Значение борецкая марфа в краткой биографической энциклопедии. Боярыня Марфа Борецкая: биография, деятельность и интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Марфа Борецкая

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Фрагмент картины К. В. Лебедева
Новгородская посадница (де-факто)
1471 - 1478
Соправитель: Дмитрий Борецкий (1471 - 1471)
Предшественник: Исаак Борецкий
Преемник: нет
Вероисповедание: православие
Рождение: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Великий Новгород
Смерть: (1503 )
Нижний Новгород
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Род: Лошинские
Имя при рождении: Марфа Лошинская
Отец: Семён Лошинский или Иван Лошинский
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг: Исаак Борецкий
Дети: Дмитрий , Фёдор , Ксения
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ма́рфа Боре́цкая (известна как Ма́рфа-поса́дница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна ) - жена новгородского посадника Исаака Борецкого .

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря . Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий . Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть формально «посадницей». Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, она впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского . Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III .

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью , Далилой , Иродиадой и императрицей Евдоксией . В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству .

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю . Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет ». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов .

В искусстве

  • Марфа-Посадница, или покорение Новгорода - историческая повесть Николая Карамзина
  • Марфа-Посадница - фильм 1910 года .
  • Марфа Посадница - стихотворение Сергея Есенина .
  • Марфа-Посадница - роман Дмитрия Балашова ()
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого ()
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина ()
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина ()

Напишите отзыв о статье "Борецкая, Марфа"

Примечания

Литература

  • Рудаков В. Е. Борецкие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Иконников В. Борецкая, Марфа Ивановна // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
Предшественник:
Исаак Борецкий
Новгородская посадница
(де-факто)

-
Преемник:
упразднение республики
и захват её Иваном III

Отрывок, характеризующий Борецкая, Марфа

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...
– Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой.
Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал.
– Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя!
Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...
Медленно-медленно глаза Радана закрылись. Из разжавшейся бессильной руки со звоном выпал на землю рыцарский кинжал. Он был очень необычным... Светодар взглянул повнимательнее – этого просто не могло быть!.. Такое оружие принадлежало очень узкому кругу рыцарей, только лишь тем, которые когда-то лично знали Иоанна – на конце рукояти красовалась золочённая коронованная голова...
Светодар знал точно – этого клинка давно уже не было у Радана (он когда-то остался в теле его врага). Значит сегодня, он, защищаясь, выхватил оружие убийцы?.. Но как же могло оно попасть в чьи-то чужие руки?!. Мог ли кто-то из знакомых ему рыцарей Храма предать дело, ради которого все они жили?! Светодар в это не верил. Он знал этих людей, как знал самого себя. Никто из них не мог совершить такую низкую подлость. Их можно было только убить, но невозможно было заставить предать. В таком случае – кем же был человек, владевший этим особым кинжалом?!.
Радан лежал недвижимый и спокойный. Все земные заботы и горечи покинули его навсегда... Ожесточившееся с годами, лицо разгладилось, снова напоминая того радостного молодого Радана, которого так любила Золотая Мария, и которого всей душой обожал его погибший брат, Радомир... Он вновь казался счастливым и светлым, будто и не было рядом страшной беды, будто снова в его душе всё было радостно и покойно...
Светодар стоял на коленях, не произнося ни слова. Его омертвевшее тело лишь тихонько покачивалось из стороны в сторону, как бы помогая себе выстоять, пережить этот бессердечный, подлый удар... Здесь же, в этой же пещере восемь лет назад не стало Магдалины... А теперь он прощался с последним родным человеком, оставаясь по-настоящему совсем один. Радан был прав – это место впитало слишком много их семейной крови... Недаром же даже ручьи окрасились багровым... будто желая сказать, чтобы он уходил... И уже никогда не возвращался обратно.
Меня трясло в какой-то странной лихорадке... Это было страшно! Это было совершенно непозволительно и непонятно – мы ведь звались людьми!!! И должен ведь где-то быть предел человеческой подлости и предательству?
– Как же ты смог с этим жить так долго, Север? Все эти годы, зная об этом, как ты сумел оставаться таким спокойным?!
Он лишь печально улыбнулся, не отвечая на мой вопрос. А я, искренне удивляясь мужеству и стойкости этого дивного человека, открывала для себя совершенно новую сторону его самоотверженной и тяжёлой жизни... его несдающейся и чистой души....
– После убийства Радана прошло ещё несколько лет. Светодар отомстил за его смерть, найдя убийцу. Как он и предполагал, это не был кто-то из Рыцарей Храма. Но они так никогда и не узнали, кем по-настоящему был посланный к ним человек. Только одно всё же стало известно – перед тем, как убить Радана, он так же подло уничтожил великолепного, светлого Рыцаря, шедшего с ними с самого начала. Уничтожил только лишь для того, чтобы завладеть его плащом и оружием, и создать впечатление, что Радана убили свои...
Нагромождение этих горьких событий отравило потерями душу Светодара. У него оставалось лишь одно утешение – его чистая, истинная любовь... Его милая, нежная Маргарита... Это была чудесная катарская девушка, последовательница учения Золотой Марии. И она чем-то неуловимо напоминала Магдалину... То ли это были такие же длинные золотые волосы, то ли мягкость и неторопливость её движений, а может просто нежность и женственность её лица, но Светодар очень часто ловил себя на том, что ищет в ней давно ушедшие в прошлое, дорогие сердцу воспоминания... Ещё через год у них родилась девочка. Они назвали её Марией.

Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна) - жена новгородского посадника Исаака Борецкого, один из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III. Выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477-1478 годов, была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть формально «посадницей». Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, она впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, её с внуком Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

В искусстве

  • Марфа-Посадница, или покорение Новгорода - историческая повесть Николая Карамзина
  • Марфа-Посадница - фильм 1910 года.
  • Телесериал «София», режиссёр Алексей Андрианов - Лидия Байрашевская.
  • Марфа Посадница - стихотворение Сергея Есенина.
  • Марфа-Посадница - роман Дмитрия Балашова (1972)
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого (1959)
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина (2016)
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина (1830)

Аристократка Марфа Борецкая стала последней посадницей Новгорода. Она возглавила борьбу горожан против московского князя Ивана III, который все-таки подчинил себе древнюю республику и сделал ее частью единого Русского государства.

Личность Марфы

Посадница Марфа Борецкая была родом из боярской семьи. Ее дата рождения точно не известна, сведений о детских и юношеских годах также не сохранилось. Она попала в летописи в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, от которого и получила фамилию. Муж скончался во второй половине 50-х годов XV века (последняя информация о нем датируется 1456 годом). Он оставил своей жене много денег и земли. Все эти ресурсы позволили Марфе стать одной из самых влиятельных фигур в общественной жизни Новгорода.

В истории эта женщина известна как «посадница», однако Борецкая никогда формально не имела такого титула. Это было лишь насмешливое прозвище, данное ей москвичами, которые ненавидели ее как принципиального врага. Тем не менее можно точно сказать, что Марфа была де-факто правительницей Великого Новгорода с 1471 по 1478 год. Этот были последние дни независимости республики, когда она боролась с Москвой за суверенитет.

Известность в Новгороде

Впервые Марфа Борецкая заявила о себе как о важной политической фигуре, когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа. Она поддержала Пимена (и пыталась отстоять его кандидатуру с помощью золота), однако в итоге был выбран ставленник Москвы - Феофил. Кроме того, новый архиепископ должен был быть посвящен в столице Ивана III, а не в Киеве, как это всегда бывало прежде.

Марфа не смогла простить такой обиды, и с этого момента начала устанавливать контакты с литовской партией в Новгороде. Это политическое движение выступало за сближение города с великим князем из Вильнюса, а не московским правителем. Подобная позиция противоречила тем условиям, которые были согласованы во время подписания Яжелбицкого мира.

Эта бумага была подписана в 1456 году (еще при отце Ивана III - Василии Темном). Договор устанавливал зависимость Новгорода от Москвы при формальном сохранении старых институтов и порядков (вече, титул посадника и т. д.). Условия худо-бедно исполнялись уже на протяжении многих лет. Это был компромисс между мощным влиянием Москвы на все русские земли и старым республиканским строем Новгорода.

Сторонница Польши

Марфа Борецкая решилась пойти против установившихся порядков. Именно она возглавила боярскую оппозицию против Ивана III и искала поддержки у Казимира IV (Польша и Литва существовали в рамках заключенной между собой унии). Марфа на собственные деньги отправила к зарубежному монарху посольство, прося у него принять Новгород в качестве автономии в свои владения. Условия были согласованы, и в город прибыл наместник - Михаил Олелькович. Эти события привели в ярость Ивана III. В 1471 году он объявил Новгороду войну.

