Таможенное оформление и таможенный контроль. Особенности оформления груза на таможне Порядок таможенного оформления товаров рф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Таможенное оформление – это комплекс мероприятий выполняемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В узкопрофессиональной среде под данным термином подразумеваются следующие понятия: "таможенная очистка", "растаможка", "затаможка", "декларирование", "оформление импорта или экспорта".

Процедуре таможенного оформления подлежат все грузы и товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза при вывозе из России (экспорт) или их ввозе в Россию (импорт), независимо от вида средства международных перевозок грузов (автомобильного, воздушного, морского, железнодорожного вида транспортировки или смешанным “комбинированным” способом).

Мы производим таможенное оформление товаров и грузов при импорте и экспорте на всей территории Российской Федерации на основании свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров. Большой опыт наших сотрудников компании и налаженные связи с таможенными органами позволяют оказывать широкий спектр услуг, в короткие сроки.

Работаем с любыми участниками ВЭД:

Терминология, применяемая при таможенном оформлении

Таможенный брокер (таможенный представитель) - это компания (юридическое лицо) представляющая услуги таможенного оформления грузов клиента в таможне на основании брокерского договора! Читать ещё

Таможенный декларант - это лицо декларирующее товары, перемещаемые участниками ВЭД (физическими и юридическими лицами). Согласно законодательства ЕврАзЭС они подлежат письменному декларированию в таможенном органе РФ. Читать ещё

"Растаможка", "растаможивание" или "растамаживание" является профессиональным жаргоном, но тем не менее оно прочно вошло в жизнь людей, чья деятельность так или иначе связана с международными грузоперевозками. Подразумевает - таможенную очистку с уплатой необходимых платежей при ввозе товара. Читать ещё

"Затаможка" - также является сленгом и необходима для выпуска товаров с целью последующего вывоза за рубеж. Читать ещё

Оформление импорта является одним из основных направлений при международных перевозках и является синонимом "растаможки". Читать ещё

Оформление экспорта - это комплекс процедур, по подаче и выпуску экспортной декларации для дальнейшей отправки груза грузополучателю. Читать ещё

Порядок таможенного оформления

Порядок действий участников ВЭД при таможенном оформлении грузов и товаров имеет строгую последовательность и регламентирован нормами Таможенного кодекса ЕАЭС , решениями законодательных органов, федеральными законами Российской Федерации и приказами ФТС России. Таможенное оформление грузов осуществляется в рамках одной из 17 таможенных процедур (режимов), предусмотренных законодательством. Право выбора процедуры принадлежит декларанту – собственнику, путем подачи декларации таможенному органу в пункте таможенного оформления. Ему необходимо зарегистрироваться на таможне, предоставить товаросопроводительные документы на товар и пройти процедуру оформления.

Мы ежедневно проводим оформление грузов во всех уголках Российской Федерации!

Пункты и места таможенного оформления

Наша компания таможенный брокер "Универсальные Грузовые Решения" предоставляет услуги по таможенному оформлению: растаможке, затаможке или очистке любых грузов и товаров на любых таможнях Российской Федерации ежедневно и при необходимости круглосуточно! Основные из них:

  • Места таможенного оформления: аэропорты, автомобильные грузовые терминалы и СВХ, морские порты и жд станции; Читать ещё
  • Таможенное оформление грузов и услуги таможенного брокера в Городах РФ: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие города Российской Федерации; Читать ещё
  • Таможни РФ: Московская, Московская областная, Смоленская и другие; Читать ещё
  • Страны мира: Германия, Китай, Турция и другие; Читать ещё
  • Любые виды грузов: подакцизные, лицензируемые, двойного назначения и другие...

Доставка может осуществляться любым видом транспорта: автомобильным, воздушным, морским, железнодорожным, или их комбинацией при смешанном режиме. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от маршрута, видов перевозимых товаров их размеров и весов, а также срочности доставки и ее стоимости. Само оформление происходит в местах доставки конкретным видом транспорта, а именно:

Также декларирование товаров осуществляется в центрах электронного декларирования - ЦЭД.

Нужно таможенное оформление груза? - Мы поможем Вам!

Наши преимущества при таможенном оформлении:

  • работаем ежедневно и круглосуточно;
  • бесплатные консультации;
  • услуги таможенного брокера (представителя);
  • таможенное оформление любых таможенных деклараций (ДТ, ГТД, пассажирской, по заявлению);
  • профессиональное таможенное оформление любых грузов на любых таможнях РФ в самые сжатые сроки;
  • помощь в подготовке пакета документов для таможенной очистки;
  • подбор кода ТН ВЭД;
  • расчет таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС и др.);
  • онлайн оплата таможенных платежей с помощью карты системы “Раунд” и “Таможенная карта”;
  • услуги по оформлению в любых таможенных процедурах: импорт (выпуск для внутреннего потребления), экспорт, временный ввоз, временный вывоз, таможенный транзит, реимпорт, реэкспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, перегрузка, перевалка и др.;
  • “растаможка” международных почтовых отправлений, задержанных таможней;
  • помощь при “затаможке” личных вещей физических лиц при международных переездах (на ПМЖ).

