка по всему вагону). На «половине» сотрудников вполне уютно, а их купе скорее похоже на СВ или люкс. Есть даже комната-кухня с плитой!

«Половина» для заключенных куда скромнее. Длинный коридор, по одну сторону которого камеры-купе.

Новая модификация на 80 см больше предыдущей версии, - говорят конвоиры. - Потому здесь 9, а не 8 камер. В общей сложности можем перевозить около 80 человек.

Несколько лет назад Верховный суд РФ признал норму, предусматривающую перевозку в одной камере вагонзака до 16 человек, незаконной. Люди в мантиях посчитали, что 0,6–0,8 кв. м на каждого пассажира не просто мало, но унизительно и вообще нарушает права человека. После этого, собственно, и началась модернизация.

Ну что ж - по купе, то есть по камерам! Мне достается так называемая малая. Железные не откидывающиеся полки, нет не только окна, но и столика и прочих привычных для пассажиров атрибутов.

Сидеть на полке более-менее удобно, а вот лежать - не очень.

Полки выполнены из негорючего материала. Правоохранители отказались от идеи деревянных или каких-то еще, потому что это было очень опасно. Осужденные часто курили, случались пожары...

Кстати, про курение.

Не так давно житель Сочи Роман Петров, обвиненный в краже мобильника, описывал в «МК» в своих «путевых заметках», как его, больного астмой, поместили в прокуренный «столыпинский вагон». На ближайших станциях приезжала «скорая», его вытаскивали из вагона, откачивали, пихали в рот ингалятор и заносили обратно. За все время один раз выводили в туалет и один раз давали кипяток...

Но в этом вагоне везде знаки «курить запрещено», а трубы с кипятком подведены к каждой камере (но воду наливать из них может только конвоир). Причем есть даже система обеззараживания воды.

Представители МВД закрывают дверь камеры на ключ. Спрашивают:

Разве страшно? Разве тут как в склепе? Все не так ужасно, как описывают вам заключенные. Предусмотрено яркое искусственное освещение. Да и дневной свет пробивается из окон на противоположной стороне через решетчатые двери.

И все-таки ехать в купе без окон тоскливо и мрачно. Хочется поскорее выйти отсюда наружу, на волю. Но мы сидим в камере-купе с конвоирами. Самое время задать им главные вопросы. Достаю рейтинг жалоб заключенных, составленный правозащитниками.

Номер один - жуткая теснота. Рассказывали, как арестанты спали на одной полке по трое и даже четверо.

Номер два - заключенные едут зачастую вперемешку. Рядом с убийцами и маньяками трясутся те, кто осужден за ДТП или мелкое мошенничество.

Сотрудники терпеливо отвечают. Уверяют, что сейчас есть строгое указание - больше лимита «на борт» не брать. Если начальник караула это требование нарушает, то его привлекают к дисциплинарной ответственности.

Осужденные иногда ошибочно считают, что у каждого из них должно быть спальное место, - продолжают они. - Вот смотрите: всего в камере три полки. Верхние места - спальные, туда размещают заключенных, которые едут на длинные расстояния. А нижние - сидячие. Здесь едут те, чей путь занимает от 2 до 6 часов. Женщины едут в том же вагоне, но в отдельной камере. Их примерно 10 процентов от общего числа пассажиров.

Если бы вы были осужденная, то ехали бы с личным делом, запечатанным в конверте, - говорит "вагоновожатый". - Вскрывать его мы права не имеем, но на конверт приклеена справка, где фото, приметы, пункт назначения, статья и срок. И там же указано, к примеру, требует изоляции от всех категорий осужденных или не требует. Так что маньяк не будет ехать вместе с вором

Жалоба номер три (особая боль всех пассажиров «столыпинских вагонов») - туалет. В редакцию приходили десятки писем от бывших и нынешних арестантов, которые рассказывают, что обязательно брали с собой в дорогу пустые бутылки, чтобы справлять в них нужду прямо на месте. Даже в этом комфортабельном вагоне туалете один, и рассчитывать на то, что каждого из 80 арестантов выведут в течение дня хотя бы три раза, особо не приходится. Это же будет минимум 240 раз. Но сотрудники ФСИН со мной спорят.

Конвоиры только этим в основном и занимаются, - парируют они. - Им что еще в дороге делать? Только в туалет выводи да кипяток разливай. Коридор узкий, стоять неудобно, так что им приходится все время двигаться. Но даже если допустить, что вы правы, в новых вагонах все действия конвоиров записываются на видео. И если кто-то отказал заключенному в первой просьбе, то он будет наказан.