Подготовка к войне

До того как отправить войско на север, Иван попытался урегулировать конфликт с помощью дипломатии. Он обратился к помощи авторитетного посредника в лице Церкви. Московский митрополит отправился в Новгород, где упрекнул его жителей и Марфу в предательстве Москвы. Также он убеждал отказаться от унии с католическим государством. Подобный поступок можно было расценивать как отход от православия.

Чем знаменита Марфа Борецкая? Своей непримиримостью. Она отказалась идти на уступки противнику. Узнав об этом, Иван III объявил крестовый поход против католического засилья в православном Новгороде. Такой лозунг позволил ему собрать немало сторонников, в том числе псковитян, устюжан и вятичей, которые в другой ситуации могли бы отказать Москве в помощи. Войско вышло в поход даже несмотря на то, что польский наместник Михаил Олелькович покинул берега Волхова и уехал в Киев.

Характеристика Марфы Борецкой заключалась еще и в том, что она не опускала руки в моменты страшной опасности. В Новгороде также было собрано войско. Его организация не прошла без участия Марфы. Кроме того, ее сын Дмитрий, бывший тогда формальным посадником, сам оказался в армии.

Шелонская битва

Московская армия под руководством знаменитых воевод Даниила Холмского и Федора Пестрого захватила и сожгла важную крепость Русу. После этого успеха дружина остановилась, чтобы дождаться подкрепления из Пскова. В то же время дополнительные московские полки соединились с тверским отрядом и также направились на север.

Новгородское войско включало в себя 40 тысяч человек. Оно направилось в сторону Пскова, чтобы не дать его армии объединиться с Холмским. Московский воевода догадался о планах противника и двинулся ему наперерез. 14 июля 1471 года Холмский внезапной атакой ударил по не ожидавшему его новгородскому войску. Сражение это известно в историографии как Шелонская битва (по названию реки). Холмский имел под своим началом вдвое меньше человек, чем новгородцы, однако его ошеломительный удар определил итог противостояния.

Погибли тысячи новгородцев. Сын Марфы - Дмитрий Борецкий - был захвачен в плен и вскоре казнен за измену. Поражение сделало неизбежной участь Новгорода.

Коростынский мир

Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления - Вече - больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.

Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.

Упразднение новгородской независимости

В Москве знали о том, что против Ивана строит козни боярская новгородская верхушка и лично Марфа Борецкая. Посадница продолжала пытаться наладить контакты с Казимиром, несмотря на казнь собственного сына и поражение в войне. Иван Васильевич на некоторое время закрыл глаза на то, что происходит на севере, так как у него было множество других забот - например, трудные отношения с татарами.

Однако в 1478 году князь, наконец, освободился от других забот и решил покончить с новгородской вольницей. В город пришли московские войска. При этом никакого организованного серьезного сопротивления так и не возникло. Согласно приказу Ивана III, боярыня Марфа Борецкая лишалась всех своих земель и должна была отправиться в Нижний Новгород и стать монахиней в тамошнем монастыре. Были уничтожены основные символы свободы Новгорода: отменено вече, увезен вечевой колокол. Кроме того, Иван выслал из города всех бояр, которые были заподозрены в неприятии его власти. Большую их часть поселили в Москве - поближе к Кремлю, где их влияние было сведено на нет. В Новгород же отправились верные Ивану Васильевичу люди, которые заняли основные посты и смогли мирно сделать его частью объединенного русского государства.

Судьба Марфы

Марфа Борецкая, биография которой как политика закончилась, действительно оказалась в монастыре. В постриге она приняла имя Марии. Бывшая аристократка скончалась в 1503 году в Зачатьевской обители, который с XIX века стал называться Крестовоздвиженским. Образ Марфы Борецкой сразу стал неотъемлемой частью русского фольклора. Летописцы часто сравнивали эту женщину с другими важными политическими фигурами слабого пола - Элией Евдоксией и Иродиарой.

Марфа и её сын в 1471 г выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленную Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, ее поддерживали знатные новгородские вдовы. Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода. Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 г) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями о котором стало известно Ивану III.
 

В 1478 г в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где её постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 г — Крестовоздвиженский) монастыре, где она умерла в 1503 г. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Тверского княжества. В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией.