Доверьте нам поиск путей наиболее эффективного решения таможенных вопросов! Благодаря нашему опыту и знаниям Вы сможете выстраивать эффективную и выгодную международную логистику. Мы знаем, что бизнес должен приносить доход!

Каждый участник внешнеэкономической деятельности, регулярно сталкивающийся с необходимостью экспорта, импорта, транзита товаров и груза знает, насколько серьезной и сложной бывает процесс таможенного оформления.

Современное законодательство постоянно дополняется различными правками, за которыми сложно уследить в рутине бизнес-процессов.

Чтобы без проблем, незаконных переплат и временных задержек легализовать товар, доверьте комплексное сопровождение таможенного оформления продукции опытным профессионалам.

Общие правила таможенного оформления

Любой товар при пересечении границы государства должен иметь при себе «паспорт» - экспортную декларацию, оформляется отправителем или экспедитором (по поручению отправителя) в момент перемещения груза через таможенную границу и служит основанием для его пропуска.

Экспортная декларация на товар - это документ установленного образца, который подтверждает законность всех внешнеэкономических сделок и содержит полную информацию о товаре или транспортном средстве и способе его транспортировки. Правильно оформленная декларация делает товар доступным для процесса таможенного оформления, но на этом этапе у владельца груза чаще всего возникают трудности. Если заполнить декларацию неверно, можно потерять внушительное количество времени и финансов. В некоторых случаях ситуация усугубляется возбуждением дела по административному правонарушению. Административное судебное производство приводит к конфискации товара и крупным штрафам.

Мы поможем вам грамотно оформить декларацию на импорт или на экспорт. Наши специалисты заполнят документы, соблюдая требования таможенного оформления, чтобы все этапы прошли гладко и без задержек. При необходимости мы оформляем предварительную декларацию. Это очень удобно: вы без задержек сможете передать товар таможенному органу после транспортировки в нужную страну. Процедуру декларирования товара мы проводим через электронное декларирование, что значительно сокращает время на регистрацию. Декларация подается не позднее, чем за 30 дней до прибытия товара на таможню при подаче предварительной декларации и не позднее срока временного хранения товаров, который равен 2 мес. (Ст. 170 ТК ТС) после транспортировки. В некоторых случаях при обращении декларанта в письменной форме с мотивированным заявлением срок временного хранения товаров может быть увеличен до 4-х мес.

После составления ДТ товар проходит осмотр в зонах таможенного контроля. Вместе с декларацией таможенному органу предъявляют документы на груз и сам объект проверки. Затем декларант оплачивает таможенную пошлину.

Порядок таможенного оформления

Порядок таможенного оформления груза заключается в исполнении предварительного и основного этапа. В свою очередь эти операции также подразделяются на составные части, которые сопровождают оформление товара в таможенном органе. Предварительное оформление состоит из следующих этапов:

  • информирование таможни о факте пересечения таможенной границы России и о намерении вывезти или ввезти в Россию определенный груз;
  • доставка груза вместе с сопроводительными документами в таможенный пункт, определенный таможенным органом РФ;
  • перемещение товара на склады временного хранения.

Предварительные операции предшествуют помещению товара или транспортного средства под основной таможенный контроль и заключаются в первичной проверке груза на легальность и его идентификации для таможенных целей.

Составление декларации - это переходный этап между предварительным и основным оформлением. Эксперты относят его к основному и называют весь процесс второго этапа декларированием. Основное таможенное оформление (декларирование) - это проверка груза в соответствии с условиями определенного таможенного режима. Операция состоит из следующих этапов:

  1. Прием таможенных деклараций и их учет
  2. Проверка на правильность внесенных данных
  3. Валютный контроль и контроль таможенной стоимости
  4. Контроль таможенных платежей
  5. Досмотр и выпуск товара

Сложные этапы таможенного оформления требуют немалых знаний в этой области, поэтому необходимо доверить работу квалифицированным специалистам. Группа компаний ВВЛ с главным офисом в Санкт-Петербурге предлагает взять все сложности на себя в деле таможенного оформления из Китая, Турции, европейских и других стран. Мы успешно проводим таможенное оформление в Петербурге на протяжении почти 20 лет с момента основания организации в 1998 году.

Этапы таможенного оформления

Если декларация составлена юридически правильно, следующий за ней этап проверки правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД не вызовет недоразумений.

Нередки случаи, когда налоговый орган выявляет нарушения на этапе присвоения кода, что ведет к решению об изменении классификации. Это в свою очередь часто ведет к повышению ставок на пошлины и сложному процессу судебного обжалования решения таможенного органа.

Проверка на правильность внесенных данных заканчивается получением классификационного решения. Классификационное решение на товар - это и есть присвоенный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). По нему рассчитывается в дальнейшем размер пошлины, поэтому в декларации он должен быть прописан с абсолютной технической грамотностью и указанием всех технических нюансов.

Чтобы избежать ошибок в деле оформления всех документов, нужно досконально знать таможенное законодательство. Закон, к тому же, регулярно изменяется поправками и содержит ряд спорных трактовок, которые могут стать причиной изменения классификации.

Поэтому необходимо четко знать правила таможенного оформления, и сопровождать процесс грамотными консультациями и профессиональными аудиторскими услугами.