Дай-то бог! Но новых вагонов, повторюсь, пока только 26... Во ФСИН говорят, что всего в год поступает порядка 80 жалоб на поведение конвоя во время поездки в вагонзаке. Каждая четвертая в 2015-м касалась туалета.

А я продолжаю исследовать вагонзак. Самая крутая «фишка» всего модернизированного вагона - специальная панель с ультрафиолетовыми лампами, которая позволяет убивать бактерии туберкулеза и других опасных инфекций. Ничего подобного до сих пор не было, и часто арестанты заявляли, что заболели после двух-трех дней пути вместе с больными. Кстати, медик заключенных не сопровождает. В вагоне есть только единая и для них, и для сотрудников аптечка. Если кому-то станет плохо, вагон отцепляют и вызывают на ближайшую станцию «скорую». До сих пор никто никогда не озвучивал, сколько осужденных умирали в пути. Говорят, в начале 2000-х годов это было несколько сотен человек.

А сейчас всего 3–5, - уверяют во ФСИН. - Не все так ужасно, как вы могли думать.

Цифра приятно удивляет.

Я пытаюсь представить, как еду в этом вагоне месяц или даже больше. Ведь именно столько занимает порой путь из Москвы в какую-нибудь далекую колонию. Не так давно один из известных заключенных-бизнесменов обращался к правозащитникам с просьбой разрешить ему купить билет из Москвы до Владивостока (там будет проходить суд), поскольку боялся, что поездом просто не доедет из-за своих болезней.

Про несколько месяцев - это преувеличено, - объясняет представитель ФСИН. - Но проблема существует. Есть, к примеру, поезд Москва-Владивосток. Но он скорый. А мы не имеем права цеплять наши вагоны к скорым и фирменным (потому что они не везде останавливаются и нет времени и возможности на загрузку-выгрузку осужденных на промежуточных станциях). Потому мы едем через другие города. Транзитно-пересыльные пункты, где осужденные 2–3 дня ждут другого поезда, определены законом. Из Москвы во Владивосток в итоге едем через Челябинск, Иркутск и Хабаровск. Это может занять недели три.

Три недели в вагоне, где есть кондиционер и вентиляции, выдержать еще можно. Но как быть с остальными?

А можно для сравнения прокатиться в старом вагоне? - спрашиваю у сотрудников.

Увы, все они на маршрутах, не догнать их...

21 старый «столыпинский» вагон в ближайшие дни будет списан. Может, какой-то из них даже определят в музей. По слухам, эти раритеты хотят выкупить как криминальные авторитеты, так и добропорядочные бизнесмены. И те, и другие надеются с их помощью сохранить образ пересыльного заключенного... В память о тех временах, когда сама перевозка была пыткой, которую многие не выдерживали.

Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой , конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»

После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный для заключенных и сопровождающего их персонала, а также надежную защиту от побегов.

Петр Аркадьевич Столыпин, происходивший из старинного дворянского рода, был крупным землевладельцем и одним из премьер-министров России. Его законопроекты вошли в историю как «столыпинская аграрная реформа». Его еще при жизни критиковали за жестокость принимаемых мер. Выражение «столыпинский галстук» имеет к этому непосредственное отношение.

Что такое «столыпинский галстук»

Столыпин был знаменит своими неоднозначными реформами во многих областях. В первую очередь в сельском хозяйстве. Его личность при жизни вызывала множество споров. В начале XX века революционеры неоднократно совершали покушения на премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. В него стреляли, бросали бомбы. Летом 1906 года на Аптекарском острове Санкт-Петербурга была тяжело ранена дочь Столыпина. В 1911 году анархист Дмитрий Богров, проникнув в здание Киевского драматического театра, совершил смертельный выстрел.

Крылатое выражение «столыпинский галстук» появилось в 1907 году. На заседании Государственной Думы третьего созыва представитель партии кадетов Федор Родичев перефразировал известное тогда выражение В. Пуришкевича о «муравьевском ». Владимир Пуришкевич был знаменит как талантливый оратор. После того, как генералом М.Н. Муравьевым было ликвидировано Польское восстание 1863 года, веревку для виселиц стали называть «муравьевский воротник». Пуришкевич в ходе заседания задал Столыпину вопрос: «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили муравьевский галстук?». После этого Федор Родичев с трибуны заявил, что «муравьевский воротник» потомки вынуждены будут назвать «столыпинский галстук».