Марфа-Посадница (Борецкая Марфа Семеновна) - глава партии новгородских бояр, настроенных враждебно к Москве. Во втором браке была замужем за посадником И. А. Борецким, род которого с давних пор стоял в оппозиции к политике моек. князей. Овдовев в бо-х гг. XV в. во второй раз, Марфа-Посадница сделалась самостоят, владелицей огромного состояния, уступавшего своими размерами лишь состоянию новг. архиепископа и богатейших монастырей Новгородской феодальной. республики. В соответствии со своим богатством она занимала и положение в Новгороде Великом. В 1471 г вместе с сыном Дмитрием, новг. степенным посадником, возглавила враждебную Москве партию новг. бояр, которая вела переговоры о переходе Новгорода в подданство Литвы с вел. кн. лит. Казимиром IV. Новг. 4-я летопись прямо обвиняет Марфу-Посадницу в сговоре с лит. кн. Михаилом Олельковичем. После присоединения Новгорода к Москве (1478 г) Марфа-Посадница, по приказу Ивана III Васильевича, была арестована, выслана в Москву и пострижена в монахини, а всё её имущество конфисковано.

Колоритной фигурой Великого Новгорода в XV столетии - в последний период его самостоятельности - являлась знатная новгородская боярыня Марфа Борецкая. Недаром Николай Михайлович Карамзин называл ее «величавой республиканкой»...

Марфа Борецкая, или, как ее еще называли, Марфа-посадница, была последней защитницей Новгородской республики. Карамзин, яростный сторонник монархии, тем не менее, выразил надежду, что ее имя будет вписано в «галерею знаменитых россиянок».

В этом великий историк, как и во многом другом, оказался прав.

Самостоятельная хозяйка

Знаменитая Новгород ка происходила из знатного рода бояр Лошинских. Ее первым мужем был боярин Филипп, в этом браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс. К несчастью, они утонули на Карельском берегу Белого моря.

Вторым мужем Марфы был посадник Исаак Андреевич Борецкий. Принадлежал он к известной в Новгороде семье, которая в XV веке имела обширные «боярщины» - землевладения. Похоронив обоих мужей, Борецкая осталась полновластной и самостоятельной хозяйкой со значительными земельными угодьями.

В памяти новгородцев образ Марфы навсегда остался как образ властной и жестокой правительницы, карающей самодержицы.

Как гласит легенда, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, она приказала сжечь там ряд деревень. Если верить летописям, Борецкая была стяжательницей с мертвой хваткой.

Так, в середине XV века игумен Зосима выступил с ходатайством перед посадником о передаче Соловецкому монастырю Обонежья. Против этого выступило новгородское боярство. Среди тех, кто рьяно отстаивал права на эту землю, была Борецкая. И Зосима был выгнан «единой от славнейших и первых града сего» Марфой со словами: «Отчизну нашу отъемлет от нас!» Она безжалостно расправлялась со своими врагами. В «Житии Варлаама Важского» рассказывается, что будто бы некий Василий Своеземцев был вынужден спасаться бегством из-за интриг Марфы и бежал вместе со своим семейством в имение на Ваге.

Позднее она увеличила свои угодья за счет собственных «прикупов». Она со временем стала крупнейшей вотчинницей и не уступала тогдашним боярским родам - Овиновым, Есиповым. По мнению многих историков, Борецкая к концу XV столетия была третьей по величине собственности после новгородского владыки и монастырей.

Внимательно просматривая описи ее владений, можно встретить пушнину в тысячах шкурок и хлеб в сотнях коробей, множество мясных туш, масло, кур, лебедей, полотно в сотнях локтей. И, конечно, деньги. Денежный оброк в вотчинах Борецкой составлял не менее 51% владельческого дохода. В Новгороде, на Неревском конце города, на улице Великой ей принадлежали каменные палаты в два этажа. Ее дом резко выделялся даже среди других боярских особняков. Благодаря таким огромным богатствам Марфа и обрела политический вес. В подобных конфликтах она всегда проявляла себя как злейший враг Великого княжества Московского.

Так что терять ей было что, и когда Москва заявила свои права на Новгород, она вступила в борьбу с великим московским князем Иваном III.

Смутившая «соблазном речей»

Во второй половине 60-х годов XV века Марфа возглавила боярскую группировку, которая открыто выступила против Москвы и ее объединительной политики. В 1471 году Борецкая вместе с рядом влиятельных новгородцев, куда вошли боярыня Анастасия (вдова боярина Ивана Григорьева) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова), решили выдвинуть своего кандидата на постархиепископа -некоего Пимена.