Следующий этап таможенного оформления - контроль таможенной стоимости. По результатам проверки стоимости на товар выносится решение о принятии заявленной стоимости или об ее корректировке.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) может стать еще одной неприятностью, которой можно избежать, только доверив всю работу квалифицированным специалистам по таможенному сервису. Для неопытных бизнесменов ВЭД она становится причиной больших незапланированных убытков и задержек.

КТС сопровождается изменением ставки на таможенные пошлины часто в сторону их увеличения. Это значит, что при принятии решения о КТС таможенным органом придется обжаловать это решение либо административным путем, либо подачей заявления в арбитражный суд, чтобы возбудить дело о нарушении прав участника ВЭД. Этот процесс отнимает много времени и срывает все сроки поставки груза, что негативно сказывается на бизнесе.

Наша компания предупреждает своих клиентов о действии таможенного законодательства в деле оформления документации и помогает безопасно обходить все подводные камни.

Досмотр и выпуск груза - заключительный этап таможенного оформления. Груз проходит заключительный осмотр, после которого выносится решение о выпуске товара и ставится долгожданная печать на документ «Выпуск разрешен».

Временное хранение товаров

Пока товар подвергается декларированию, его местонахождение должно ограничиваться пределами специальных помещений, складов, которые могут принадлежать таможенному органу, логистической компании или быть частным владением получателя товара.

Таможенный склад (ТС) - это таможенная процедура контроля над товаром. Он может быть как крытым помещением, так и открытой площадкой. Здесь временно хранятся грузы, которые проходят таможенное декларирование. Это нейтральная территория, свободная от налогообложения, акцизов, пошлин и других мер экономической политики. В этом отношении ТС похож на беспошлинные магазины «Дьюти-фри» с той лишь разницей, что там не ведется торговля и цели помещения товара в эту зону совсем иные.

Складом временного хранения (СВХ) принято называть аналог ТС, который принадлежит юридическому лицу. Для его функционирования необходимо получить лицензию таможенного органа и свидетельство на склад о его регистрации в соответствии с таможенным законодательством. СВХ могут быть открытыми - т.е. доступными для всех, и закрытыми. Характер отношений между владельцем частного склада и владельцем груза бывает договорной и возмездный.

Порядок таможенного оформления товаров подразумевает соблюдение определенных характеристик, относящихся к помещениям для временного хранения груза:

  • объездные пути;
  • наземное непередвижное помещение;
  • обустройство помещения под нужды досмотра;
  • оградительные знаки;
  • изолированность от объектов, не связанных со складом;
  • контроль над товаром со стороны КПП на территории помещения;
  • соответствие техническим регламентам по виду груза;
  • рентгеновское и весовое оборудование;
  • система автоматизированного учета товаров;
  • техническое оборудование для офиса;
  • специализированная грузовая автотехника - манипуляторы, КМУ и др.;
  • электронная программа для учета товара;
  • близость к транспортным узлам и магистралям.

Склад временного хранения необходим участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности) для удобного ведения бизнеса. Он помогает вовремя приобретать нужный товар по выгодным ценам, так как вопрос хранения груза при этом уже не стоит и не нужно дополнительно планировать и подстраиваться под склады, принадлежащие таможенному органу.

Наша компания, помимо таможенного оформления, предоставляет клиентам услуги по размещению груза на складах временного хранения в Германии и Финляндии.

Таможенное оформление экспорта

Экспорт - это вывоз товара с таможенной территории РФ без дальнейшего возвращения. Любой объект - будь то товар, транспорт, объект интеллектуальной собственности, услуга - при перевозке через границу РФ подлежит обязательному оформлению через таможенный орган. Комплект документов для экспорта насчитывает не меньше дюжины позиций плюс профессиональные переводы и заверенные копии. Некорректное их заполнение становится основанием для штрафов или отказа в вывозе груза. В этой ситуации нужна экспертная помощь таможенных представителей, которые предоставляет наша компания. Ведь от грамотности заполнения и составления документов зависит скорость процесса и одобрение товара на посту ТС.

Порядок таможенного оформления экспорта регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Перед вывозом экспорт облагается пошлинами (при их наличии), проходит сертификацию (если предусматривается) и соблюдают некоторые другие условия допуска. Его этапы:

  • представление товара таможенному органу;
  • декларирование;
  • оплата пошлин.

Если у экспортера нет знания всех тонкостей оформления, то он доверяет его посреднику - таможенному специалисту, который знает все последние изменения в законодательстве и разбирается во всех спорных моментах и противоречиях статей. Такой выход будет наиболее разумным, если есть опасность просрочки груза или штрафных санкций. Услуги таможенного брокера будут актуальны всем, кто не собирается рисковать своим товаром и подвергаться риску. Ведь риски в этом деле могут привести к крупным финансовым потерям.

Группа компаний ВВЛ специализируется на услугах таможенной и транспортной логистики и предоставляет грамотных юристов, которые имеют необходимый опыт и навык ведения таможенных дел. Специалист оформит документацию и, при необходимости, организует перевозочный транспорт для груза.