Как появилось это крылатое выражение

Поводом к речи послужил председателя Совета министров России А. П. Столыпина в Думе. Тогда он пообещал бороться с революционерами и горячо поддержал идею военно-полевых судов. Идея «скорорешительных судов» была предложена им после масштабного террористического акта, в котором пострадали около 100 человек, включая детей Столыпина. В таких судах рассматривались дела гражданских лиц, обвиняемых в участии и прочих преступлениях против государственного строя. Рассмотрение дел происходило в упрощенном порядке, то есть без участия прокурора и адвоката. Обычно приговор приводился в исполнение в течение суток. Не допускались ходатайства о помиловании и даже обжалования приговоров.

Зал Государственной Думы отреагировал бурно. Негодующие депутаты пытались стащить с трибуны Родичева, столпившись около нее. Вслед за Столыпиным покинули зал министры и председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков. После того, как заседание было сорвано, Столыпин передал Родичеву вызов на дуэль. Но инцидент был исчерпан после того, как представитель партии кадетов извинился перед премьер-министром.

Высказывание Федора Родичева было истолковано как «непарламентское выражение». В связи с этим Родичев был лишен права посещения 15 заседаний Думы.


"Столыпинские галстуки". Газета «Правда» разоблачает мифы о «реформаторе»-вешателе.

Олег Черковец, доктор экономических наук

2012-04-13
Этот деятель вошёл в историю не только «столыпинским галстуком», но ещё и провалившейся экономической «реформой». Минувшая неделя была отмечена безудержным восхвалением царского премьера-вешателя Петра Столыпина, юбилей со дня рождения которого приходится как раз на эти дни.

Особенно усердствовал главный государственный телеканал «Россия 1», посвятивший этому деятелю несколько сюжетов, где наибольшую активность развивали самые ярые сторонники нынешнего режима во главе с Н. Михалковым. И если по поводу происхождения выражения «столыпинский галстук», о чём прямо напомнил телезрителям на телеканале «Россия 1» лидер КПРФ Г. Зюганов, «певцам Столыпина» слишком сильно возражать, видимо, было не очень-то удобно, то уж «экономические достижения» этого деятеля превозносились вовсю.

ПРИ ЭТОМ в ход шли отдельные, явно выдернутые из контекста, тенденциозно подобранные высказывания современников, из которых следовало, что Российская империя благодаря Столыпину при его премьерстве становилась чуть ли не самой мощной экономической державой мира! Тут тебе и «запредельный» промышленный рост, и муссируемые из передачи в передачу данные о том, что вследствие переселенческой политики Столыпина Сибирь окрепла настолько, что стала экспортировать сливочное масло по стоимости большей, чем золото… Словом, фантастика, да и только! Давайте-ка раз и навсегда прекратим надувание очередного «пузыря» и посмотрим на эти фантастические выводы с реальными цифрами и фактами в руках.


Итак, то, что в истории называют столыпинской аграрной реформой, началось в конце 1906 года и, хотя формально вроде бы продолжалось после гибели самого автора «реформы» в 1911 году вплоть до самой Февральской революции 1917 года, фактически, конечно, прекратилось с началом Первой мировой войны. Поэтому мы будем считать 1913 год одновременно и пиком указанной «реформы». Не будем останавливаться на деталях самих предпринятых царским правительством во главе с П. Столыпиным мер - они хорошо известны со школьной скамьи. Здесь и содействие выделению зажиточных крестьян из сельской общины со своими земельными долями в отдельные хутора, и стимулирование переселения разорившихся крестьян в Сибирь для освоения тамошних земель, и т.п. Нас сейчас интересует главное: а каким оказался результат всех этих мер в условиях царской России?


Вначале - одна общая цифра. Из более чем двух с половиной миллионов переселившихся из центральных губерний России в Сибирь крестьян до 1917 года почти 20 процентов вернулись обратно: бедноте - даже при наличии некоторой государственной помощи - нечем было поднимать новые земли. И это, кстати, ещё один хороший урок современным «реформаторам» - духовным единомышленникам Гайдара и Чубайса, вот уже 20 лет твердящим, как заклинание, о «магической силе» частной собственности на землю. Голыми руками или даже с помощью одной лошадки сотни гектаров земли не поднимешь, и никакое «чувство хозяина» передовую технику и агрономию не заменит!