Будучи приближенным бывшего архиепископа Ионы и имея доступ к казне, он сумел передать Борецкой немало средств для борьбы с Москвой. Но на этот раз Марфа и ее клевреты проиграли, и архиепископом избрали Феофила. А вскоре из Москвы вернулся новгородский посол, который заявил, что великий князь Московский Иван III считает Новгород «своею отчиною». Борецкая использовала это заявление как повод для решительных действий. Ее дом стал по сути центром бурных собраний, а сама Марфа - их вдохновительницей. По словам тогдашнего летописца, «многие люди на сонмище к ней приходили и много послушали прелестных и богоотметных ее слов, не зная о том, что было им на пагубу». Даже «многие из народа» - простые новгородцы - «смутились соблазном» речей Борецкой. А планы у новгородского боярства-аристократии были великие.

Они хотели создать в Новгороде православное наместничество, зависимое от Литвы. Боярство жаждало видеть будущего наместника из числа «литвин». К тому же этот наместник должен был вступить в брак с Марфой Борецкой, которая «хотячи поити замужь за литовского же пана за королева, да... мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети от короля всею Новгородскою землею».

В 1471 году Марфа Посадница вместе со своими сыновьями (детьми от Исаака Борецко-го) открыто выступила на вече против подчинения Новгорода Москве. Как сказано в летописи, «тою отчаянною мыслью нача прельщати весь народ православия Великий Новгород». По словам русского историка Сергея Соловьева, она «вынудила» согласие веча на отложение от Москвы: «Наемники Борецкой являлись на площади и вопили о притеснениях Москвы, о золотой воле под покровительством Казимира литовского, камнями заставляли молчать московских приверженцев». Сергей Михайлович, осуждая Борецкую, называет ее не иначе как Иезавелью, бесноватой Иродиадой, царицей Евдоксией и Далилой -библейской героиней, предавшей Самсона. Хотя не стоит забывать о том, что Борецкая была дочерью своего времени и использовала в политической борьбе те же средства, что и ее современники, хотя бы тот же великий московский князь Иван III.

Плаха вместо трона

Конечно, у сторонников Борецкой - боярства - были средства, и они сумели подкупить «смердов, шильников и других безыменных мужиков», подбив их на выступление. В нужный момент в городе зазвонили в колокола, и люди стали кричать: «За короля хотим!» И хотя в Новгороде была и «партия» сторонников Москвы, приверженцы Борецкой их пересилили. Послы новгородского боярства с дарами отправились к литовскому королю.

Узнав об этом, Иван III организовал поход на Новгород. 20 июня 1471 года с многочисленным войском он выступил из Москвы. Сражение между москвичами и новгородцами произошло на реке Шелони. Последние потерпели сокрушительное поражение. Сын Марфы, степенной посадник Дмитрий Исаакович был пленен в этой битве и сложил свою голову на плахе. Клевреты посадницы были вынуждены признать свое поражение. Для того чтобы замириться с великим князем, новый посадник Фома Андреевич преподнес Ивану III тысячу серебряных рублей, и он «не отринул челобитья, взял тяжкую пеню за проступок». Тем не менее Марфа-посадница продолжала вести борьбу против московского князя. В декабре 1475 года Иван III вновь прибыл в Новгород. Он даже посетил хоромы богатых бояр. Такой чести он удостоил даже Анастасию Григорьеву, которая примыкала к «партии» Борецкой, и некоторых бояр.

А вот посетить дом Марфы будущий «государь всея Руси» не удосужился. По-видимому, знал, что она по-прежнему является злейшим врагом. В том же году по приказу Ивана III был схвачен другой сын Марфы - Федор Исаакович и отправлен в тюрьму.

Трагическая развязка наступила через несколько лет. В феврале 1478 года Иван повелел схватить саму Марфу и ее внука Василия Федоровича. Великий князь повелел отослать их в «заточение» и «тако конечне укроти Великий Новгород». «Злохитрева жена», как именует летописец Марфу Борецкую, была отправлена в Москву. Но, по-видимому, она так страшна была для московского владыки, что до Белокаменной ее не довезли. В этом же году ее казнили в небольшом тверском селе Млеве на пути к Москве.

Виктор Елисеев

Рассказать друзьям