Таможенное оформление импорта

Импорт - то есть ввоз в Россию продукции, автомобилей, иного груза - сопровождается предоставлением документов в таможенные органы РФ. Основные документы на товар:

  • внешнеторговый контракт;
  • паспорт сделки;
  • инвойс;
  • сертификат происхождения груза.

И другие документы, которые могут различаться в зависимости от типа перевозки и разновидности товара.

После подачи декларации груз переходит в стадию основного таможенного оформления, которое сопровождается регистрацией участника ВЭД, проверкой классификации, оценкой стоимости (валютным контролем), сертификацией, лицензированием, предоставлением основных документов.

Тарифный товар - это груз, который облагается различными таможенными пошлинами, лицензионными сборами и другими видами платежей, предусмотренными для каждой группы товаров. В зависимости от уровня тарифа оформление включает один или несколько видов пошлины - они бывают комбинированные, специальные, адвалорные.

Нетарифный груз - это так называемый экспресс-груз, операции по которому таможенными органами совершаются в первую очередь. Это небольшие грузы, состоящие из 4-х категорий, они имеют невысокую стоимость и не облагаются налогами.

При необходимости и по требованию таможенных органов может быть произведен таможенный досмотр, осмотр или наблюдение, после которого будет принято решение о выпуске товаров т транспортных средств.

Для чего нужна услуга таможенного брокера

Описанный процесс таможенного оформления - это идеальный вариант развития событий, однако очевидно, что часто декларанты встречаются с массой трудностей. Вот лишь основные из них:

  • на этапе присвоения кода товара по ТН ВЭД обнаружились нарушения, и таможенный орган принял решение об изменении классификации;
  • на этапе валютного контроля выявлены нарушения, что побудило таможенное управление принять решение о КТС (корректировке таможенной стоимости);
  • выявлены грубые нарушения при заполнении декларации, которые свидетельствуют о ее несоответствии заявленному товару - таможенный орган налагает штраф или возбуждает административное дело о правонарушении, которое имеет наиболее тяжкие последствия - конфискацию товара и выплату крупного штрафа.

Все эти нарушения чаще всего сопровождаются длительными судебными разбирательствами в арбитражном суде, задержкой поставок груза и, безусловно, крупными убытками. В отношении административного судопроизводства последние поправки к таможенному законодательству не радуют: согласно новой формулировке размеры штрафа в этих случаях таковы, что могут стать неподъемными для малого и среднего бизнеса и привести к их разорению.

Чтобы избежать подводных камней в сложном деле таможенного оформления, вы имеете право нанять для услуг оформления таможенного брокера, который грамотно составит документацию. Обратитесь за получением услуги в нашу компанию, как к надежному партнеру с многолетним стажем.

Сроки таможенного оформления

Сроки таможенного оформления по закону длятся не более 1 рабочего дня, следующего за днем после предъявления декларации (ст. 196 ТК ТС). Однако сроки продлеваются в случаях, когда требуется дополнительная проверка (ст. 69 ТК ТС). Для некоторых видов товаров удлинение сроков может оказаться критичным, поэтому для них предусмотрена упрощенная схема с минимальными сроками.

Упрощенная схема с минимальными сроками таможенного оформления

Для скоропортящихся, радиоактивных, военных товаров, а также необходимых при чрезвычайных ситуациях и некоторых других категорий - например, живых животных - применяются сроки оформления, которые не должны превышать 3 рабочих дней с продлением не более чем на 1 сутки.

В каких случаях требуется продление сроков

Согласно статье 69 ТК ТС проведение дополнительной проверки, а, следовательно, и увеличение сроков оформления товаров возможно при недостоверности сведений о стоимости товаров и решении об ее корректировке (КТС). К этому могут привести неточности или отсутствие необходимых документов на товар.

В этом случае таможенный орган удерживает товар до момента, когда необходимые документы будут предоставлены. При этом сроки не могут быть выше сроков временного хранения грузов, равным 2 мес. с их продлением до 4 мес. Такие задержки негативно сказываются на бизнесе и могут привести к убыткам.

Как избежать продления сроков

Все чаще компании нанимают для себя команду профильных юристов для аудиторской деятельности в деле оформления таможенной документации. Такое сопровождение решает все вопросы на этом пути:

  • проверка всей документации, необходимой для таможенного органа;
  • помощь на предварительном этапе в сборе и подготовке бумаг;
  • выплаты по таможенным ставкам;
  • оформление декларации, ведение процесса декларирования;
  • минимальные сроки оформления товара и его выпуск.

Наша команда ведет своих клиентов на всех этапах, мы предлагаем таможенный сервис «под ключ». Обращайтесь к нам, чтобы получить квалифицированную помощь. Мы также профессионально занимаемся логистической деятельностью и поможем вам транспортировать груз практически в любую страну удобным, эффективным и наиболее выгодным для вас способом.

ГТД - официальный документ, составляемый по установленной форме и используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и при изменении таможенного режима, под который помещались товары. Форма ГТД, которая была введена в практику таможенного оформления товаров в России с 1 апреля 1989 г., совпадает с формой ЕАД - Единого административного документа, используемого на территории стран Европейского союза. Формы бланков ГТД неоднократно менялись. В настоящее время применяются формы бланков ГТД, утвержденные Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724.

Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с Инструкцией определяющей порядок заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057.

Сведения в ГТД заносятся декларантом (если декларант - физическое лицо) или уполномоченным лицом декларанта (если декларант - юридическое лицо) либо специалистом по таможенному оформлению таможенного брокера (если декларант пользуется услугами таможенного брокера). Для заполнения соответствующих граф ГТД, для которых необходимо использование классификаторов, указанные лица должны пользоваться приложениями к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", а также Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, и Общероссийским классификатором валют, вступившим в силу с принятием Постановления Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст.

На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, в случае когда в отношении таких товаров устанавливается один и тот же таможенный режим. В случае когда товары подлежат помещению под разные таможенные режимы, необходимо заполнить такое количество ГТД, которое будет соответствать количеству указанных режимов.

В процессе декларирования товаров с использованием лишь основного листа (ТД-1 или ТД-3) в ГТД могут быть указаны сведения о товарах одного товарного наименования, вида и марки, классифицируемых одним десятизначным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), местом происхождения которых является одна страна либо в случае, если страна происхождения таких товаров неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами и заявлены в один таможенный режим.

Оба вида добавочных листов (ТД-2 или ТД-4) дают возможность дополнительно декларировать товары еще трех номенклатурных наименований, видов и марок, каждые из которых классифицируются одним десятизначным кодом соответствим ТН ВЭД России, происходят из одной страны либо страна их происхождения этих товаров неизвестна, подлежат обложению одинаковыми таможенными платежами. Количество добавочных листов к одной ГТД не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. Если при использовании листов ТД-2 и ТД-4 остаются незаполненные графы, предназначенные для декларирования одного наименования товара, то эти графы должны быть перечеркнуты.

В грузовой таможенной декларации можно выделить несколько информационных блоков, или разделов, ГТД:

а) общая характеристика поставки (графы 1, 3 - 6): в этих графах заявляются сведения о таможенном режиме, о количестве товаров и грузовых мест;

б) лица, участвующие в таможенном оформлении (графы 2, 8, 9, 14, 54): здесь заявляются сведения об отправителе, получателе товаров, лице, ответственном за финансовое урегулирование (контрактодержателе), а также декларанте и лице, заполнившим ГТД;

в) географический блок (графы 11, 15 - 17а, 34): этот блок отражает коды торгующей страны, страны отправления и страны происхождения товаров при ввозе товаров в Россию, страны назначения - при вывозе товаров из России;

г) транспортный блок (графы 18, 19, 21, 25, 26): указывается информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

д) финансовый блок (графы 12, 20, 22 - 24, 28, 47, 48): заявляются сведения об общей таможенной стоимости товаров, декларируемых в одной ГТД; об условиях поставки; о коде и курсе валюты; банковские сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование; сведения об исчислении таможенных платежей;

е) характеристика каждого товара в партиях дается в графах с 31 по 46: в этих графах указываются наименование товара; его упаковка; количество контейнеров; серия, номера и количество акцизных марок и т.д.; десятизначный код товара по ТН ВЭД России; вес нетто и брутто товара; код льготы по уплате таможенных платежей; остаток квоты, если в отношении товаров законодательно установлены количественные или стоимостные ограничения в случае ввоза; наименование и номер последнего оформленного таможенного документа, принятого таможенным органом в установленном порядке в результате помещения товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру; количество товара в дополнительной единице измерения и код дополнительный единицы измерения; фактурная, таможенная и статистическая стоимости товаров.

Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара. Сюда относятся: номер и дата выдачи лицензии, если товар попадает под меры нетарифного регулирования; номер транспортного (перевозочного) документа; номер и дата заключения договора международной купли-продажи (мены) или иного договора или контракта, заключенного с целью совершения внешнеэкономической торговой сделки; номера и даты счетов на оплату и поставку товаров; номер и дата выдачи разрешения таможенного органа о классификации товара соответствующего нормам ТН ВЭД России; номера и даты выдачи необходимых разрешительных документов (сертификатов, разрешений и др.); номер и дата сертификата о происхождении товаров; номера и даты составления иных документов.

Предоставление документов

Кроме подачи таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления.

При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе осуществить проверку на соответствие копий документов поступившим оригиналам. В этом должностслучае ное лицо таможенного органа, проводящее процедуру таможенного оформления, на предоставленных копиях документов проставляет запись "Сверено с оригиналом", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту.

В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений с целью сверки информации, которая содержится в поступившей таможенной декларации и других таможенных документах.

В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров, а так же транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.

Таможенный контроль за импортируемыми товарами начинается с момента пересечения товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу России и заканчивается после их включения в хозяйственный оборот на территории страны.
Таможенный контроль обусловлен экономическими интересами, связанными с уплатой таможенных платежей и аванса по НДС, а так же призван обеспечивать безопасность страны, защищать внутреннего производителя, соблюдать выполнение международных обязательств и т.д.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связывается с необходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действий обусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз, определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин, налогов и т.д. Таможенное оформление и таможенный контроль регулируется Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее ТК ТС), и Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) и другими нормативными документами.
Таможенные операции могут быть разделены на условные группы, которые получили название таможенных процедур. Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Производство таможенного оформления является необходимым условием для включения во внутренний товарооборот товаров, перемещенных через таможенную границу, в связи с их особым правовым положением, в соответствии с которым никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС.