Ну а те, кто всё-таки прижился в Сибири, неужели действительно совершили какую-то «революцию» в сельском хозяйстве России? Посмотрим, какие данные предоставляет нам официальная статистика Российской империи за 1913 год - тот самый «благополучный» предвоенный год, показатели которого можно с полным основанием считать лучшими в истории царской России


Так вот, средняя по стране урожайность десятины пахотной земли в пересчёте на пуды - основную меру веса тогдашнего времени - составляла по ржи: в России - 56 пудов, в Австро-Венгрии - 92 пуда, в Германии - 127 пудов, в Бельгии - 147 пудов. Аналогичная урожайность по пшенице составила: в России - 55 пудов, в Австро-Венгрии - 89 пудов, в Германии - 157 пудов, в Бельгии - 167 пудов с десятины.
Выходит, не таким уж и весомым оказался «сибирский» вклад в дело подъёма урожайности в царской России…

Если же урожайность, несмотря на все усилия царских «реформаторов», выглядела, мягко говоря, весьма посредственно, то вполне естественными будут и следующие показатели, характеризующие продуктивность (в пересчёте на российские рубли) дойной коровы в том же 1913 году. Итак, в России она составляла 28 рублей с головы, в то время как в США - 94 рубля (то есть в 3,36 раза выше, чем в России), а в Швейцарии - так вообще 150 рублей с коровьей головы (то есть в 5,46 раза выше, чем в России). Так о каком же «превосходстве» сельского хозяйства России при Столыпине (или благодаря Столыпину) можно говорить?! Так сколько того же масла можно было произвести по сравнению с передовыми государствами при такой продуктивности?

Тут может возникнуть правомерный вопрос: а как же тогда быть с пресловутым экспортом масла из Сибири, чем так любят козырять защитники Столыпина? Ну, во-первых, вывезти из страны можно сколько угодно - было бы желание. Разве, к примеру, сегодня высшие руководители России не хвастают на каждом углу о росте экспорта зерна? Не об этом ли мы в очередной раз слышали на днях в Государственной думе? Это при том, что зерна всё больше не хватает для корма собственному скоту, и поэтому мясо приходится завозить со всего света: хорошо, если из Белоруссии, но ведь и из Австралии и Южной Африки тоже…

О каком «промышленном прорыве» и «освоении Востока» при Столыпине можно говорить, если Россия стремительно сокращала железнодорожное строительство? Если в 1896-1901 годах (время завершения строительства Транссиба) в России строилось в среднем за год по 3100 вёрст железнодорожного полотна, то в 1902-1903 годах - уже по 1902 версты, а в 1908-1913 годах (как раз время правления Столыпина и сразу после него) - всего по 719 вёрст. Причина - катастрофическая нехватка денег, которую никакой Столыпин не мог преодолеть, а иностранные займы на такое строительство давали лишь под правительственные гарантии. Кстати, они-то во многом и способствовали втягиванию России в преступную Первую мировую войну, стоившую нашей стране 4 миллионов жизней. Ведь гарантированные правительством займы парижским и лондонским финансовым воротилам надо было возвращать, причём с процентами, а возвращать-то было нечем! Кроме как, понятное дело, солдатскими жизнями… И грянула война...

А это нововведения Столыпина: «Столыпинские вагоны»... Да, да, это те же самые вагоны, которые Сталин использовал по назначению для этих горре реформистов, о которых они так слезно рассказывают до сих пор. А как суки вы народ простой гнали на убой в Сибирь в этих же вагонах с 1906 года до 1917 - включительно - значит это нормалек? Этого вы, епта, не помните?! А, Михалков? Шибко ты воняешь в последнее время не по делу. Надо тебе прокатиться в таком вагончике аж до Сусумана (недалеко от Магадана).






Зато широкой публике стали более известны «Столыпинский вагон» и «Столыпинский галстук», а в последнее время – ещё и то, что он был великий горе-реформатор, епта!


18 сентября (по новому стилю) 1911 года скончался премьер Столыпин, раненый студентом Богровым в Киевском театре четырьмя днями раньше – как ни странно, за день до смерти ему, вроде бы, стало лучше… (По некоторым источникам причиной смерти стала не собственно вторая пуля (первая попала в руку), а орден – именно он, деформированный выстрелом, разорвал печень премьера).


Вот и получается, что не «прорыв» обеспечил «реформатор»-вешатель своей стране, а нечто прямо противоположное… И неудивительно, что уже на втором году «столыпинской реформы» страну постиг общероссийский голод, во время которого голодали свыше 20 губерний, а в 1911-1912 годах на Россию буквально обрушился следующий, ещё более сильный голод, охвативший уже 60 губерний. Тогда на грани голодной смерти находились 30 миллионов человек. Об этих, как, впрочем, и многих других подобных фактах ой как не любят вспоминать г-н Михалков и Ко! Но именно в них - приговор истории автору «столыпинского галстука».
И вот кирдык настал реформатору Столыпину, жаль что не было там Чубайса и Гайдара рядом, жаль, что родились поздно так. Ещё и Явлинский просится на ствол, гинеколог шоковой терапии. Гад. Ползучий. Сучий потрох.

Рассказать друзьям