Понятие и общий порядок проведения таможенного оформления
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.
Таможенное оформление – это совокупность действий по совершению таможенных операций необходимых в соответствии с требованиями ТК ТС для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами. Таможенные операции могут быть разделены на условные группы, которые получили название таможенных процедур. Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Выделяют следующие таможенные процедуры.
1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации: прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ; внутренний таможенный транзит; помещение товаров на временное хранение.
2. Предварительное таможенное декларирование товаров.
3. Таможенное декларирование товаров.
4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования: при убытии товаров с таможенной территории РФ; при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами.
5. Оформление завершения действия таможенного режима.
Помимо того, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу: получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления; получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами.
Место и время таможенного оформления
По общему правилу таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. Однако по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТК. Причем для совершения таможенных операций в иных местах требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного.
Начало таможенного оформления
Таможенное оформление начинается:
а) при ввозе товаров – в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
б) при вывозе товаров – в момент представления таможенной декларации, также устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК ТС для применения к товарам таможенных процедур; для исчисления и взимания таможенных платежей.
Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фито-санитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций
Федеральная таможенная служба России вправе устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в отношении лиц: 1) не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 КоАП РФ; 2) ведущих систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органом при производстве таможенного оформления товаров; 3) осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Первоочередной порядок таможенного оформления предусматривает льготы , предоставляемые в зависимости от видов товаров; особенностей перемещения товаров; целей перемещения товаров.
Упрощенный порядок таможенного оформления заключается:
1) в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей;
2) в сокращении требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей.
Предоставляемые преимущества используются при ввозе или вывозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при: подаче периодической таможенной декларации; выпуске товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров; проведении таможенного оформления на объектах добросовестных участников ВЭД; хранении добросовестными участниками ВЭД товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах.
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных ТК ТС и иными правовыми актами РФ, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также от соблюдения таможенных процедур.
Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров
Прибытие товаров на таможенную территорию
Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ.
Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше, и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Данные положения не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории РФ.
При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) документов на транспортное средство; 2) международной товаротранспортной накладной; 3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения путем представления таможенному органу следующих документов: общей декларации; декларации о грузе; декларации о судовых припасах; декларации о личных вещах экипажа судна; судовой роли; списка пассажиров; документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией; коносаментов или других документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация); 2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость); 3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах; 4) авиагрузовых накладных; 5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость); 6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией.
При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) железнодорожной накладной; 2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии ТК ТС.
Внутренний таможенный транзит
Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера.
Внутренний таможенный транзит (далее ВТТ) начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ товаров и заканчивается в таможенном органе назначения оформлением завершения ВТТ. Внутренний таможенный транзит применяется при: перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию РФ, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования; перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место ввоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ; перевозке товаров между складами временного хранения, таможенными складами; перевозке товаров в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Порядок производства ВТТ не распространяются: на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров; на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Срок ВТТ не может превышать срока, определяемого из расчета 2000 км за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, этот срок не может превышать 3 дней со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит.
Место доставки товаров при ВТТ определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.
В случае изменения пункта назначения при ВТТ перевозчик вправе обратиться в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, с заявлением об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также документы, предусмотренные ТК ТС.
После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения таможенный перевозчик предъявляет таможенному органу товары, транзитную декларацию, а также иные товаросопроводительные документы. После чего таможенный орган немедленно в течение двух часов регистрирует факт прибытия и в течение 24 часов с момента регистрации прибытия оформляет письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.
Перевозка товаров в соответствии с процедурой ВТТ может осуществляться любым перевозчиком. Например: 1) обычные перевозчики, например сами участники ВЭД; 2) транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ; 3) таможенные перевозчики. Таможенный перевозчик - это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории Российской Федерации.
Временное хранение товаров
Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, до их выпуска в соответствии с определенной таможенной процедурой.
Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения (СВХ). СВХ - специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ТК ТС. СВХ являются зоной таможенного контроля. Товары могут быть помещены на любой СВХ с учетом ограничений, предусмотренных ТК ТС.
На СВХ могут быть помещены любые иностранные товары, в т. ч. ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД запретов на ввоз. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в помещениях СВХ, специально приспособленных для хранения таких товаров.
Срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Предельный срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться в пределах срока хранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более 2 месяцев.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации.
СВХ могут быть двух типов: открытого или закрытого. СВХ открытого типа - доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. СВХ закрытого типа - предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения товаров, ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.
Владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев СВХ. Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения действительно в течение 5 лет.
Владелец СВХ не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.
Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации
Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, во время работы таможенных органов. Данное положение не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ. Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров. Погрузка товаров на транспортное средство допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии с ТК ТС.
Требования к товарам при их убытии с таможенной территории РФ: 1) Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. 2) Лица не несут ответственность, если утрата, либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии, либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в РФ, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения. 3) Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. 4) При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.
Таможенное декларирование и выпуск товаров
Декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным ТК РФ способом в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для других целей.
Основные функции декларирования сводятся к следующему: оно призвано обеспечить таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах; оно служит подтверждением законности совершаемых декларантом действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим; оно носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.
В настоящее время в РФ используется в электронная и письменная форма таможенного декларирования. В области внешнеэкономической деятельности применяется установленная форма декларации на товар (ДТ).
Одновременно с подачей ДТ на бумажном носителе в таможенный орган представляются необходимые для таможенных целей документы и электронная копия ДТ на магнитном носителе. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору участника ВЭД.
Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим (работником этого лица).
Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 2 месяцев со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ Российской Федерации (внутренний таможенный орган). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная возможность для Таможенной службы России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров: при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний; перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи); относимых к "группе риска" (товары, являющиеся предметами таможенных правонарушений, товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения); по перечню, устанавливаемому Правительством РФ (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности).
Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться: предварительным таможенным декларированием товаров; неполным таможенным декларированием, а также сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (лицензий); периодическим таможенным декларированием.
Возможность предварительного декларирования товаров , когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита.
После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию РФ такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.
По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены при соблюдении необходимых условий.
Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При этом декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который со дня принятия неполной таможенной декларации для иностранных товаров не может превышать 45 дней, а для российских товаров 8 месяцев.
Таможенный орган не принимает таможенную декларацию в следующих случаях: 1) Таможенная декларация подана в таможенный орган, неправомочный на ее принятие. 2) Таможенная декларация подана ненадлежащим лицом. 3) Таможенная декларация не оформлена соответствующим образом. 4) Отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы (за исключением случаев, когда получено письменное разрешение таможенного органа на отсрочку представления отдельных документов). 5) В отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Выпуск товаров
Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдения следующих условий: 1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении; 2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; 3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с ТК; 4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В Противном случае товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам представить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.
Разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, под таможенный режим выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров.
Условному выпуску товары подлежат в случае: 1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами; 2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации; 3) если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД.
Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
Выпуск товаров не осуществляется в случаях: если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов; при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены; если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Таможенное оформление грузов может быть реализовано владельцем груза или по его поручению таможенным представителем. Правила процедуры и стоимость пересылки отличаются в зависимости от типа посылки и стран, через границы которых будет проходить груз. Процесс документального оформления начинается в момент поступления груза на таможенный пункт.

Правовое регулирование таможенного оформления

За соблюдение правовых основ таможенных процедур отвечают органы ФТС (Федеральной таможенной службы). В их компетенцию входит подача инициатив о внесении изменений в существующий порядок пересечения границ товарами и грузами, проверка посылок и обеспечение их декларирования. В своей деятельности они пользуются нормами Конституции и полным набором правовых актов, затрагивающих сферу регулирования таможенной деятельности.

При пересылке грузов между странами-участницами Таможенного союза применяются правила, установленные Таможенным кодексом союза. Эти правила обязательны для применения при пересечении границ РФ. При морских перевозках надо учитывать положения:

  • Кодекса торгового мореплавания;
  • Постановления от 06.03.2012 №193.

Авиаперевозки регламентируются:

  • Воздушным кодексом;
  • Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 №82.

Пересечение границы с грузами на автомобильном транспорте должно отвечать требованиям:

  • Федеральных законов №259 и №127 от 08.11.2007 и 24.07.1998 соответственно.
  • Постановлений Правительства №1272 и №730.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом регулируется положениями Федерального закона №17, датированного 10.01.2003 г.

Тарификация услуг производится на основании такой законодательной базы:

  • Закон от 21.05.1993 №5003-1.
  • Закон от 27.11.2010 №311.
  • Постановление от 30 августа 2013 г. №754.

Порядок таможенного оформления грузов

Правила пересечения границы между государствами с грузом предусматривают прохождение 4 этапов:

  1. Затаможка – оформление разрешения на вывоз из страны.
  2. Транспортировка грузового отправления через границу.
  3. Прибытие на таможенный пункт в стране назначения.
  4. Растаможка – получение разрешения на ввоз товара в страну.

Этап 1

Чтобы получить разрешение на вывоз груза из страны, необходимо:

  • заполнить декларационную документацию и произвести устное декларирование груза;
  • пройти процедуру осмотра груза;
  • рассчитать госпошлину;
  • уплатить таможенные сборы;
  • получить разрешение.

Путем декларирования грузов перечисляются объекты, находящиеся в переправляемой посылке. При предоставлении неполного набора документов или при наличии ошибок в декларации груз не будет допущен к пересылке через пограничный пункт. Товар временно переместят на склад, чтобы у отправителя была возможность устранить недочеты.

ВАЖНО! Если одна из позиций перевозимых грузов не будет упомянута в декларации, такой товар причисляется к контрабанде и может быть арестован с последующей конфискацией и возможным уничтожением. Для перевозчика такая ошибка может обернуться административной и уголовной ответственностью.

При осмотре грузов сотрудники таможенного органа сверяют данные в декларации с фактическим наличием перевозимой продукции. Вскрытие упаковочного материала может быть инициировано только в случае возникновения подозрений на незаконность операции по перевозке (из-за возможного присутствия в посылке запрещенных товаров).

Следующий шаг – расчет пошлины. Ее сумма зависит от объема груза, количества товаров и присвоенного классификационного кода ТН ВЭД. Сотрудники таможни проверяют правильность классификации продукции, при необходимости самостоятельно группируют позиции в грузе по кодовым признакам. После этого можно оплатить пошлину и предъявить подтверждающие платежные документы работникам таможенного пункта. Завершением процедуры будет выдача перевозчику на руки разрешения на вывоз.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При возникновении подозрений на занижение стоимости груза сотрудники таможенного органа могут запросить документы, подтверждающие ценность товара в заявленной сумме. Представленная документация при необходимости может быть проверена на подлинность через официальные запросы в контролирующие органы.

Этап 2

Для транспортировки грузов через границу перевозимые товары упаковываются и пломбируются. На пломбах должны быть отметки таможенного органа, выдавшего разрешение.

Этап 3 и 4

Прибытие в страну назначения с грузами предполагает получение от принимающей стороны разрешения на ввоз товара. Процедура оформления документации аналогична затаможке: заполняются декларации, рассчитываются и уплачиваются госпошлины, получается разрешительная документация.

НЮАНС! Если возникли дополнительные вопросы к документации или грузу при перевозке животных, сами животные будут перемещены не на склад временного хранения, а в специализированный питомник.

Необходимые документы

При оформлении разрешений на вывоз и ввоз грузов из одной страны в другую необходимо иметь при себе регистрационную и уставную документацию компании, которая является собственником содержимого посылки (если отправителем является юридическое лицо). В числе таких документов могут быть:

  • устав;
  • свидетельство, подтверждающее наличие государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • справка с реквизитами расчетного счета в банковском учреждении.

Дополнительно потребуется договор между отправителем и получателем в отношении оформляемого груза. К нему прикладывают счет-фактуру, транспортные накладные, спецификации. Если продукция в составе груза относится к группе товаров, подлежащих сертификации, необходимо предъявить соответствующий сертификат, лицензию. При наличии страховки груза таможенным сотрудникам понадобится страховое соглашение.

После оплаты пошлины к комплекту документов добавляются платежные квитанции, чеки. При поручении проведения процедуры таможенного оформления грузов третьему лицу на него надо составить доверенность. Дополнительно могут истребовать сертификаты безопасности, документы, подтверждающие соответствие товара гигиеническим стандартам. Физическим лицам необходимо иметь при себе документы, идентифицирующие личность.

Тарифы ФТС

При оформлении грузов на импортера возлагается обязательство по уплате таможенных сборов, пошлины, в зависимости от вида товара могут начисляться НДС и акциз. От экспортера требуется заплатить таможенный сбор, в отдельных случаях экспортную пошлину. Для определения размера таможенных платежей необходимо правильно определить код ТН ВЭД.

Виды таможенных пошлин приведены в ст. 4 Закона №5003-1:

  • адвалорный тип, рассчитываемый в процентном отношении к таможенной стоимости;
  • специфическая разновидность, определяемая в форме фиксированной суммы денег за единицу конкретного товара;
  • комбинированный вид.

На размер ставок оказывают влияние страна происхождения груза и код продукции. Экспортные пошлины начисляются не на все категории грузов, полный перечень и точный размер платежа можно посмотреть в Постановлении №754. Акцизы и НДС вычисляются по общим правилам, приведенным в НК РФ. В категорию таможенных сборов входят три вида платежей:

  • оформительский сбор – сумма фиксированная, напрямую зависит от стоимости груза (минимальное значение равно 500 руб., максимальное – 10000 руб.);
  • за сопровождение – этот тип сбора актуален для грузов, перевозимых под таможенным контролем, ставка привязана к километражу (платеж будет равен сумме от 2000 до 6000 руб.);
  • за хранение – его надо оплачивать в случае таможенного хранения товаров (при обычных условиях хранения ставка будет равняться 1 руб. за каждые 100 кг продукции).

Сроки оформления на таможне

Сроки проведения процедур оформления на таможенных пунктах грузов регламентированы Таможенным кодексом ТС:

  1. При необходимости временного хранения груза в таможенном пункте можно оставить свой товар на срок не более 2 месяцев (ст. 170). Разрешается продление предельного срока по письменному заявлению (но не более чем на 6 месяцев).
  2. В ст. 185 указано, что до окончания предельного периода хранения груза необходимо подать декларацию о перевозимой продукции.
  3. На выпуск товаров из страны при условии успешного завершения процедур оформления разрешений отводится 1 рабочий день (ст. 196).

В отдельных случаях возможно применение упрощенной процедуры оформления. В этих ситуациях сроки сокращаются и не могут быть больше 3 дней. Максимальный период продления предельного срока – до 24 часов. Норма касается скоропортящихся продуктов, грузов, необходимых для ликвидации ЧС, имущества военного назначения. К этой категории относятся животные и экспресс-грузы, материалы, содержащие взрывчатые элементы, посылки в форме гуманитарной помощи и материалов для СМИ, двигатели с другими запчастями для ремонта автомобилей и других типов транспортных средств, реализующих международные перевозки.

Рассказать друзьям